Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Содержание:
  1. 3. ОРГАНИЗАТОР ИГРЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ
  2. АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ИГРОМАСТЕРА

3. ОРГАНИЗАТОР ИГРЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ

 

Человек вырастает настолько, насколько вырастают его цели.

Ф.Шиллер
 

В предыдущих главах мы смогли убедиться в том, что органичное и эффективное управление игрой – дело сложное и ответственное.

 Пришло время учиться не только «играть» (этот опыт уже есть, даже если он надёжно скрыт за толстым слоем разнообразного эмоционально-практического опыта), но и организовывать, создавать свою игру. Ведь когда-то ты учился ходить, говорить, читать, писать. У большой ИГРЫ тоже есть свои «палочки-крючочки». С чего будем начинать?

 
 

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ИГРОМАСТЕРА

 
 
1.

В первую очередь, начинающему организатору игры необходимо перебороть несколько типичных обманов, очиститься от их гнетущего давления.

Первый обман – это мнение об игре как о чём-то несущественном, второстепенном, таком, что несёт лишь развлекательный эффект. Не вступая в долгий спор (истина – как подводная часть айсберга – настолько же невидима некомпетентному взгляду), ограничимся лишь некоторыми фактами. Сегодня мировое образование использует более трёх тысяч деловых игр (из них только в СНГ – около двух тысяч). Центры по разработке теории и практики деловых и имитационных игр созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Новосибирске, Одессе, Минске, Кишинёве, Харькове и т.д. Открылись многочисленные центры по учебно-игровому моделированию. Теорией игр интересуются серьёзные науки: философия, математика, социальная экономика, военное дело, статистика и т.д. Регулярно проводятся фестивали и конкурсы игрового мастерства. Образно говоря, всё, что касается проблем тактики и стратегии развития чего-либо, невозможно без игры – реального или воображаемого «проигрывания» определённых ситуаций, эпизодов, путей, циклов.

Трепетное повторение фразы: «Делу – время, потехе – час», – фальшиво. Игра сверкает в каждой минуте рабочего дня. Труд, быт, общественно-полезная деятельность, досуг. Вот главные составляющие жизнедеятельности человека. И каждая из них невозможна без игры. Игра несёт вдохновение, силу, радость. «Постоянная серьёзность – признак посредственности», – утверждал Вольтер. Оденьте радужные очки игры и мир вокруг убедит вас – Вселенная преисполнена игры. А мы, люди, лишь маленькие голограммы этой безграничной Вселенной.

Люди, которые умеют играть, во все века были хранителями и оптимизаторами позитивного потенциала нации. Добротная игра – это физическое и моральное здоровье. Учёный XVII века Сиденгам писал: «Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей намного больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов». В начале ХХ-го века критерий психического здоровья формулировался так: «Здоров тот, кто умеет любить и работать». В конце ХХ-го формула изменилась и дополнилась: «Здоров тот, кто умеет любить, работать и играть».

 Отметьте, активными игроками и настоящими организаторами игры, как правило, выступают продвинутые, жизнестойкие, уверенные в себе люди, которые всегда добиваются существенных достижений в жизни, в самореализации. Удостоверимся, что игра – очень достойное и серьёзное дело. В твоих руках волшебный инструмент, и ты можешь делать счастливыми и людей, и себя.

 

Ещё один обман – представление о способных к игре людях как о «впадающих в детство», инфантильных, вроде бы мало чего стоящих.

Во-первых, по единодушному мнению психологов, мы из детства никогда полностью не выпадаем. На протяжении жизни мы развиваем, совершенствуем и «орнаментируем» достижения детства.

Во-вторых, нивелировать этот обман можно фактами из биографий великих людей, которые осветили цивилизацию светом ума и доказали ценность игры своей жизнью, отдав ей должное. Ограничимся лишь высказыванием Эйнштейна, умевшего играть символами, воображением и мышлением: «Изучение физики – детская игра по сравнению с изучением игры». Встаньте рядом с большим учёным и разделите его убеждение!

В-третьих, детская свежесть восприятия окружающего мира передаётся и вам. Благодаря игре у вас появляется возможность быть вечно юным и поддерживать надежду на это в душах других!

Добавим ещё такую любопытную деталь. Г.Лозанов, автор серии методик по обучению иностранным языкам «методом навеивания» (влияния), именно инфантилизацию считает эффективным методом установления «детской» доверчивости во взаимоотношениях между тем, кто «навеивает», и тем, на кого влияют. Под таким методом понимается снятие определённых поведенческих и эмоциональных стереотипов, при помощи чего устанавливается чувство внутренней свободы и комфортности, лёгкости и доступности, происходит быстрое исчезновение «острых углов» (реальных и воображаемых) во взаимоотношениях. Педагог или игромастер, ставший на подобную игровую позицию, значительно усиливает своё влияние на отдельных представителей аудитории (и на аудиторию в целом), содействуя гуманизации и демократизации взаимоотношений.

