Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. Большие мастерские
  2. ***
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Большие мастерские

7 августа
Со следующего года мы договорились поменять расписание в пятом и шестом классе. Поменять расписание - вопрос скорее технический, чем философский. Однако чувствую необходимость некоторых комментариев. Итак, вот что у нас будет. Пятый класс, допустим: первая неделя - историческая, вторая - литературная, третья - естественнонаучная. Потом - опять по кругу.
На каждой неделе на главный предмет выделяется шесть часов (по два часа с трёх недель) плюс два часа русского языка на работу по теме, плюс два часа самоподготовки на доработку по теме. Итого - десять часов на тему. Например, тема по истории - Искусство и философия античной Греции; по литературе - Приключения барона Мюнхаузена; по естественным наукам - наша Вселенная.
Всё это заканчивается или написанием своего текста по теме или съёмкой видеофильма, или рисованием газеты. И, непременно, рассказом для учеников другого класса о том, что сделали и узнали.
В нашей «реформе расписания» нет ничего революционного. Погружения - углублённое изучение одного из предметов в сжатые сроки - обычный приём работы и в вальдорфских школах, и в Школе самоопределения Тубельского.
Однако есть вопросы: и родительские, и профессиональные.
1. Зачем это надо? Чтобы ответить на этот вопрос, походите немного на уроки к старшеклассникам. Биогеоценоз - по биологии, строение белка - по химии, экономика стран Азии и Африки - по географии, Война и мир… - это один день из жизни десятиклассника. Буквально.
Откуда пошло такое? Знания множились и множились, и дробились при этом. И всю эту сумму знаний - умножившихся и раздробленных - казалось необходимым усвоить. Так и возникла чересполосица двенадцати школьных предметов, без пересечений и накладок.
Представьте, что Вам на работе начальник даёт одновременно двенадцать заданий, выполнять надо сразу все, причём прекращать одну работу и приступать к другой строго по звонку через каждые сорок минут.
2. Не устанут ли дети? Дети устают и от двух уроков подряд. А тут - десять уроков по одной теме, с одним учителем в течение недели. Но дети устают не от человека (ведёт же в начальной школе один учитель двадцать уроков в неделю) и не от темы работы (если что интересно - захватывает целиком); устают они от однообразности и скуки.
Устают от уроков. Нет смысла объединять обычные уроки. У погружения - БОЛЬШОЙ МАСТЕРСКОЙ - должен быть другой сценарий. Эксперимент, экскурсия, посещение театра, просмотр фильма, работа в группах над собственной темой, чтение книг, работа с компьютерной программой, игровые сценки… Дети скучать не будут.
3. Ещё один «эксперимент на детях»? Опыт многолетний и позитивный - в нашей начальной школе! Каждую неделю наши ученики и первого, и четвёртого класса участвуют в работе двух Мастерских.
Одна - по русскому языку. Пишут свободный текст.
Другая - Литературный театр (читают книги и ставят сценки) или Газета по естествознанию (смотрят фильмы, работают с энциклопедиями, пишут, рисуют, выступают), или Путешествие на Машине времени (похоже на Газету, но история…)
Этот проект - мастерская - длится, как правило, восемь-десять часов, в течение недели, по два часа в день. В пятницу - десант!
Если всё так хорошо идёт в четвёртом классе, почему не сохранить этот порядок и в пятом? Что принципиально меняется? Вместо одного учителя - несколько. Следовательно, одна лишь проблема - взрослые люди должны договориться.
Конечно, по содержанию и уровню требований мастерские в пятом и шестом классе должны быть другими, нежели в начальной школе. Более строгими и взрослыми.
4. Если всё так хорошо, почему этого нет в обычной школе? Традиционная школа - это школа памяти. Главное - запомнить: факты, имена, даты, термины, опять факты… А для памяти, наверное, лучше такое расфасованное знание - кусочками по сорок минут ежедневно.
Но если мы не просто грузим ребёнка новой информацией, а обращаемся к чувству, развиваем образное мышление, опираемся на опыт, работаем то в группах, то индивидуально, если история у нас незаметно переходит в русский язык, а на литературе дети играют как в театре - то, наверное, должно быть другое расписание.
Более Цельное.
***
Эти часы могли бы стоять в расписании в начале дня! Тема мастерской - это стержень работы, стержень дня и недели. Это то дело, ради которого ученики просыпаются, встают с постели и идут в школу:
- О, у нас сегодня проект по океанам начинается!
- Сегодня мы идём с десантом в 10 класс…
- Я, кажется, играю барона Мюнхаузена….

Страницы: « 1 ... 36 37 38 39 (40) 41 42 43 44 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?