Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Содержание:
  1. 7 ЭТАПОВ ОВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ ИГРЫ

7 ЭТАПОВ ОВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ ИГРЫ

Первый этап.
Снова учусь играть
 

Цель этапа: возбудить игровой инстинкт, оптимизировать в себе игровую энергию – позволить себе играть.

Это означает: раскрепостить эмоционально-чувствен-ные каналы восприятия, учиться подчиняться игровым правилам, ролевой зависимости, уметь быть гармоничным участником процесса игрового общения.

Как достичь цели:

  • Вспомните известные с детства игры. Присмотритесь, в какие игры играют современные дети и взрослые. Недаром К.Станиславский советовал актёрам следить за играми детей и поучиться верности, правдивости и убедительности действий. Фиксируйте эмоциональное состояние игроков, старайтесь создать в собственной душе адекватное ему.
  • Создайте банк игр вашего детства. Начните создавать свой собственный «Банк игр», который будет пополняться именно теми играми, которые вам по душе, которые принимаете и любите вы и ваши друзья. Именно в них вы будете гармоничными и убедительными, увлечёнными и привлекательными. Не надейтесь, что все прочитанные вами или имеющиеся в библиотеке игры – это эффективный материал. Важно собрать именно такие игры, в которых вы будете ощущать себя удобно и гармонично, которые станут вашими. Советуем завести большую тетрадь и поделить её на две части: «Банк игр» и «Технологии». Во вторую часть записывайте интересные детали, позаимствованные у профессиональных игроков, которые стали вашим приобретением.
  • Обновите правила и установки избранных вами игр детства.
  • С группой товарищей (волонтёров) примите участие в их постановке. Вообще нужно играть всюду, где только будет случай и возможность. Сделайте игру обычным для себя явлением. Играйте от души, отпустите душу «погулять», сделайте ей приятное, и она будет благодарна каждому, а ваша собственная эмоциональная память надолго запомнит эти минуты радости и блаженства, требуя повторения такого состояния.
  • Подкрепите рефлекс игрового удовлетворения новыми играми. Развивайте и укрепляйте его интересными записями фраз про игру, воспоминаниями, пересказами, фотографиями, изображающими вас в игре.
 
Второй этап.
Пробую водить
 

Цель этапа: самостоятельно организовать и провести игру в качестве ведущего.

Это означает: научиться «водить игру», то есть вести игроков к цели, одновременно выполняя несколько функций.

Из них приоритетными на этом этапе являются:

  • организационная (во-первых, самоорганизация: умение сосредоточиться на игре, оптимизировать весь свой потенциал и ресурсы на организацию игры; во-вторых, организация группы: умение поделить игроков на команды, разъяснить правила и следить за их соблюдением, умение дать старт и финиш игре);
  • коррекционная (поддержка процесса соблюдения правил, смелое и справедливое урегулирование спорных моментов). Учитесь быть мировым судьёй, а не приказчиком. Помните, любой игровой конфликт должен закончиться миром.
Как достичь цели:
  • Научиться справляться с предстартовым волнением, проблемой «публичного человека», собственными комплексами (если они есть).
  • Выучить несколько считалок или способов разделения группы на игровые команды. Помните, настоящий мастер игры никогда не скажет фразы: «Мне нужно для игры две девочки» или «два мальчика». После этого можно ожидать два варианта развёртывания событий: или на вас ринутся почти все девочки – или же все будут ждать более конкретного и корректного приглашения. В последнем случае в следующий раз просить придётся значительно более настойчиво, и обойдётся вам это заметно дороже. Настоящий игромастер или сам попросит нужных кандидатов в игроки, или выберет игроков через розыгрыш блиц-конкурса.
  • Учиться сообщать правила игры минимальным числом слов. Напишите их на листе, внимательно перечитайте, найдите и вычеркните лишние слова, замените некорректные на более точные. Стремитесь чаще пользоваться деепричастиями (они указывают на действие). В идеале изложение правил игры не должно превышать 7-8 коротких предложений, иначе они не будут восприниматься присутствующими. Винни-Пух справедливо отмечал: «Долгие фразы меня удручают». Если правила нельзя сообщить в нескольких предложениях, часть их донесёт игрокам ассистент, или определённые фрагменты игры сообщаются игрокам на предварительной встрече.
  • Учиться демонстрировать алгоритм действий игры невербальными способами. Показанные действия всегда эффективнее, чем пересказанные, ведь именно через зрение мы получаем до 80% значимой для нас информации.
  • Выучите или разработайте сами несколько вариантов старта игры (словесных, жестовых, звуковых, ритмичных).
  • Учитесь сами и обучайте других придерживаться правил игры. Без правил игры не бывает. «Сохраняй порядок – и порядок сохранит тебя».
  • Учиться определять победителя, приветствовать его, формулировать, в чём цена его успеха (это была большая победа!) или подчеркните ярко проявившуюся способность игрока, наиболее показательный момент его игры.
  • Учиться находить в действиях побеждённого что-то значащее (мы все видели, как он… это было превосходно!) и сжато, но точным обращением поддержать его дух, учиться привлечь к этому присутствующих.
Третий этап.
Создаю собственную игру
 

