Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Цирульников А. В УЧЕНИКАХ У РЕАЛЬНОСТИ


Содержание:
  1. Глава 8. В РОССИИ ТРУДНО НАЙТИ УЧИТЕЛЬНИЦУ…
  2. Сколько их было, «тех самых» школ?
  3. Волк был бы добр, да ему есть надо…
  4. Первые наши дела должны быть обречены на успех
  5. В поисках человека
Информация об авторе: А. М. Цирульников
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник, лидер направления социокультурной экспертизы и проектирования в образовании

Глава 8. В РОССИИ ТРУДНО НАЙТИ УЧИТЕЛЬНИЦУ…

Сколько их было, «тех самых» школ?

Того, что ищу, никогда много не было. Сужу по историческим архивам – способность изначально видеть в ребёнке мыслящего человека считалась и сто лет назад «переворотом» в педагогике. И всегда что-либо особенное, замечательное в ней «обратно тому, что есть в казённой школе», как выразился князь Вячеслав Николаевич Тенишев, создатель знаменитого Тенишевского училища.
Училище его базировалась на двух принципах: «В отношении развития характера – отсутствие всякого принуждения, а для развития разума – наглядное обучение». Естествознание преподавалось с первого по последний класс, преимущественно лабораторным путём. Было много экскурсий, и в течение года, и зимой, и летом, ежедневные игры на свежем воздухе. Обучение делилось не на годы, а на семестры, поэтому слабые, остающиеся на повторный курс ученики не теряли год, а только полгода, и всегда можно было поступить на любой семестр. Родители имели право посетить любой урок. Школьной формы не было, успехи учащихся оценивали не по отметкам, а по письменным отзывам с подробными характеристиками…
В общем, это была именно та самая школа.
И в деревне она встречалась…
Вот жена князя, Мария Клавдиевна, открыла под Смоленском, на хуторе Флёново удивительный школьный городок для крестьянских детей – с фруктовым садом, пасекой, мастерскими, метеорологической станцией, театром и балалаечным оркестром (а балалайки в этой сельской школе расписывал Врубель).
Но что из этого следует? Что нормальная школа, какой её хотели бы видеть родители (и учителя, которые смотрят на школу как родители) – всегда большая редкость? Если бы не так, не проходила бы через века проблема учителей и родителей, школы и семьи, государства и общества, которые часто не понимали друг друга…
Случалось, в иные периоды истории приходил какой-нибудь передовой министр народного просвещения, или менялась температура в обществе, люди начинали друг друга слушать, возникал всплеск невиданного интереса к педагогике, шли глубокие школьные реформы.
Но… Почему-то не доводились до конца. Или министра отправляли в отставку, или вообще дело заканчивалось социальным катаклизмом, как это у нас принято, – всплеск интереса к образованию накануне потрясений.
Министр народного просвещения Александр Васильевич Головнин даже не заводил визитных карточек. Понимал, что его могут освободить в любой день. В том передовом правительстве (так считалось) он был белой вороной. Инициативы торпедировались. Средства разворовывались. Дела вязли в старой бюрократической машине. И всё-таки за отмеренные Головнину тысячу шестьсот с чем-то дней (как он сам высчитал) он кое-что успел.
Но размышляя над тем, почему всё же не удалось довести до конца начатые преобразования, анализируя причины неудач, Головнин указывал не на внешние обстоятельства, а обращался к себе, собственным слабостям и недостаткам. «Так я давно и часто, – писал он, – замечал в себе недостаток гражданского мужества, неспособность к самопожертвованию, к риску своим положением, жалованием, состоянием, комфортом…»
Может быть, в похожем списке – отчасти причина и наших затруднений и неудач? Скольким конкретным людям мы не успели помочь, сколько начатых программ и проектов не довели до конца… И на их месте бурьяном пробивались совсем другие проекты.

