Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Цирульников А. В УЧЕНИКАХ У РЕАЛЬНОСТИ


Содержание:
  1. Глава 9. ФЕНОМЕНЫ И АРТЕФАКТЫ
Информация об авторе: А. М. Цирульников
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник, лидер направления социокультурной экспертизы и проектирования в образовании

Глава 9. ФЕНОМЕНЫ И АРТЕФАКТЫ

«Ничто так не мешает видеть,
как точка зрения»
Дон-Аминадо

С восьмидесятых годов прошлого века до настоящего времени я сделал несколько кругов по стране, десятки поездок и экспедиций, практически, во все территории: в т.ч. в Горный Алтай и на Байкал, Южный Урал и русский Север, Сибирь и Дальний Восток, вплоть до Северного Ледовитого океана. Я понял, нет, сначала ощутил, что одна из проблем страны – ее невообразимость. Зачастую мы живем не только под собою не чуя страны, но не воображая, что она из себя представляет – со всеми ее ландшафтами, историями, языками и укладами жизни. Чтобы вообразить пространство, пришлось испробовать разные виды транспорта, включая и нарты, и железное корыто, прицепленное к «Бурану».
Мы занимались сельской школой, вариативным образованием и регионализацией, опытом педагогов-новаторов или тем, что сейчас называют инновациями, сравнительной педагогикой, историей школьных реформ и, вообще, белыми пятнами истории отечественного образования, – прежде, чем вырулили на проблематику социокультурного подхода.
Наверное, надо было посмотреть на образование с разных точек зрения, прежде, чем выработать свою (хотя мы согласны с эмигрировавшим из большевистской России русским писателем-сатириком Дон-Аминадо, чье остроумное замечание поставили эпиграфом).
Прежде всяких теорий, первое, что мы увидели с позиций социокультурного подхода – то, что картинки образования получаются разные у разных «наблюдателей». Вообразим карту страны и на ней «формальное образование». Это не трудно сделать – вот, в этих точках, селах и городах есть детские сады, школы, вузы и училища, если соединить, – получится система с четкими координатами.
Теперь посмотрим, как обстоят дела с «неформальным», под которым обычно понимают образование дополнительное, на рабочем месте и пр. Где оно располагается на административной карте России? Частично совпадает с формальным, частично нет – картинки схожи, но все-таки, расслаиваются.
А теперь взглянем на «информальное» – в европейской терминологии, не институализированное, или по-русски, «образование из жизни». Что бы там не говорили, а оно много значит. Каждый состоявшийся человек, если положить руку на сердце, припомнит, что в его образовании определяющую роль сыграл не вуз, не школа, а какой-то человек, люди, встреченные в жизни, какой-то незабываемый ландшафт, событие, определившее жизненную судьбу. Но где этот человек, где этот ландшафт? «Образование из жизни» явно не совпадает ни со вторым, ни с первым видом образования, трудно его вообразить, но картинка другая.
Вот меня заинтересовала эта, трудно вообразимая картинка.
На ней различаются некие социокультурные феномены, артефакты(1).
Вот один, назовем его культурно-образовательными гнездами.
По нашим наблюдениям, необычный интересный опыт распределен по карте страны неравномерно. Регионы – очень разные. Есть такие, где, кажется, на каждом квадратном сантиметре встречается интересный опыт – и тут, и там. А есть такие территории (не обязательно огромные), где в одном месте обнаруживается нечто примечательное, а потом проезжаешь десятки и сотни километров, есть поселки, школы – но в них ничего нет.
Еще феномен, – НПО, «неопознанный педагогический объект». Этот феномен мы описали в одной из наших книг(2), и вернемся к нему в этой – когда пойдет речь о методах анализа социокультурных ситуаций.
Следующий феномен – прямо под боком у исследователей системы образования, историков педагогики и традиционных управленцев – а они его почему-то не видят. Мы назвали это явление «вспышки образования». Суть в следующем: если, изучая историю образования России, вы обнаруживаете такие точки, где грамотность населения почему-то существенно выше средней, и даже обнаруживается культурно-образовательный подъем, – ищите там политическую ссылку! Почему так? Ответу этот на вопрос, посвящен целый раздел книги, но поверьте, что дело не только в том, что среди учителей-политссыльных встречалось немало людей с университетским образованием и научными трудами.
Этнокультурный опыт. Оказывается, «образование из жизни» раскрывает такие, подчас определяющие факторы историко-культурной эволюции образования в регионах, которые считаются второстепенными и третьестепенными с позиций «серьезной науки». Например, выясняется, что государственная, казенная школа 100, 200 и более лет назад, так же как сегодня, основывалась на предметной, знаниевой основе, в то время как этнопедагогический опыт – деятельностно-развивающий. В этом смысле он похож не на известную нам массовую школу, а на школу Эльконина и Давыдова (вернее сказать, их школа похожа на школу этнопедагогического опыта).
И еще один феномен, обнаруживаемый в пространстве «образования из жизни», – мы назвали его «культурно-образовательная возможность».
Однажды мы заехали в Павлыш, на родину Сухомлинского, и были разочарованы: никакого особо воодушевляющего природного окружения, пейзажа, ландшафта. Мы увидели обычный посёлок возле станции, каких тысячи на Украине и в России. Откуда же он это взял, – выдумал? И только погрузившись в жизнь Павлыша, и соотнеся увиденное и пережитое с педагогикой Сухомлинского, мы поняли, в чем тут дело.
Любая школа находится в какой-то среде, богаче или беднее – не важно. Среда может быть утыкана, переполнена культурными учреждениями, включая Большой театр и Большую спортивную арену, но они остаются для школы мертвыми объектами. Все дело в том, способен ли учитель вытащить из среды культурно-образовательную возможность. Из истории этого села или города, из его сторожил, языка, ландшафта, человеческих отношений, – из всего этого Сухомлинский обладал способностью вытащить культурно-образовательную возможность, и развернуть в деятельности. Что, это доступно только Сухомлинскому?
Вот такие картинки образования возникали, когда мы меняли углы зрения и переходили на какие-то другие позиции. В то время не только официальной педагогике, но и нам самим, – эти явления казались какими-то исключительными феноменами, а их носители – маргиналами, находящимися на обочине столбовой дороги системы образования и государственных инноваций.
Понадобилось много лет исследований и практической деятельности в образовании, прежде чем мы убедились в обратном…



1 — Если понимать под ними не только искусственные уникальные предметы, но носители социокультурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникаций. См. Википедию.     (Назад)

2 — Цирульников А.М. Неопознанная педагогика. – М., МПСИ, 2004.     (Назад)
Подзаголовки
  1. Книга-комментарий к серии книг «Неопознанная педагогика»
Страницы: « 1 ... 17 18 19 20 (21) 22 23 24 25 ... 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/273
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/273
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© А. М. Цирульников & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?