Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Содержание:
  1. ВЫИГРЫШ В ИГРЕ
  2. Выигрыш как проблема
  3. Ритуалы победителей
  4. А что же проигравшие?
  5. Ритуалы утешения
  

ВЫИГРЫШ В ИГРЕ

Игромастер никогда не будет использовать никчёмного штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не могла победить, потому что не играла! Во-вторых, достижение дружбы целью игры не провозглашалось.

Игромастер никогда не будет использовать никчёмного штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не могла победить, потому что не играла! Во-вторых, достижение дружбы целью игры не провозглашалось.

Выигрыш как проблема

Выигрыш в игре – это реальное или воображаемое приобретение, достижение, преимущество. В детских сюжетно-ролевых играх выигрышем служит сам деятельный процесс. Главная установка в игре – ориентация на честную победу, достойную конкуренцию, рыцарское отношение к сопернику по игре.

Нужно опасаться возникновения у игроков рефлекса играть лишь на материальный приз. Так воспитывается жажда овладения чем-то, желания победить любым способом, стимулируется нездоровый азарт (по выражению В.Жемчужникова: «Азарт – это состояние, в которое мы входим, выходя из себя»). Настоящий игромастер будет воздерживаться от подобного стимулирования, ведь он помнит про то, что игра – это прежде всего «мастерская» по налаживанию человеческих отношений, пропаганда высокоэтичных норм общения.

Конечно, дети могут получать определённые призы и поощрения за участие в игре, а тем более за победу. Однако ценность этих призов – в подкреплении рефлекса «удовлетворённости», чувства «активного деятеля». Дать почувствовать удовольствие от своей активности, наслаждение быть победителем. Вполне уместной будет тирада игромастера: «Мне очень хочется, чтобы вы запомнили эту минуту! Смотрите, как сияют глаза ваших болельщиков, как громко они рукоплещут! Вы сегодня – победители! И мы приветствуем вас!»

В перечне наиболее демократичных призов и поощрений для детей мы можем обнаружить: сладости (главное, не переборщить с количеством), книги, настольные игры, надувные шарики, игрушки, канцелярские приборы, спортивное оборудование, фирменные футболки, флайеры и прочие ценные вещи из мира ребёнка. Желательно, чтобы участие игрока отображалось в грамотах, дипломах, свидетельствах, похвальных листах, бейджиках и прочих памятных предметах. Расположенные дома на видном месте, они эффективно подталкивают к новым усилиям и содействуют укреплению позитивного отношения к своим возможностям. Похожим образом действуют руководители предприятий, создавая в офисах «доски почёта», где представлены все награды и другие результаты достижений.

Обсуждая проблему выигрыша, нужно обязательно остановиться на двух моментах: умении быть победителем (и подготовке игроков к выигрышу) и умении справляться с проигрышем, быть побеждённым. Умение быть победителем – это эффективный механизм не только в игре, но и вообще в жизни. Человек-победитель чувствует себя счастливым, он получает дополнительные «крылья» для новых взлётов в любой сфере. Зафиксированное состояние победителя можно включать в себе во время невзгод, и возобновлённые жизненные силы направят человека к оптимальным вариантам достижения его целей.

Настоящий игромастер будет учить игроков радоваться за победителей. Успех одного игрока нужно сделать успехом группы, команды, всей аудитории. Флюиды счастья должны охватить всех присутствующих. Это вдохновляет, объединяет, вызывает прилив сил.

Что делает победитель в минуту победы? Он подпрыгивает, подымает руки высоко вверх, кричит от счастья, выпуская остатки теперь уже лишней энергии, поднимает высоко вверх свою награду, демонстрируя её всем собравшимся. «Звёздный час» нужно утвердить, впечатать в эмоциональную память. Иногда победителя качают. Кстати, этот ритуал можно рассматривать как попытку представить победителя солнцу. И если почувствовать себя немножко древними египтянами, то в победоносном крике «Ура!» можно услышать свидетельство об этом: «у Ра» – тот, кто приближен к Солнцу, достоин его.

Настоящий игромастер найдёт минутку-другую, чтобы провести определённые ритуалы для победителей. Предложим некоторые из них.

Ритуалы победителей

Качание. Команда встаёт в две колонны лицом друг к другу, перекрещивает руки и в такой колыбели качают победителей (возможно, по очереди).

Скандирование слов или коротких фраз с параллельным ритмичным рукоплесканнием: «Браво», «Молодцы», «Спасибо за победу», «Вы –лучшие, мы – лучшие» – и всё такое.

Ручеёк. Пропуская победителей через колонну (дети стоят лицом друг к другу по двое), машут руками, будто лаврами, и выкрикивают «Ура» и т.п.

Хоровод. Поставив в центре победителей, ходят по кругу, и многократно повторяют слова: «Поздравляем, желаем успехов».

Тактильные поздравления. Игромастер предлагает учтиво подойти к победителю и коснуться его (но позаботьтесь о безопасности, не налетайте и не налегайте!), чтобы тому было приятно. Зато и частичка его счастья перейдёт к вам.