Волк был бы добр, да ему есть надо…

…Знакомлюсь с проектом «Начальная школа XXI века»: программа, учебники и тетрадь по начальному чтению.
Тесты здесь планируются не в конце обучения (как мы наивно думали), а уже в самом начале, при обучении чтению семилетнего ребёнка. Читает ребёнок, положим, рассказ Льва Толстого, а его спрашивают: «Как вела себя мама заблудившейся девочки?» И в качестве вариантов ответа подбрасывают: «смеялась?» «спала?».
Как вы думаете, какие чувства испытает ребёнок, услышав подобное: захохочет, заплачет? Бедный Лев Николаевич! Бедная девочка, заблудившаяся, из книжки, и эта, живая, вынужденная выбирать из этих ответов…
Может быть, вы думаете, что это шутка? Мы тоже сначала так решили, но, поглядев, как в учебнике и тетради расчленяют на «правильные» и «неправильные» ответы по поводу Ушинского, Аксакова, Мамина-Сибиряка, Пришвина, Бианки, убедились в полной серьёзности намерений авторов. Посудите сами: вот упражнение для обучения чтению ученика второго класса. «А как можно сказать по-другому?» – спрашивают его и в качестве материала для переделки предлагают… Пушкина. «Вешние воды», по-другому – весенние, «потопленные луга» – залитые водой, «озарена» – освещена, «скверно» – плохо…
Это не эксперимент – указанный учебник победил на министерском конкурсе и одобрен как образец для массового внедрения в школы.
«Учебники не доверяют детям», – когда-то со свойственной ему интеллигентностью сказал Шалва Амонашвили.
Но нам-то что делать со своими детьми, как оградить их от образцовых проектов, будто вознамерившихся сформировать поколение дикарей?
Модернизация, монетизация(переход монет из кармана одних людей в карман других), тихие, пока, забастовки. Школа и жизнь, перпендикулярные политике. В политике, в министерстве – одни заботы и конкурсы, а у нас другие. Нам бы учительницу найти для дочки…

Первые наши дела должны быть обречены на успех

…В Тульской области, в селе Поповка, видел, как учат первоклассников по программе Льва Толстого. «Волк был бы добр, да ему есть надо»…Скорость чтения на конец года должна быть 20-30 слов в минуту, а у них уже сорок. «Но не у всех, – сказала учительница Виолетта Кристофоровна Газарян, – у Славика четырнадцать. Не выговаривает слов, букв. Ну, у него просто зубов нет…»
По программе Толстого у Виолетты Кристофоровны уже третий выпуск. Считая с начала знакомства с Виталием Борисовичем Ремизовым, заведующим Яснополянской школы-лаборатории и директором Государственного музея Л.Н.Толстого. Ремизов и его коллеги, можно сказать, возродили и творчески развили школу свободного воспитания Льва Николаевича (и не только в Тульской области – и в Японии уже есть школа Толстого). Переработали, издали десятки учебников, пособий, есть даже электронные версии в интернете. Времена, конечно, другие. Но неужели Лев Толстой, учивший крестьянских детей, знал хуже и детей, и педагогику, чем современные модернизаторы, которые вводят такие правила, что толстовскую методику приходится прятать, запрятывать, а то (говорят учителя) «не пройдёшь аттестацию»…
Вернулись старые времена руководства и контроля? Как будто не было лет свободы, всего возвращённого и накопленного школой за это время? Но забыть их уже невозможно, поэтому всё же трудно вешать лапшу на уши. Ведь у нас есть другая педагогика!
Послушайте: «…Первые наши дела должны быть обречены на успех. Иначе крылья завянут, так и не успев вырасти».

В поисках человека

Увы, от меня до села Поповка далековато.
А дочке на следующий год в первый класс, и я начал искать школу поближе к дому. Захожу в одну и первое, что вижу – кричащего директора: кто, мол, я такой и что тут делаю. Пока разобрались, отдавать сюда дочку расхотелось. В другой школе, очень престижной, я увидел, как двое педагогов заставляли первоклассника спустить воду в туалете, ручка у ребёнка была слабенькая, не получалось, а педагоги жёстко требовали, и другие учительницы смотрели с любопытством.
И так я ходил вокруг дома и ничего не мог найти.
А что я искал? Да простые вещи, которые хотят видеть в школе, в особенности, начальной, многие родители. Чтобы учитель относился к ребёнку по-человечески. И чтобы у ребёнка в школе здоровье не испортилось. А знания, прочее – это уже потом…
Более тридцати лет занимаясь педагогикой, я понимаю, что говорю крамолу. Ничего не потом, школа как раз на знания запрограммирована, а человеческие отношения – материя тонкая… К тому же идеал учителя в глазах общества зависит от типа культуры, вот у нас считается хорошим «строгий учитель».
Ну, а что делать, если я для своего ребёнка – хочу другого? Искать… «Ищи учительницу» – посоветовал мне мой старый друг, директор знаменитой московской «школы самооопределения» Александр Наумович Тубельский. Отдать дочь в его школу был бы счастлив, да ехать через всю Москву…
И вот ищу. Но у меня хоть выбор есть. А какой выбор у нас в деревне в Ярославской области, где недавно приобрели старый дом? До единственной в округе школы – двенадцать километров, через лес, поле, и проходной автобус ходит не часто. Из чего выбирать? Где искать учительницу?
Подзаголовки
  1. Книга-комментарий к серии книг «Неопознанная педагогика»
Страницы: « 1 ... 16 17 18 19 (20) 21 22 23 24 ... 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/273
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/273
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© А. М. Цирульников & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?