Цель этапа: создать новую игру (моделирование игры по прототипу).

Это означает: получить новый продукт, научиться моделировать игровые события в связи с установленной целью, программировать алгоритм действий, предвидеть перипетии, спрогнозировать результат. Полученные данные свести в определённый обобщённый «шаблон игры».

Как достичь цели:
  • Взять известную и интересную вам игру и препарировать её, чтобы выяснить параметры, выявить внутренний механизм и алгоритм развёртывания. Результат исследования желательно оформить письменно – записать в столбик. Главное задание – понять, почему людям хочется играть в эту игру, какой в ней действует «часовой» механизм, как человек становится в ней победителем. Важнейший механизм игры вы уже знаете – это состязание, конкуренция: кто лучше, ближе, выше, больше и т.д. Например, есть игры на имитацию (кто ближе к истинному образу или кто художественней), есть – на внимание (кто точнее уловит, скажет, перенесёт и т.д.), на поиски неизвестного (кто быстрее найдёт или откроет оригинальное решение), на сплочённость (чья команда, группа продемонстрирует уровень доверия, восприятия друг друга, убедит гармоничностью своих отношений), на согласованные коллективные действия (чья команда справится с заданием корректнее и как докажет другим свою сплочённость) и т.п.
  • Взять шаблон изученной игры – ваши записи (например, игра на имитацию «Мак» – «Ой, на горе мак, мак, под горою так, так, станьте вы так, как под горою мак») и по аналогии создайте свою игру (например, вместо «мака» появится журавль или кто-то (что-то) подобное, кто может ассоциироваться с исполнителем главной роли), создав новый столбик записей справа. Создайте свой рефрен (стишок, который будете повторять каждый раз, как новый куплет). Остальные компоненты игры (круг игроков, который движется по солнцу, ведущий, стоящий в центре и выбирающий следующего ведущего по результатам выполнения заданий в этом куплете) оставляем без изменений, но теперь рассматриваем их через призму уже своей игры. Теперь игровой круг (маковое поле) может стать «гнездом журавля» или «лужком», в рефрене можно петь про отношение журавля к подружке, или про «брачный» танец, или танец маленьких журавлят, которые хвалятся способностью выкидывать коленца и т.д.
  • Компонентами примерного шаблона игры (компоненты левого столбика) могут быть: название игры, возможное число игроков, требует ли игра места для движения или нет, цель игры (кто выиграет или проиграет), какое содержание, алгоритм (исполнение рефрена, движение по кругу, ведущий в центре идёт противоходом, в конце рефрена ведущий застывает в определённой позе, все дублируют, ведущий выбирает нового ведущего, все аплодируют).
  • Вообразите себе сцену реализации вашей игры. Вообразите улыбки игроков, свет их радости и удовлетворения. Зафиксируйте эти образы в сознании. Это придаст вам воодушевления на этапе реализации проекта.
 

Другой путь: моделирование игры по методу «конверсии»: взять любую, например, настольную игру, и перевести её в иной формат – в пространственную, групповую, массовую и т.п.

 
Четвёртый этап.
Внедряю созданное
 

Цель этапа: реализовать свою игру и проанализировать результаты реализации проекта.

Это означает: провести игру, проанализировать ход её реализации, исполнение игроками своих функций (удобно ли им было, смогли ли понять с первого раза правила игры, что и как нужно делать, смогли ли игроки реализовать содержание и алгоритм игры или нет, подарила игра радость или нет), сверить результат с прогнозированным.

