Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Цирульников А. В УЧЕНИКАХ У РЕАЛЬНОСТИ


Содержание:
  1. Очерк девятый.
    НЕ НАДО СТРОИТЬ ЛУЧШУЮ В МИРЕ ШКОЛУ.
    ПОПРОБУЙТЕ УВАЖАТЬ ХОРОШУЮ
Информация об авторе: А. М. Цирульников
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник, лидер направления социокультурной экспертизы и проектирования в образовании

Очерк девятый.
НЕ НАДО СТРОИТЬ ЛУЧШУЮ В МИРЕ ШКОЛУ.
ПОПРОБУЙТЕ УВАЖАТЬ ХОРОШУЮ

История в портретах обладает тем преимуществом, что не надо тужиться и делать выводы. Какой вывод может быть из портрета – что он неудачен? Но в истории, говорил один из русских философов, вообще нет смысла, пока она не закончена.
Что касается опыта прошлого, то он не всегда даёт верное решение в настоящем, хотя и подсказывает, как решать не надо. Не надо, например, проводить школьные реформы накануне катаклизмов, для этого есть более подходящее время. Не стоит наступать на одни и те же грабли, повторять те же ходы: новаторы, консерваторы, реформы, контрреформы, – из этого лабиринта нет выхода. Не надо строить историю образования по образцу истории политической, хотя нас об этом никто и не спрашивает.
...Когда я дописывал свою книгу «История образования в портретах и документах», мне хотелось завершить её такой заключительной сценой. Министры просвещения размыкают круг, поворачиваются лицом к зрителю, и некоторые из них складывают композицию, напоминающую хорошо знакомую фигуру из пальцев. Ах вот вы как... Все замирают на своих местах, как у Гоголя. Занавес падает, но аплодисментов не слышно: нет ни души, пустые кресла...
Один бывший министр просвещения, сказал мне: «Не стоит преувеличивать роль министерства, сегодня оно одно, завтра другое, а дети учатся, жизнь идёт своим чередом». Правильно... И за глухой зимой, что казалась летом, приходит оттепель, за ней вдруг анабиоз, за ним весна, похожая на осень... Так и будет. Так запрограммировано в этом огромном министерстве – машине с многовековой историей. Её надо изучать, рассказывать о ней (и это задача народного просвещения), но не нужно ею пользоваться. Она разлажена изначально. У неё такая конструкция – античеловеческая.
Не надо сильно рассчитывать на государство, принимать близко к сердцу его громы и молнии, тихие погожие деньки – в России это как стихия, от нас не зависит, но ведь есть ещё семья и, может быть, будет – общество. Что бы ни говорили, без его движения школа неподвижна. Не надо строить лучшую в мире школу, достаточно хорошей, не надо разрушать то, что копилось столетиями… В истории просвещения много таких «не надо», но всё-таки это наука не отрицательная, а положительная. И учит на примерах людей, достоинство которых, будем надеяться, наследуется и нами.
Подзаголовки
  1. Книга-комментарий к серии книг «Неопознанная педагогика»
Страницы: « 1 ... 14 15 16 17 (18) 19 20 21 22 ... 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/273
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/273
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© А. М. Цирульников & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?