Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. Одна педагогическая утопия
  2. Мастерские по предметам
  3. Тихая самостоятельная работа
  4. Спецкурсы
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Одна педагогическая утопия

17 февраля
Я хотел бы назвать этот рассказ «Один день ученика нашей школы». Но это было бы нечестно. Текст, написанный пять лет назад, так и остался «проектом» - иначе говоря, педагогической утопией.
Рабочий день ученика: два «урока», два часа тихой самостоятельной работы и два часа Свободного полёта - когда сами дети решают, чем они хотят заниматься, - увы…
Мы почти приблизились к этому идеалу четыре года назад, но надвигалась очередная государственная аккредитация, и чувство самосохранения взяло верх. Реалпедагогик.
И всё ж, такая школа могла бы быть. И выпускники её были бы здоровыми и счастливыми людьми. Но разве это цель нашей системы образования?
Может быть, лет через тридцать-сорок, если вдруг в нашей стране что-нибудь изменится, кто-нибудь сможет сделать такую школу. И тогда этому тексту можно будет вернуть его настоящее название - «Один день ученика нашей школы».

Мастерские по предметам

Это чуть-чуть напоминает уроки: весь класс, один учитель, программа курса.
Но речь не идёт о буквальном выполнении Программы. Наша «программа» - это разные интересные дела, которые учитель делает вместе с детьми. Её составляет сам учитель, предугадывая детский интерес. Или вместе с учениками. Мы можем делать то, что нам интересно - но в рамках предмета.
Это не очень похоже на привычные уроки.
Нет сухого объяснения и разучивания алгоритмов. Есть много экспериментов, опытов, демонстраций, видеофильмов. И яркие рассказы учителя, обращённые к Сердцу ученика.
Нет монологов у доски и созерцания стены. Есть работа: групповая и индивидуальная. Хорошо организованный труд не утомляет, а приносит радость.
Нет бесконечных повторений и ответов на наводящие вопросы. Есть возможность самому спрашивать, не понимать, удивляться. Потому что без этого настоящего мышления не будет.
Это, скорее, не урок - а Мастерская.
Как в средневековой мастерской - мастер передаёт секрет ремесла ученику. Работает вместе с ним, учит не на словах, а на практике. А итогом является первая самостоятельная работа ученика - его шедевр.
Уроков не много: может быть, два урока в день.
Но ведь урок - всего лишь одна из форм работы. Результат зависит не от количества аудиторных часов - а от вовлечённости ученика. Продолжение уроков будет на Самостоятельной работе. А если удастся по-настоящему увлечь - вовлечь - ученика, то и на Спецкурсах.

Тихая самостоятельная работа

То, что раньше считалось домашним заданием.
Делается в школе, помогает учитель. Объём и сложность работы определяет ученик. Как? Каждый учитель предлагает задание для самостоятельной работы.
По математике - задачи разного уровня сложности. По русскому - упражнения. По английскому - упражнения (письменные и устные), в т.ч. компьютерные программы. По истории, естествознанию - работа с книгами, компьютерными программами, видеофильмами.
Это не совсем «самоподготовка» - там «учитель задал». Здесь иначе: Я сам выбрал эту работу.
Дети разные: есть «сильные», есть «неудачники». Но все хотят быть успешными - то есть успевать! Поэтому предлагаются задания 2-3 уровней сложностей.
Программа - не бетонированное шоссе, по которому мчатся машины. Скорее, это отдельные тропинки. У каждого - свой путь прохождения программы.
Самостоятельная работа проходит в Библиотеке или Компьютерном классе. Библиотека - стеллажи с книгами. Компьютерный класс - десятки программ по каждому предмету.
Два часа в день - на Уроки Самостоятельной Работы. Два часа спокойной, сосредоточенной работы. Каждый делает своё дело.

Спецкурсы

Спецкурс - это форточка школы, открытое наружу окно. Потому что там, снаружи, живёт реальный детский интерес.
Ребёнок приходит в школу со своими вопросами и интересами. Вокруг этого строится работа на спецкурсах.
Кому-то интересно узнать, почему вымерли динозавры - вот фильм и книги. Или заняться историей моды - вот книги и фильм. Или читать книжку, не обязательно по программе. Или писать: стихи, рассказы, романы, статьи в газету. Или ломать голову над головоломками. Или делать опыты по химии, запускать модель вертолёта, рассматривать букашек в микроскоп, звезды - в телескоп.
Вот оно, начало всякого познания - детское любопытство и желание. Как организовать этот хаос?
Пятнадцать кричащих детей, половина из которых не знают, что им в жизни интересно. Может ли один учитель охватить все? Объединяется несколько классов - например, 4 класса, 60 учеников. Работает 4 учителя, каждый ученик выбирает себе руководителя. Выбор делается на четверть. Итог - защита «шедевра» перед учениками другого класса.
Другое название спецкурсов - Свободный Полёт.

Страницы: « 1 ... 16 17 18 19 (20) 21 22 23 24 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?