Как достичь цели:

  • Учиться организовывать игровое пространство (освободить площадку для подвижной игры, решить, где будет происходить игра, побеспокоиться о безопасности, убрав подальше лишние предметы и мебель, найти оптимальное место для себя).
  • Учиться ощущать привлекательность и магнитизм сцены, управлять «творческим волнением», учиться быть в центре внимания и удерживать внимание людей на себе и т.д.
  • Учиться в игре «открывать шлюзы» для своей доброй энергии. Не бойтесь, что вам её не хватит. Она обязательно вернётся, стократно усиленная энергией благодарных участников игрового общения.
  • Учиться стопроцентно реализовывать задуманное (сообщить правила игры, дать сигнал к началу игры, реализовать содержание и алгоритм игры, в финале игры подвести итоги, поздравить участников с чудесной игрой). Советы относительно организации и проведения игры будут предложены далее.
  • Учиться анализировать осуществлённый проект (анализ собственных действий, действий других участников и анализ результатов проведения игры). Можно сказать, что настоящий игромастер начинается именно тогда, когда осваивает полноценный и придирчивый анализ своей работы. Такой процесс запускает то самоусовершенствование, конца которому не видно. Желание провести игру в следующий раз ещё лучше, ещё ярче, сделать людей более счастливыми является мощным стимулирующим фактором повышения своего мастерства. Выяснить, каких коммуникативных и практических способностей вам не хватает, какие качества нужно усовершенствовать, каких знаний вам не хватает.
  • Учиться записывать свои мысли, возникшие в ходе разворачивания игры. Фиксируйте сделанные в игре поправки, новые ходы, нестандартные реакции игроков, юмористические моменты. «Что написано пером, не вырубить топором» – учит народная мудрость. Записанное на листе бумаги записывается и в сознание, про это помнишь, а, следовательно, совершенствуешься.
Пятый этап.
Обучаю других – учусь сам
 

Цель этапа: овладеть основными навыками менеджмента игры.

Это означает: освоить основные навыки руководства группой людей, желающих овладеть мастерством организации и проведения игры.

Игра – сложная коммуникативная система. Умение мобилизовать людей на реализацию целей группы является мастерством менеджера. Для этого необходимо ознакомиться с основами менеджмента игры.

В ходе руководства группой людей, объединённых одной идеей (это уже форма организации), менеджер игры выполняет три вида функций:

– информационную – обеспечение участников игры необходимой и достаточной информацией для реализации игровой деятельности;

– межличностную – организация оптимальных внутригрупповых и внешних взаимоотношений участников игры;

– руководящую – принятие и реализация решений, основанных на предварительных функциях.

Такая деятельность даст возможность игромастеру изучить и освоить новые формы общественной практики, при помощи которых осуществляется руководство людьми для приведения их к радости. Каждому с детства известен вариант освоения общественного опыта – игра с предметами (куклами), которых ребёнок «обучал», одновременно обучаясь и совершенствуясь сам. Обучая играть других – учимся руководить людьми в игре и добиваться прогнозируемого результата.

Как достичь цели:

  • Учиться навыкам самоменеджмента: учитесь формулировать цель, подчиняйте себе время, планируйте события, дифференцируйте главное и второстепенное;
  • Учиться делить большое на составные части, фрагменты и, одновременно, осуществлять обратный процесс – держать форму игры.
  • Учиться делегировать полномочия, разделять информационные потоки и функции внутри игровой аудитории.
  • Овладевайте навыками постановки задач, и главное – режиссируйте события вплоть до их развязки. Станьте самым известным себе режиссёром!
  • Учитесь технологии руководства макро- и микрогруппами. Изучите приёмы, методы и формы влияния на людей (не только техники убеждения, влияния, манипуляций – но и подключение их игровой и душевной энергии). Помните про этику игры и этику отношений, никогда не позволяйте себе использовать освоенные навыки для подчинения человека, унижения его достоинства. Учитесь играть с добрым сердцем и чистыми руками.
  • Учитесь повышать индивидуальное мастерство владения залом через воображаемые контакты с аудиторией (воображаемое моделирование).
  • Учитесь достигать установленного результата, делать качественный анализ проведённой деятельности и брать из неё полезные уроки.
 

Результатом овладения этим уровнем мастерства может быть создание детских кружков (групп, студий, классов, школ) игры, где может осуществляться подготовка детей-организаторов игры для игр в классе, дома, во дворе.

 
Шестой этап.
Учусь создавать
и вести игровую программу
 

Цель этапа: создать и провести собственную игровую программу (20-45 минут).