 

Обманом является и убеждение в том, что игра решает только локальные задачи, что между организацией и проведением учебной игры (упражнения, задания) и игрой воспитательной есть границы. Первая вроде бы более серьёзная, более весомая, особенно при переходе ребёнка в школу. Она преимущественно обращена к интеллектуальным – индивидуально-личностным – потенциалам человека. Вторая направляет индивидуально-личностный потенциал в поле коллективного сотрудничества, в общественные отношения. Мы убеждены, что все, абсолютно все игры в руках настоящего игромастера могут решать проблемы масштабно, становиться ценностными. Любую игру можно представить как воспитательную и каждую – как учебную.

Маловероятно? Доказываем. Берём математическую игру: набери сумму разными составляющими частями. Победителем будет тот, кто найдёт больше вариантов. Чисто интеллектуальная игра станет воспитательной если:

а) педагог обратит внимание на то, что до одной цели можно идти различными путями (что свойственно людям);

б) что мы такие разные, а общество получает сумму наших талантов, умений и навыков;

в) что всё в природе тяготеет к гармонии, к уравновешенности (в примере левая часть равняется правой).

 

А дальше настоящий педагог-игромастер предложит определённую воспитательную ситуацию, наглядно показывающую вышесказанное. Ещё лучшего результата можно было бы достичь, если выполнение задания проводилось бы по-разному: одна группа (ряд) индивидуально, вторая – парами, третья – микрогруппой. Тогда научные и воспитательные итоги подводились бы параллельно. Конечно, чтобы подняться к такому уровню профессиональной компетентности, нужно быть не только учителем-технологом, а стать творческим, гибким, неповторимым, выработать молниеносную реакцию, ускоренные интеллектуальные процессы и интуитивное ощущение цели. Но разве не таких именно педагогов мы называем учителями с большой буквы – настоящими учителями?

Осознать обман – уже наполовину преодолеть его.

Естественно, на вашем пути возникнут и завистники, и ненавистники, которые будут вешать вам ярлыки типа «два притопа, три прихлопа», и те, что будут обвинять в инфантилизме, и те, кто объявит игру мотовством времени. Сам не раз слышал такое о себе. Но разве часто люди знают, о чём говорят? Стоит ли этому верить? Я не верю!

Таким нужно прощать, таких нужно прощать. К сожалению, они в детстве не доиграли!Им не понять, какого Божьего дара они лишены. Утраченное невозможно вернуть, но можно позаботиться о других, о будущем поколении, о создании специфической деятельностно-игровой среды для творческого созидателя общества, о развитии технологии организации и проведения игровой практики в любых сферах человеческой жизнедеятельности. Словом, позаботиться об упрочении имиджа игры как равноправного с учёбой и трудом виде деятельности.

 
2.

Второй шаг на пути к высокому званию «настоящий игромастер» – осознание цепочки специальных задач.

Приведём самые главные из них.

 Чтобы научиться мастерству организации игры нужно:

 èоИгра требует сформированное ценностное отношение к себе. Начните с осознания значимости миссии быть спутником детства, игро-проводником по пространствам жизни, личным игровым советником. В конечном итоге, если даже вы не станете педагогом, то вам, сегодняшний юноша или юная леди, непременно быть любящими родителями самого желанного, наилучшего, любимейшего ребёнка на планете – СВОЕГО ребёнка. А путь к его сердечку, к его податливой и отважной душе лежит только через ИГРУ.

èоУбедить себя, что в ваших руках самые эффективные cредства достижение педагогической цели, самый гуманный метод формирования успешного человека, самый демократический стимул развития творческой личности. Любая игра более педагогична, чем развлекательна.

èоОщутить, что ваше сознание содействует успеху ещё на стадии «программирования» установки в голове. Вам не избежать успеха!!! Помогите себе, уговорите, запрограммируйте собственное подсознание: «Я способен нести людям и себе истинную радость. Я – настоящий игромастер!»

 
3.

Третий шаг на пути становления настоящего игромастера – это те актуальные способности, которые важно обнаружить и развить в себе.

Во многом комплекс творческих способностей актёра и педагога совпадает с комплексом главных творческих способностей игромастера.

Среди них можно выделить:

– перцептивные (от латинского perception – «восприятие», «познание») – прозорливость, способность воспринимать и понимать других, интуитивное видение представителей аудитории, педагогическая наблюдательность и внимательность;

– организаторские – способность моделировать события, ситуации, создавать условия для эффективного разворачивания игры и формирования игровой культуры, руководить группами людей, стремящихся к достижению единой цели;

– конструктивные (в искусстве педагогики их иногда называют режиссёрскими) – способность проектировать программы, анализировать ситуации, результаты деятельности, оперировать фактами, знаниями, умениями, опытом;

– экспрессивные – способность эффективно выражать свои мысли, чувства, переживания с помощью высказываний, мимики, пантомимы. Это обеспечивается во многом ораторскими способностями. Высокая культура речи, её чёткость, хорошая дикция, юмор и ирония, способность к экспромтам – могучие способы влияния на личность. Эмоциональную окраску речи дополняют уместная жестикуляция и выразительная мимика;

