Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЮЧИ ИГРОМАСТЕРА


Содержание:
  1. ВСТРЕЧА С АУДИТОРИЕЙ

ВСТРЕЧА С АУДИТОРИЕЙ

Поскольку игровая деятельность – это прежде всего коммуникативный акт, то настоящему игромастеру необходимо помнить о некоторых принципах и правилах межличностного общения. Невнимание к ним может способствовать возникновению искусственных преград на пути естественного желания быть принятым и понятным другим.

Эффективное действие в игровом пространстве связывают с так называемыми зонами общения. Выделяют несколько зон.

 
Зоны общения с аудиторией
 

Зона интимного общения (расстояние от 0 до 0,6 метра – зона вытянутой вперёд руки). Игромастер входит в эту зону для того, чтобы подчеркнуть близкие, открытые, доверительные отношения. Это зона конкретных индивидуальных контактов. Прежде чем вступать в эту зону, нужно убедиться на сто процентов, что это можно делать, что это будет эффективно.

Как этого достичь? Научиться «читать» людей по жестам, мимике, по глазам и эмпатично чувствовать их. Вход в зону интимного общения может поддержать человека, снять определённое напряжение перед игрой (мы увидели, что человек не «в своей тарелке»), активизировать, подвести к действию.

Способы действия игромастера: взять за руку, предложить свою, пожать руку, обнять за плечи, похлопать по плечам, провести рукой или погладить по спине, положить руку на затылок.

Обычно учитывают возрастные, половые и индивидуальные особенности людей. Игромастер-мужчина не будет прижимать к себе девушку, а предложит ей руку. А игромастер-девушка может обнять мальчика-игрока с целью ободрения его.

 

Личную или индивидуальную зону (расстояние от 0,6 метра до 1,2-1,5 метра) с точки зрения общения, на наш взгляд, лучше рассматривать как диалогическую. Ведь именно в ней мы ведём все диалоги. Инструментами ведения диалога служат, прежде всего, направленные на партнёра глаза, слово, тексты. Вспомогательные инструменты – жесты, мимика, пантомимика. Находясь в этой зоне, мастер игры сообщает и разъясняет правила, «читает» ответные знаки о том, понял ли его собеседник. В этот момент внимание игромастера приковано только к собеседнику. Нужно помнить, что время вашего общения должно быть очень коротким, а потому ваши действия – точными, корректными, понятными.

 Если игромастер работает с большой аудиторией, лучше дифференцировать своё внимание, разделив его между коммуникативным партнёром и всем собранием людей. Если вы работаете с ассистентами, то они могут продублировать ваши действия (установки, просьбы), а вы в это время будете уделять внимание аудитории, заботясь о поддержании эмоционального тонуса и ощущения своей значимости у всех собравшихся.

 

Зона публичных социальных контактов (расстояние от 1,2-1,5 метра до 3-6 метров). Достаточно размытые верхние границы зоны уточняются в зависимости от численности аудитории и формы зала. Общая установка такая: чем многочисленней аудитория, тем больше расстояние между игромастером и группой.

Выбор самой актуальной позиции («примерка» себя к аудитории) игромастер осуществляет по такому критерию: точка перед аудиторией, из которой без вспомогательного поворота головы он может охватить зрением (даже периферическим) всех собравшихся и особенно крайних людей (тех, кто находится сбоку). Ведь энергетический обмен должен вестись со всеми, а не только с центральным сектором. Хотя основное внимание распределяют на линиях А и Б (см. рисунок).

 Так образуются два сектора концентрации и рассредоточения внимания игромастера – малый сектор и большой.

 

 Массовая зона общения (расстояние от 3-6 метров и дальше). В такой зоне работают с большими аудиториями (например, организуют концерты на детских фестивалях, конкурсах, на площадях и т.п.). Особенностью такой работы игромастера является то, что он не может охватить всех собравшихся своей энергией и энергией игры. Даже привести всех к единому эмоциональному знаменателю – дело слишком тяжёлое.

При значительном расстоянии между участниками общения распыляется (а то и вовсе утрачивается) контакт глаз и увеличивается роль невербальных знаков. Потому в таких случаях игромастер более активно жестикулирует и пытается вызвать желательные действия и реакции хотя бы у значительного большинства аудитории. Главный инструмент в такого рода общении – усиленная через микрофон громкая речь.