Это означает: создать индивидуально или командой полноценный игровой комплекс (игровую программу), который будет отвечать профессиональным критериям.

Придёт время, когда вас как игромастера перестанет удовлетворять маленькая аудитория, маленькие задания, одинокие игры. Ощущая расцвет профессиональных и духовных сил, вы будете стремиться реализовать собственные проекты. Для этого понадобятся все полученные вами навыки по менеджменту игры: умение вести группу (организацию) к реализации определённых задач, стоящих перед ней. В организацию входят: ассистенты, игроки, аудитория, звукооператор и другие, выполняющие определённые действия согласно алгоритму и добивающиеся определённого результата. Отдельный вопрос: мастерство создания игровой программы.

Как достичь цели:

  • Раздвигайте горизонты знаний об окружающем мире. Создайте банк интересных, а значит, перспективных тем для игровых программ, соответствующих возрастным и психологическим потребностям. Помните, только через интерес можно объединять даже противоположных участников группы.
  • Знайте правила композиции игровой программы, приёмы театрализации, требования к реквизиту, музыкальному и художественному оформлению.
  • Учитесь делать творческим мышление, воображение, направлять их на создание игровой программы-комплекса.
  • Учитесь моделировать проект (создавать комплекс игр, объединённых единым замыслом, содержанием, архитектоникой, сверхзадачей), планировать деятельность по его реализации.
  • Овладевайте навыками поддержки оптимальных взаимоотношений со всеми функциональными участниками проекта на всех этапах его осуществления.
  • Овладевайте нужными для конкретной игровой программы специальными умениями и навыками.
  • Учитесь доводить дело до логического конца и получать прогнозируемый результат (реализовывать собственный творческий проект).
 

Последний этап является логичным завершением системы выращивания игромастера. Каждый педагог прорастает через своих учеников. Мастер игры – не исключение. Другое дело – этого этапа можно и не дождаться, не достичь. Однако это не означает, что к нему не нужно стремиться. Даже если так случилось, что у вас нет собственных учеников, можно учиться на анализе опыта других игромастеров, организаторов культурных акций и т.п.

Главное – вы увидите свой опыт через призму мастерства других. Вы оцените, что у вас есть ценного, что требует усовершенствования, что можно адаптировать к вашей неповторимой игровой технологии. Обратите внимание на неизвестные или по-новому используемые старые приёмы, идеи, ходы. Размышления над ними станут вашим приобретением. Так что поспешим учиться! Ищем мастеров игры!

 
седьмой этап.
Учусь на работе своих учеников
 

Цель этапа: коррекция индивидуального мастерства через сопоставление собственного и чужого опыта.

Это означает: усовершенствование игрового мастерства происходит эффективнее благодаря сопоставлению системы своих знаний, умений, навыков с деятельным опытом коллег по роду занятий.

Как достичь цели:
  • Учиться систематизировать и классифицировать индивидуальный опыт. Не бойтесь увидеть собственные недостатки. Критиковать можно лишь того, кто что-то сделал. Сделайте выводы, превратите недостатки в достоинства и станете сильнее.
  • Учиться вырабатывать сферическое видение игрового процесса. Видеть всё: процессы, эмоции и чувства, состояния, ощущать потребности, желания, предвидеть реакции, результаты, недостатки.
  • Учиться уважать труд (даже пока несовершенный) своих учеников и тех, кому вы оказали помощь, одарили вниманием. Помните, учатся лишь там, где не дают готовых ответов, а обучают ставить серии вопросов.
  • Учитесь видеть малейшие, незаметнейшие детали в реагировании людей на реплики игромастера, которые кристаллизуются в составляющие успеха. Учитесь «читать» людей, быстро ориентироваться в их проявлениях.
  • Учитесь корректно относиться к неэффективным, на ваш взгляд, действиям партнёров и других специалистов.
  • Учитесь работать с листом. Чем качественнее строится программа на листе, тем легче она «вспорхнёт» в зале, тем ярче будет созданная вами радость.
Подзаголовки
  1. Об искусстве игры и мастерстве её организации
Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/250
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/250
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/2/5 18:19  Обновлено: 2012/2/5 18:19
 post
Очень актуальная статья. Все понятно.

Отправитель Нити
emarke
Отправлено: 2012/3/3 16:44  Обновлено: 2012/3/3 16:44
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/3/3
От:
Сообщений: 1
 post
Грамотно. Неординарный подход к проблеме.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?