Тактильные контакты, позитивные эмоции, подбадривающие контакты взглядов – всё это утверждает рефлекс победителя.

А что же проигравшие?

Настоящий игромастер обязательно развяжет проблему проигравшей стороны. И никогда не будет использовать совсем пустого и никчёмного педагогического штампа в виде фразы «Победила дружба». Во-первых, дружба не может победить, потому что не играла. Во-вторых, целью игры не провозглашалось достижение дружбы. Была установлена конкретная цель и задача игры, с которыми кто-то справился лучше, кто-то хуже. В-третьих, победителями являются конкретные игроки или команда.

В игре, как и в жизни, всегда есть победители в чём-то и в чём-то побеждённые. Правде жизни нужно учить именно в игре! Другого пути и более благоприятного момента не будет.

«Важно не то, проигрываем ли мы в игре, важно, как мы проигрываем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой» (Ричард Бах).

Не нужно бояться проигрыша, нужно опасаться раздражения, несправедливого отношения к конкурентам, некорректной оценки собственных возможностей. Нужно учиться красиво проигрывать и радоваться за других! Эта заповедь крайне нужна людям; мы с вами постоянно оказываемся свидетелями удивительных метаморфоз со взрослыми людьми, которые так и не научились этому важному качеству. Отсюда корни всех грехов: зависти, злобы, обид. Настоящий игромастер найдёт возможность предотвратить появление этих качеств. В худшем случае он сделает попытку противодействовать возникновению таких негативных реакций.

Противостоять им и поддержать, утешить тех, кто проиграл, можно с помощью определённых ритуалов для побеждённых. В чём их смысл? Наказанного отдаляют от себя, пытаются дистанцировать (отойди от меня, я не подам тебе руку, не подходи ко мне). Побеждённый сам ощущает свою «вину» и не хочет идти ко всем, наоборот – желает уединиться. Настоящий игромастер в такой ситуации постарается максимально приблизить его к другим, доказать первым, что мы не отрекаемся от тех, кто сейчас проиграл, мы разделяем горечь поражения, мы прекрасно понимаем – каково это, проиграть; мы знаем, что силы были равны и выиграть мог каждый, но сегодня проиграл именно он. В самом проигрыше ничего страшного нет. Конкуренты были на этот раз немного более ловкими, более активными, более внимательными. Вот в следующий раз вы покажете, на что вы на самом деле способны. А теперь порадуемся за победителей, покачаемся на волнах их радостных эмоций (под песню победителей раскачиваемся все вместе).

Настоящий игромастер найдёт и сфокусирует внимание собравшихся на позитивных моментах игры и тех, кто выиграл, и тех, кто проиграл – на их достижениях, пусть даже и на фоне поражения. В любом случае следует согреть друг друга своим дыханием, вниманием, объятиями, взглядом, жестом, словом, действиями. Всё перечисленное может стать предметом игры. Мы же предлагаем несколько разработанных нами ритуалов утешения.

Ритуалы утешения

Наши звёзды ещё засияют! Встать в круг, поставить пальцы рук указанной буквой (например, сомкнуть большие пальцы и отставить в сторону мизинцы), теперь сойтись, объединиться в звёздном кругу и сказать: «Наши звёзды ещё засияют!».

Скандирование. Взявшись за руки выкрикиваем: «Мы – всё равно молодцы», – делая на каком-то слове рывки руками вниз.

Добрый улей. Становимся в круг, перекрещиваем руки на уровне плеч, достаём до пальцев рук соседей, закрываем круг и гудим будто пчёлы «Уууу», начиная с низкого звука и повышая интонацию.

Коллективное утешение. Став в круг, кладём руки на головы соседям и осуществляем подходящие движения – сочувственно гладим.

Несчастная кошка. Члены проигравшей команды выбирают пары, обнимаются, кладут голову друг другу на плечо и говорят: «Бедная, бедная киса!». После этого ищут другого партнёра и утешения повторяются. Исполняется несколько раз, в идеале – столько, чтобы охватить всех присутствующих.

Разгладить «складочки души». Проигравшие становятся во внутренний круг, поднимают руки ладонями вверх и, потихоньку следуя за солнцем, дают возможность остальным детям погладить их по рукам, плечам, голове, спине, локтям.

Мы хотим тебе подарить. С этими словами каждый присутствующий дарит на счастье проигравшим что-то нематериальное, желательно оригинальное и очень приятное.

Подзаголовки
  1. Об искусстве игры и мастерстве её организации
Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/250
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/250
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/2/5 18:19  Обновлено: 2012/2/5 18:19
 post
Очень актуальная статья. Все понятно.

Отправитель Нити
emarke
Отправлено: 2012/3/3 16:44  Обновлено: 2012/3/3 16:44
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/3/3
От:
Сообщений: 1
 post
Грамотно. Неординарный подход к проблеме.
  • Строительство домов в Краснодаре страница

    sk-vess.ru



© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?