Настоящий игромастер всегда соединяет межличностные отношения с игроками на сцене и контакты с залом. Он помнит, что общается и работает не только с теми, кто на сцене, но и со всеми в зале. Удержать в поле зрения всю аудиторию при индивидуальных контактах с игроками – проявление высокого уровня мастерства.

 
Число и организованность участников
 

 Аудитории, принимающие участие в игровых программах, можно разделить на две категории: большие (макрогруппы) и малые (микрогруппы численностью не более 25-30 лиц). И те, и другие социальные группы являются кратковременными, такими, что собираются на определённый срок для участия в общем игровом процессе.

В свою очередь такие группы разделяют на организованные и неорганизованные. Первые образованы людьми, имевшими ранее определённые контакты между собой (например, участники одного объединения, организации). Представители второй сведены в аудиторию случайно, стихийно (например, участники демонстрации, митинга, фестиваля под открытым небом, случайные прохожие).

Игромастеру нужно знать особенности работы с такими группами.

 
Игровые программы для разных возрастов
 

Группа детей преимущественно дошкольного возраста. Детей игра поглощает сразу и полностью. Они верят всему, имеют лёгкое подвижное воображение. Их легко вызвать на соревнование, повести за собой.

Общая направленность игр – подражание. Потому эффективны игры имитационного плана. Работая с группой такого возраста, игромастер должен учитывать быструю эмоциональную усталость детей, неустойчивое внимание, различное эмоциональное состояние игроков.

Пути преодоления трудностей: подвижность и привлекательность интонационного языка игромастера, сдержанный темпоритм языка, яркость образов персонажей, наличие очевидного деятельного задания.

Игры с незнакомыми предметами, особенно игрушками, нежелательны из-за того, что дети не столько будут выполнять с ними нужные игровые действия, сколько разглядывать их.

Игромастеру следует помнить, что дошкольников часто сопровождают взрослые. Уместно привлекать их к сотрудничеству, корректно втягивая в игру. Среди возможных реплик игромастера: «Уважаемые родители, нам нужен ваш игровой опыт!», «Уважаемые родители, поддержите нас, пожалуйста!», «Дети, попробуйте попросить помощи у своих родных!», «Как повезло нашим детям – у них такие прекрасные родители, они так увлечённо играют!»

 

Настоящий игромастер будет использовать лишь такие игры, в которых ни один из родителей не может попасть в число проигравших. Ни один ребёнок не должен получить повод сомневаться в талантах и всепобеждающих способностях своих родных и близких. Это касается проблемы привлечения родителей к любым играм в любых возрастных группах. Исключением является игровое соперничество семей в комплексном игровом марафоне. Тогда ответственность за успех или неуспех команды возлагается на всех членов семьи, факт проигрыша не выглядит таким горьким, а если его подсластить определёнными наградами, поощрительными призами, ритуалами весёлого отдыха, то и вообще станет малозаметным.

В особенности предостерегаем от игр-поединков. В них победитель и побеждённый особенно очевидны. Организуя такую игру, вы или подталкиваете взрослых игроков к активным действиям, к которым кто-то из них не готов (стесняется, волнуется, неудобно одет), а следовательно, вызываете нежелательный стресс или перечёркиваете игру тем, что игроки за вашей спиной подсознательно или явно «договариваются» про результат игры: спокойно, без динамики и борьбы, а значит, и без игровой интриги добираются до финальной части («побеждённых» в такой игре нет, как нет и самой игры).

Если же вам удастся создать настоящую яркую игровую атмосферу, где дети и их родные купаются в море радости, знайте: вы посодействовали укреплению семейных отношений и семейного счастья, возрастанию авторитета каждого члена семьи в отдельности и всей семьи в целом.

 

Группа детей преимущественно возраста начальной школы.«Золотой» возраст для игры. Дети играют на интерес и для удовольствия. Они легко идут на контакт, входят в игру и переключаются на новые задания, легко объединяются в игровые микрогруппы, быстро возбуждаются, проявляют выдержку в игре. Любят подвижные, музыкальные, танцевальные, имитационные и творческие игры. Удовлетворяются любой игровой ролью, любой деятельностью.

