Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курбатов Р. ШКОЛА В СТИЛЕ «ЭКШН»


Содержание:
  1. Пятистрочие
  2. ***
Информация об авторе: Курбатов Рустам
Курбатов Рустам Иванович, директор лицея «Ковчег-ХХI», г. Красногорск, Московская область, педагогический писатель и общественный деятель, один из наиболее активных и своеобразных продолжателей идей Селестена Френе в России и соединитель ключевых идей нового образования в практике своей школы.

Пятистрочие

2 февраля
Я, как директор школы, не требую никаких бумажек от учителя. Что требует государство - мы берём сами понимаете где. А внутри - лучше на словах…
Писать - это наказание для учителя. Учитель лучше урок проведёт, чем напишет страницу текста.
Вообще-то, писать - дело полезное. Письмо даёт мысли оформиться - приобрести форму.
В книжке по бизнесу прочитал про одного менеджера высшего звена, который просил подчинённых, вносящих всякие предложения, вместо часовых разговоров изложить суть предложения на одной странице.
Изложить на одной странице - это дисциплинирует мысль.
И всё-таки мы отказались от бумажного оборота в школе. Главная причина - «педагогическое письмо» невольно толкает человека в казённый, ничего не значащий язык. Тут нет мысли - таков закон жанра. Что же о-формлять и дисциплинировать? Такие бумаги невозможно писать и ещё невозможнее читать.
Поэтому единственная «бумага» которую я, как директор, требую от учителя, вместо всех планирований и отчётов - это пять строк.
***
Начиная каждый проект (тему), в нашей школе это примерно 8-10 уроков, учитель пишет пять строк - о том, что он хочет делать.
Городу и миру. Детям, родителям и коллегам - пять строк о сути и смысле предстоящей работы. Что мы будем делать? Зачем? Чем всё это кончится?
И это оказалось делом трудным - труднее календарного планирования! В нескольких строчках сказать о главном: и чтоб дети встрепенулись, и родители оценили, и директор понял…
Эти пять строк - исключение из правила «никаких бумаг» - потому что в этих строках как раз и должна выразить себя мысль.
А вот несколько примеров «пятистрочий», которые заменяют у нас тематическое планирование.
Литература, 5 класс. Чего больше всего хотят одиннадцатилетние дети? Общаться, двигаться, играть. А их родители? Чтобы дети читали хорошие книжки… Мы читаем сказки и мифы: африканские, китайские, индейские, - и показываем их «на сцене». Вот как прошло первое занятие. Кирилл В. подарил идею. «Я предлагаю поставить, - сказал он, - сказку о том, как один король решил построить лестницу до Луны». Сценарий был готов через 40 минут. У нас получилась «китайская сказка» с трёхглавым драконом, феей горного озера, императором Цинь Шу и прочими персонажами. К концу 2 урока «спектакль» был готов, и мы показали его тут же ученикам 2 «б» класса, где учится Соня В, сестра одного из актёров…
История, 9 класс. Предмет исследования - советское общество 1970-90 годов. Недавнее прошлое, которое ещё застали пятнадцатилетние подростки. Через фильмы, песни и рассказы родителей. Фильмы: «Город Зеро» - откуда нет обратной дороги, и «Убить дракона» - в котором дракона так и не убили… Песни: Высоцкий и Галич. И интервью, которое предполагается взять у лиц, переживших эту эпоху - у пап и мам. Смысл работы - дать широкое, стереоскопическое, видение истории. В узком, прикладном значении - учимся анализировать фильмы и тексты, пишем работы разных жанров, - что, конечно же, пригодится и на экзаменах.
История, 5 класс. Школа 20 лет назад, когда наши папы и мамы были такими, как мы сейчас - это тема исследования. Мы составляем список вопросов и берём интервью. Ставим диктофон, слушаем рассказы о детстве, расшифровываем записи. «Устная история» - это серьёзное и перспективное направление современной исторической науки. И очень захватывающая штука для подростков! Это живая история, близкая и понятная для них. Если работа получится, результаты будут опубликованы в очередном выпуске Альманаха. Много интересного родители прочитают о своей жизни!
Французский язык, 6 класс. «Une valse a 1000 temps». Мы будем петь: Брассенс, Брель, Пиаф… На французском языке. Почему петь? Потому что пение заставляет проснуться, заряжает энергией - бодрит. А энергии и бодрости как раз не хватает зимой в школе. Кроме того, пение - это лучшее фонетическое упражнение! И не только фонетическое. Каждая песня - это 30-40 новых слов, 3-4 грамматические структуры, устные и письменные упражнения. Одним словом, это просто изучение языка. Бодрое и радостное. К Новому году - каждому диск с нашими концертами! На майских праздниках - поездка в Париж. Будем петь на Монмартре… (Примечание: в Париж съездили, на Монмартре пытались исполнить несколько песен Бреля.)
Французский язык, 7 класс. Всё вертится вокруг переписки. Реальной переписки с французскими школьниками (в этом году три группы детей - три класса). Мы получили письмо. Его надо прочитать - учимся читать. Надо понять, что написано - учим новые слова и грамматические правила. И, наконец, надо ответить друзьям - пишем своё письмо… Параллельно идёт учебник, ведь не всегда письма приходят прямо к уроку. Но всё же, главное - это переписка. И все аспекты языка: фонетика, лексика, грамматика, умение говорить и писать, - мы пропускаем через переписку.

Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 54 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/301
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/301
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Курбатов Рустам & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?