Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. Фиолетовый туман
  2. ***
  3. ***
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Фиолетовый туман

21 июля
Это было шесть лет назад. Срок давности истёк - можно рассказать.
Всё начиналось просто. Четвёртый класс, урок в библиотеке: «Сегодня вы можете читать любую книжку по истории.» Стеллаж, несколько десятков книг. Кто-то взял книжку о гладиаторах, кто-то - об истории моды. И вдруг:
- А можно про динозавров. Это история?
- А про корабли?.
- А можно я буду читать о собаках?
- А о морских свинках?
Какое я, все ж учитель истории, имею отношение к динозаврам и морским свинкам.
- Ну, ладно, читайте о морских свинках…
- А можно свою книжку, принесённую из дома?
- Можно мы с Максом будем вместе читать по мотоциклы?
- Можно сначала фильм про Трою посмотрю, а потом уже почитаю?
- …
А почему собственно нельзя? И кто решает, что можно, а что нельзя?
Хотелось, чтобы это был настоящий, не наведённый, интерес. Идущий откуда-то из глубины, изнутри. Из тех глубинных пластов детской психики, куда были вытеснены Школой дошкольные «Почему?» и «Как?»
Хотелось пробудить даже не интерес - желание. Когда нет сил терпеть. Которое захватывает всю натуру ребёнка, когда нет ни урока, ни перемены - очень хочется!
Чтоб было всё совсем по-настоящему. Свинки - так свинки. Поединок Гектора и Ахиллеса - так поединок.
- А можно я…
- Можно…
Почему поддался?
То ли надоело смотреть на усталых детей и видеть в их глазах школьную послушность.
То ли - официальное оправдание этой авантюры - понимал, что для психики ребёнка, для души его, очень полезно бывает делать то, что сам хочешь делать.
Осознанная необходимость? Честно говоря, меня подташнивает, когда учителя произносят это словосочетание.
Правила… Нужны правила: чтоб дети не бегали, не кричали и не бросались книжками и видеокассетами. Конечно, правила нужны, но не я спущу их с высоты своего директорско-учительского авторитета; правила возникнут в головах моих четвероклассников - из понимания, что нельзя мешать другу и что нужен какой-никакой результат.
Поэтому раз в неделю мы собираемся на обсуждение нашей работы - на сбор - где каждый мог сказать, что ему нравится, а что нет.
Ну, первый сбор был посвящён вопросу, надо ли поднимать руку на сборе или просто можно говорить, когда хочешь.
Кстати, французы, братья Френе, рассказывают, что на первом сборе в классе, как правило, решается вопрос, как правильно faire pipi, чтобы в туалете было чисто. И это страна с самой развитой демократией в мире, двухсотвековой традицией…
Итак, на сборах рождались первые правила.
Нельзя мешать другому работать. Разговаривать можно только шёпотом. Можно тихонько ходить по классу.
Можно работать поодиночке или в группе до 4 человек.
О том, что ты прочитал, нужно рассказать другим. Как только ты готов, пишешь свою тему и время, когда будешь рассказывать. Те, кому твоя тема интересна, приходят послушать. Это мы назвали словом «Клуб».
Если ты не записываешься на Клуб, то продолжаешь в это время спокойно заниматься своим делом.
Итогом работы является газета, которую рисует группа. И с этой газетой мы идём выступать перед учениками другого класса.
***
Читали и кораблях, и о гладиаторах, и рассказывали, и делали газеты… Каждый занимался, чем хотел…
Катя, задумчиво:
- Тема моего доклада - Фиолетовый туман…
- А, опять ерунда всякая… Ещё придумай что-нибудь.
- Нет, - говорит, - фиолетовый туман.
Махнул рукой.
Катя сделала доклад о картине Моне: «Вестминстерское аббатство, фиолетовый туман»…
***
Кстати, эти четвероклассники в этом году закончили десятый класс…

Страницы: « 1 ... 32 33 34 35 (36) 37 38 39 40 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?