Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Содержание:
  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

При организации игры игромастер должен придерживаться ряда принципов.

 

1. Обычно упоминают о принципе отсутствия принуждений любого вида при включении детей в игру, о том, что игровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было насилие, давление. Свободное и абсолютно добровольное вступление детей в игру гарантирует сохранение их игрового настроения, стойкую мотивацию, вариативность форм разворачивания сюжетных линий.

Не ставя под сомнение значение этого принципа, подчеркнём, что при этом имеют в виду именно свободную, неуправляемую взрослым игровую деятельность дошкольников, а не какую-либо иную игровую деятельность. Имеют в виду деятельность, которая не имеет чётко установленной цели, удовлетворяя игроков самим процессом.

Управляемая же разумным взрослым (или тем, кто уже овладел обязанностями ведущего) с установленными целями и заданиями игра становится педагогической. Нет игры, которая бы что-либо не развивала, чему-то не обучала, ничего не воспитывала. Начиная с младшего школьного возраста, значительно возрастает потребность в организующей роли взрослого, который может предложить игры высшего порядка (интеллектуальные, проективные, технологического, социально-ориентированного или духовного направления). И тут свободной самостоятельной деятельностью уже не обойтись.

В зависимости от генеральной цели игры, диск потенциалов игры (белый круг в центре диаграммы) перемещается по линии радиуса к центру того или другого круга-сектора.

Если игромастер ставит своей целью развить какой-либо параметр личности или коллектива, то диск потенциалов игры перемещается в сторону центра сектора «А» (сектор развивающих игр). Если стремится привить новые знания, умения и навыки – диск потенциалов игры смещается к центру сектора «Б» (сектор обучающих игр). Если же игромастер хочет прежде всего позитивно повлиять на эмоционально-чувственный мир участников игрового общения, развить их чувства или убеждения, открыть что-то новое в себе – диск потенциалов игры сдвигается к центру сектора «В» (сектор воспитательных игр).

На диаграмме изображён вариант, когда игра представляет собой сумму равнозначных величин перечисленных потенциалов. Возникающий в результате внутренний круг «Г» (ограниченный пунктирной линией) является полем потенциалов идеальной игры, т.е. такой игры, в которой равноправно увязаны учебные, развивающие и воспитывающие цели.

Мы ведём речь о настоящем игромастере, который, прежде всего, выступает создателем перспективной среды для развёртывания позитивного игрового общения, игрового действия. Причём не с позиции учителя, наставника, а с позиции «ещё одного игрока». Он тот, кто рядом, тот, кто делает других способными (фасилитатор), оставаясь при этом скрытой управляющей фигурой. Он стимулирует проявления активности, действуя гуманистически направленными и точными импульсами.

Потому первый принцип мы сформулируем в таком виде: импульсное стимулирование игрового пространства с целью ввести в резонанс все виды личностного потенциала участников (интеллектуальные, физические, эмоциональные, деятельностные).

 

 2. Принцип развития игровой динамики. Он реализуется через систему правил игры или правил построения игровой программы. Правила могут стимулировать развитие игрового сюжета, содержания (прогрессивный режим), могут сдерживать, создавая монотонность (регрессивный режим). Сущность первых – возбуждающая, вторых – снятие избыточного возбуждения.

В любом случае, в любом моменте игры, на любой фазе её развёртывания необходимо наличие «внутренней пружины», в качестве которой выступает игровая интрига («а дальше что?»). От умения размещать циклы «знаков вопроса» (вопросительно-поисковых зон) на протяжении игры прямо зависит развитие игровой динамики.

 

 3. Принцип поддержки игровой атмосферы. Говоря об этом принципе, имеют в виду способность игромастера разогревать и поддерживать чувства детей. Чем шире эмоционально-чувственная палитра участников игрового действа, тем богаче становится личность. Главным вектором служит направленность игромастера на гуманистические ценности в общении. Способами стимулирования игровой атмосферы выступают: условия игрового общения, ощущения безопасности и избегание моментов, которые могут провоцировать на конфликты, дух состязания, обогащение репертуара детских игр, максимальное привлечение предыдущего игрового опыта детей.

 

4.Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для настоящего игромастера очень важен выбор такого ракурса развёртывания игры, при котором состоится эффективное перенесение смысла игровых действий, происходящих в условных ситуациях, в реальный жизненный опыт детей. Соотношение игрового и неигрового ориентировано на постепенную замену игры позитивным трудом, деструктивного или пассивного общения – на оптимистичное и одухотворённое. Данный принцип связан с мерой участия игры в правде жизни.

 

5. Принцип уплотнения игровой культуры как содержательной части общечеловеческой культуры (кристаллизация игрового опыта). Кристалл выращивают методом насыщения раствора. Таким же образом можно уплотнять и кристаллизировать элементы игрового опыта людей. Логика перехода от простых игр к сложным игровым формам связана с постепенным углублением разностороннего содержания игровых заданий, правил, действий, взаимоотношений, добытых в играх умений и навыков. Уплотнение игровой культуры ведёт от игрового состояния к игровым ситуациям, от простой имитации к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от игр, присущих конкретному возрасту, к играм, которые не имеют возрастных ограничений.

Подзаголовки
  1. Об искусстве игры и мастерстве её организации
Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/250
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/250
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/2/5 18:19  Обновлено: 2012/2/5 18:19
 post
Очень актуальная статья. Все понятно.

Отправитель Нити
emarke
Отправлено: 2012/3/3 16:44  Обновлено: 2012/3/3 16:44
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/3/3
От:
Сообщений: 1
 post
Грамотно. Неординарный подход к проблеме.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?