– суггестивные способности выражаются в эмоционально-волевом влиянии на аудиторию, в наличии динамических (от лат. сила) харизматических характеристик личности, которые обеспечивают развитие лидерских качеств;

– коммуникативные – ощущение игромастером потребностей в общении, в установлении гуманистических отношений с аудиторией, в чувстве удовольствия от такого общения, от того, что удаётся вызвать у собеседников позитивные эмоции, воодушевление, развитие творческих сил и готовности вступать в контакт;

– специальные – личная склонность к определённым видам деятельности: видам спорта, искусства, техники, видам досуга. Это позволяет игромастеру интенсивно развиваться самому, привлекает дополнительное внимание к нему и расширяет диапазон влияния на аудиторию, повышает его авторитет;

– творческие – способность нестандартно справляться с проблемами и решать задачи, генерировать идеи, свободно импровизировать, демонстрировать творческие способности, проживать ситуации в соответствии с содержанием сценария, задания, замысла.

С целью уяснения психофизиологических качеств личности, значимых для успешного освоения игровых технологий, возможно использовать специальные диагностические методики или комплекты профессиональных тестов. В частности, это могут быть профориентационные тестовые методики,коммуникативно-организационные, творчески-поисковые и т.д.

Дополнить картину могут ответы на серию вопросов к самому себе:

– Какое впечатление вы производите на самого себя? Вызываете вы у себя симпатию или антипатию; вы агрессивный или апатичный, покорный, высокомерный или лояльный, уважительный к другим, замкнутый или открытый; открываетесь людям навстречу бесстрашно или склонны прятаться; вы хмурый или приветливый, аккуратный или неопрятный?

– Как вы оцениваете силу влияния своей личности? В чём она выражается? Составьте письменно перечень.

– Насколько сильно выражена ваша способность воздействовать на слушателей? Насколько эмоционально захватывают используемые вами вербальные (интонация, слова, правильно подобранные афоризмы) и невербальные (мимика, жесты, подготовленная вами обстановка и т.п.) средства?

– Достаточно ли вы смелы, чтобы действовать перед аудиторией и влиять на неё? Рассмотрите собственное поведение в профессии, частной жизни, среди друзей, коллег по работе.

– Уверенно ли вы владеете своим голосом и речью? Умеет ли ваш голос быть «оазисом в пустыне» (освежающим, тонизирующим), «бурным потоком» (ведущим, захватывающим, вызывающим оптимизм), быть покладистым и уверенным; ласковым, мягким и вызывающим доверие, пробуждающим внутренние силы?

 

Полезно и выполнение такого задания. Попробуйте выявить «код успеха» публичных людей, тех, кто всегда на виду: перед камерами, в школе, на сцене, в храме и т.д. Это любопытная игра, в которой вы гарантировано получите выигрыш. Наблюдайте, как ведут себя известные личности: президенты, директора, телекомментаторы, священники, мастера искусств, журналисты, педагоги, лекторы, учёные, мастера игры. Слушайте, как звучат их голоса, анализируйте сильные и слабые стороны их поведения в общественных местах и пусть ничто не останется вне вашего внимания. Сумейте сделать полезными чужие достижения, включив их в свои действия.

 

Наличие комплекса способностей для ведения игровой деятельности служит важной, но не решающей предпосылкой овладения мастерством игры. Человек может быть способным, но неумелым, не обладать нужным опытом. Способности проявляются и развиваются только в ходе деятельности, в том числе, игровой.

 
4.

Следующий (четвёртый) шаг на пути игромастера к вершинам профессионального мастерства – это создание ориентировочной основы деятельности по самостоятельному освоению и использованию игровых приёмов, методик, технологий, направленных на достижение тех или иных педагогических целей.

Программа курса самообразования «Школа игромастерства» включает семь качественных этапов, постепенно преодолевая которые овладевают азами мастерства. Будет лучше, если вы найдёте несколько единомышленников, создадите группу и будете помогать друг другу, поочерёдно выполняя функции аудитории, ведущего, «оценщика» качества действий, проектировщика игровых моделей и событий. Значительно улучшит положение возможность параллельного контакта с профессионалом-игромастером, который не только предложит вам свою помощь – но и сумеет воспользоваться таким сотрудничеством для повышения собственной квалификации.

Время на овладение тем или иным этапом не ограничено, оно распределяется по собственному желанию. Выбирайте наиболее приемлемый для себя темпоритм, учитывайте индивидуальные особенности и потенциал. При необходимости задерживайтесь на каждом этапе настолько, насколько нужно для настоящего продвижения по шкале мастерства.

Итак, начинаем!

Раз, два, три, начало игры!

Подзаголовки
  1. Об искусстве игры и мастерстве её организации
Страницы: « 1 ... 11 12 13 14 (15) 16 17 18 19 ... 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/250
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/250
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/2/5 18:19  Обновлено: 2012/2/5 18:19
 post
Очень актуальная статья. Все понятно.

Отправитель Нити
emarke
Отправлено: 2012/3/3 16:44  Обновлено: 2012/3/3 16:44
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/3/3
От:
Сообщений: 1
 post
Грамотно. Неординарный подход к проблеме.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?