Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Цирульников А. В УЧЕНИКАХ У РЕАЛЬНОСТИ


Содержание:
  1. Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ МОЕГО ВРЕМЕНИ
  2. Улыбка не дана от рождения
Информация об авторе: А. М. Цирульников
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник, лидер направления социокультурной экспертизы и проектирования в образовании

Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ МОЕГО ВРЕМЕНИ

Улыбка не дана от рождения

Историки редко пишут о времени, в котором живут. А жаль. Записанное историком сегодняшнее может быть не менее исторично, чем вчерашнее. Всякое прошлое было когда-то современностью. А что есть современность? Миг один – и уже история...
Моё время ограничено рамками моей жизни, начавшейся в середине XX столетия. Это моё время. Могу ли я дать ему какое-то единственно верное обозначение, знак эпохи? Редко кому это удаётся. Обыкновенно человеческая жизнь вмещает разные времена.
И у каждого времени была своя школа, которую я воспринимал по-разному, хотя бы потому, что в одной учился, а в другой учил сам, не могу, правда, сказать, что это мне всегда удавалось. Но всё же это та школьная история, в которой я непосредственно участвовал, а заметки участника, очевидца представляют известный интерес.
Есть ещё некоторое преимущество таких записок. Поскольку наше время ещё не закончено, трудно да и незачем подгонять происходящее под какую-то историческую схему. История не может твориться по одной только воле людей, но и не пишется на небесах, скорее это совместное сочинение – то, что называется судьбой.
Мои ученические годы приходятся в общем-то на светлые времена. Сталинскую десятилетку я уже не застал. В 1958 г. вышел хрущёвский закон «о связи школы с жизнью». В педагогике наступила пора переоценки ценностей.
Пройдёт двадцать лет, оттепель сменится заморозками, опять оттепелью, придут «перестроечные времена», и я соображу, что почти все необычные учителя, педагоги-новаторы, явились из оттепели. Тогда они начинали, вырабатывали свой стиль, создавали школу: Шалва Амонашвили, Игорь Волков, Софья Лысенкова, Виктор Шаталов, Владимир Караковский... Если подсчитать средний возраст педагога-новатора и вычесть из него возраст эпохи гласности, получится, что расцвет творческих сил учителя приходится на тяжёлые времена умалчивания, господства посредственности и гонения таланта. Но самое начало совпадает с порой надежд. Наступила короткая пора надежд, и сколько всего в педагогике народилось – менее чем за 10 лет! Так же как в прошлом веке. Совпадали даже десятилетия.
Повторялась закономерность истории: ум, взращённый в свободе, может давать гениальные плоды и при тирании. Наоборот не бывает.
В 1960 – 1970-е годы сделано выдающееся открытие Александра Ивановича Мещерякова, продолжившего начатые в 20-е годы исследования Ивана Афанасьевича Соколянского, – раскрыты механизмы формирования личности. На самом драматическом человеческом материале – слепоглухоте. В конце 70-х доведётся столкнуться с воспитанниками педагога Мещерякова, философа Ильенкова, психолога Леонтьева (в Московском университете, где учились выпускники Загорского интерната, у них были замечательные учителя), и этот опыт перевернёт моё мировоззрение, отношение к жизни. Держа в своей руке мою руку, психолог и поэт Александр Суворов будет рассказывать одновременно на дактильном и обыкновенном языке, как у слепоглухонемого ребёнка формируется улыбка. «Улыбка не дана нам от рождения, – будет объяснять Саша, – ребёнок улыбается в ответ на улыбку матери, её смех. Но слепоглухонемой ребёнок не видит улыбки, не слышит смеха. Иван Афанасьевич Соколянский давал ребёнку ощупывать маски, улыбающиеся лица взрослых, и только тогда, постепенно, день за днём из гримасы формировалась улыбка...»
Где же правда, буду думать я: педагогика способна прервать жесточайший природный эксперимент, помочь стать личностью тому, кто, казалось бы, приговорён к пожизненному полуживотному-полурастительному существованию. И она же, педагогика, сама ставит жестокий эксперимент, делая человека слепым, глухим, немым перед лицом социальной действительности.
Подзаголовки
  1. Книга-комментарий к серии книг «Неопознанная педагогика»
Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 11 12 13 ... 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/273
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/273
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© А. М. Цирульников & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?