Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Бабушкина Т. О ЩЕДРОЙ РАДОСТИ ДЕТСТВА


Содержание:
  1. Фольга, бархат, золотые тесёмки
  2. ЗАГЛЯНУТЬ И ВЫГЛЯНУТЬ
  3. ЖАЖДА УПРЯТЫВАНИЯ И УКРЫВАНИЯ
  4. ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ
  5. ПРЕДНОВОГОДИЕ — ЦЕЛАЯ НАУКА
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

Фольга, бархат, золотые тесёмки

В предпраздничные дни привычное вдруг неожиданно являет свои скрытые значения. Череда подарков долгие годы хранится в памяти или соседствует с нами.

А вот во что они были одеты, когда впервые пришли в наш дом? Запоминаем ли мы покров даримого и подаренного?

Во что он был одет?

В праздничной упаковке спрятано бесконечное число вариантов будущего подарка, она — как пауза перед каскадом долгожданного проникновения в скрываемое! Или — как дополнительный оттенок или важный нюанс. И благодаря ей для счастливых участников ритуала предмет раскрывается как многослойный смысловой образ.

Юрий Норштейн часто повторяет: «Дети должны расти в окружении предметов более взрослых, чем их родители». К почётному возрасту упаковки трудно придраться; да и природные покровы вызывают множество идей предпраздничного копирования, будь то скорлупа ореха или тщательно перепелёнутый — по образу капусты — маленький, но ценный Дар.

Михаил Пришвин вспоминал, как его бабушка уделяла большое внимание моменту раскрытия подарка или коробки со сладостями. Облачение предмета полагалось снимать так же старательно, как собственную одежду; с тесёмочками и нитями поступать бережно, как с пуговицами, ибо, как сообщала бабушка маленькому Мише, по тому, как человек раскрывает подарок, можно судить о присущей ему культуре.

ЗАГЛЯНУТЬ И ВЫГЛЯНУТЬ

Можно предположить, что интерес к мастерству развёртывания и обёртывания у взрослого человека прячется в ценнейшем детском качестве: желании проникновения. Что может быть важнее для малыша, чем заглянуть вовнутрь, если сам он снаружи, и выглянуть — если он внутри?

У нас в клубе «Внимание, черепаха!» одна встреча так и называлась: «Снаружи/внутри». По этому поводу взрослые принесли шестнадцать сундучков с самыми невероятными вещами: старинными ключами, солдатиками, древними костяшками домино и даже с пушисто-белыми «крыльями зимы». Любой сундучок — это упаковка. Но особая. Туда можно заглянуть, замирая от силы предугадывания, а потом потрогать, поиграть, подуть. И просто посмотреть в сундучок: в «пустое внутри» очень тянет.

Другой потайной детской ассоциацией при встрече с упаковкой может служить страсть к бескорыстному собирательству всяких бесполезных сокровищ. Дело, кстати, довольно рискованное для современных детей из-за ограниченного понимания родителями ценности найденного.

Но так или иначе, а испытанное в детстве чувство сюрпризной радости от найденного постепенно вырастает в желание внезапно одарить другого и получить удовольствие от его реакции на обретённое.

ЖАЖДА УПРЯТЫВАНИЯ И УКРЫВАНИЯ

Когда мы заворачиваем предмет, то производим действие сродни пеленанию, а это всегда целая гамма отношений: от бережности — пеленать быстро нельзя — до трепетности — пеленают с любовью.

Заворачивая подарок родному человеку, незаметно выходишь из суетного времени. Аккуратно загибая блестящую складочку, невольно попадаешь в самую сердцевину прошлого, настоящего и будущего человека, о котором думаешь.

Это длинная дорога от внутренней встречи с тем, кому предназначен подарок, со всеми милыми сердцу подробностями его жизненного сюжета, до тех тайных смыслов даримого, которые медленно раскрываются в постепенности прожитых лет...

Я нахожу в упаковке повод тепло подумать о человеке и завернуть свои чувства вместе с обращённым к нему предметом. Во время упаковывания вы невольно становитесь философом, но не только. И дизайнером, совмещающим цвет, яркость и форму. И художником-декоратором — если вдруг вам удаётся осуществить целую постановку, где роль обёртки будет играть «материя» более тонкая, чем сам подарок.

Кем ещё? Волшебником сюрпризов! Почтальоном единственной вещи!

ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ

Характер человека влияет на выбор формы и материала обёртки. Я предпочитаю сверкающим, твёрдым коробочкам обволакивающую мягкость бумаги или ткани, сопровождаемую асимметрией праздничной канители. Но уверена, что самый высокий смысл упаковки в том, чтобы передать уникальность и неповторимость человека, которому предназначен подарок!

Ты запеленал свой Дар. И никто на свете больше не знает, что там. И только одному человеку вскоре будет открыт секрет завёрнутого. Если об этом задуматься, границы праздничного события мгновенно становятся сакральными. Мы в своём клубе «Внимание, черепаха!» задумываемся, переводим на язык детей маленькие предпраздничные тайны. Весь декабрь наши малыши, их родители, студенты и старшеклассники пребывают в одном возрасте — возрасте Детской Мудрости.

ПРЕДНОВОГОДИЕ — ЦЕЛАЯ НАУКА

Наши встречи начинаются с сияния и шуршания разноцветной фольги, папиросной бумаги, вельветовой и войлочной мягкости...

Взрослые быстро забывают, как трудно научиться простому. Дети, обёртывающие плоскость шоколадки или объём мандарина золотыми тесёмочками и канителью, старательно пытаются использовать свой навык завязывания шнурков. Но это не очень-то получается. Красиво запаковывать непросто. Так же как подниматься в гору. Но аккуратно распаковывать подарки, оказывается, ещё труднее и ещё важнее. Как и спускаться с горы.

Мы сочиняем сказки об упаковочной деятельности Деда Мороза. Через открытые бумажные форточки картонного дома слушаем голоса мам, зовущих своих чад то поесть, то погреться. Мы научились безошибочно распаковывать чувство заботы в знакомых и дорогих фразах.

А родители? Закройте глаза! Не подглядывайте! Отважные дети отправляются на предновогоднюю Почту!

Процесс этот радостно-громкий, сверкающе-шуршащий.

Как чудесно, когда в руках у детей праздничные коробки с золотыми бантами, хлопушки и огромные конфеты! А вот движется самоходный подарковый мешочек — домик, приветствующий всех маленькой ручкой из распахнутого на себе же окна!

Родители не выдерживают и тайком, на цыпочках тянутся подглядывать. Но по мгновенной игровой договорённости они щедро принимаются детьми!

А потом взрослые ребята — волшебные почтальоны — вносят лучшие на свете подарки, объявляя имена взволнованных адресатов, и ставят перед родителями огромные украшенные коробки, советуя не оттягивать распаковку на следующий день. И в этих больших коробках, оказывается, упакованы... дети!

* * *

Так что же такое праздничная обёртка? Она, как сказал один наш мальчик, похожа на фейерверк. А ещё говорили так: «Обёртка — присказка, подарок — сказка»; «Упаковка — это платье подарка»; «Обёртка подарка — это так, как когда тебя обнимают»; «Игра в пряталки»; «Упаковка — это когда раскрываешь то, что долго ждётся»; «Обёртка бывает красивее подарка»; «Твой украшенный к Новому году дом — лучшая упаковка на свете»!

И так сказали: «Замёрзнувшее окно — упаковка Нового года».

Оказалось, маскарадный костюм — та же обёртка. Торт с монеткой — это упаковка для монетки!

Декабрь — упаковка года. И никто уже не может разобраться, что это — праздник или ожидание праздника...

Страницы: « 1 ... 17 18 19 20 (21) 22 23 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/252
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/252
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?