Играющий взрослый сразу становится для детей всенародным любимцем. Играющий учитель – эталоном учителя!

Возможные трудности: дети не всегда контролируют игровое возбуждение, переводя его временами в микроконфликты. Иногда оказываются беспомощными, ожидая подсказки ведущего (следствие доминанты рефлексов начальной школы – слушать учителя и выполнять то, что говорят).

Пути преодоления трудностей: чередовать фазы возбуждения и фазы торможения эмоций, заострять внимание детей на тёплых, мягких контактах, вызывать доверие истинной любовью к игре (самому быть лёгким игроком).

 

 Группа детей преимущественно подросткового возраста. Дети ведут себя достаточно настороженно, очень осторожно идут на контакт, чуждаются открытых контактов с лицами противоположного пола (особенно ребята). Девушки легче идут на контакт, демонстрируют открытость, красоту характера. Понятно, начинать «завоёвывать» аудиторию лучше с них.

Подмечена общая способность скорее созерцать, чем проявлять активность, потому особенным затруднением и беспокойством игромастера будет фаза включения и разыгрывания детей.

Общая направленность – поисковый, «разведывательный» тип поведения. Ребята отдают преимущество играм на проявление физических данных, проявляют интерес к интеллектуальным развлечениям. Девушки – играм социальной и художественной направленности. При образовании игровых групп лучше воспользоваться половым критерием.

 

 Группа детей преимущественно юношеского возраста. Казалось бы, организованная группа более пригодна для участия в игровой программе, ведь её члены знают друг друга, свои возможности, имеют лидеров (явных и тайных), сформированные референтные группы. Сообразительный игромастер сразу «прочитает» таких лидеров и их «деловое окружение». Лидеров нельзя не увидеть, они сразу же заявляют о себе, начиная ещё одну завуалированную игру – «наработка за ваш счёт новых баллов себе». Вы же, как правило, не проинформированы о позитивных и негативных границах их поведения.

Потому, дав первое самое простое коллективное задание, обратите внимание на то, на кого сразу же направят свои взгляды члены группы. Это и будет «лидер». Члены референтной группы решительно поддерживают лидера, и даже тогда, когда внутренне не разделяют мнение лидера и его микрогруппы.

Путь преодоления трудностей: стать лидером самому благодаря нестандартным вопросам, контрдействиям, оригинальным решениям. Содержание игр должно быть приближенным к интересам возраста или входить в поле таких интересов. Материал нужно подавать в бодром темпоритме, насыщая интересными фактами, высказываниями. И только доверительные отношения без повышения тона голоса!

 
Игровые программы и личностные позиции
 

Приведённые выше обобщённые характеристики поведения возрастных групп лишь частично и поверхностно учитывают индивидуальные особенности участников игрового процесса, раскрывают их личные жизненные позиции.

По тенденциям личностных позиций можно выделить среди детей три характерные группы.

 

Первая – реальные лидеры, активные и энергичные. Их можно распознать по искрящимся глазам, открытой улыбке, мобильным движениям, готовности сорваться с места при первой же просьбе и реализоваться в игровых ситуациях самому и одновременно прихватить кого-то с собой.

Игромастер обычно обращает на них внимание, демонстрирует им свою поддержку, своё удовлетворение от контактов с ними. В знак одобрения такого к себе отношения лидеры рады стараться ещё больше, к чему вы и стремитесь. Такие дети будут вашими незаменимыми помощниками, волшебными «ниточками» доверия, связывающими вас с ещё незнакомой аудиторией. Настоящий игромастер в первую очередь опирается в организации игры именно на таких детей, чем способствует повышению их авторитета, укреплению статуса лидера.

 

Вторая группа – дети с заниженной социальной активностью, лишённые «рефлекса новизны». Творческие игровые силы таких детей находятся в заторможенном, «спящем» состоянии. Дети по большей части выглядят пассивными, индифферентными, потенциально импульсными. Настраиваются на игру медленно, без желания, вяло, демонстрируя на лице мину тяжёлого труда («делаю тебе услугу»). Их сдерживает скорее страх угодить в новые для них ситуации, иметь неприглядный вид.

Заметив таких детей (обратив внимание на указанные симптомы), игромастер подбадривает их сильным взглядом, задерживаясь на их лицах больше, чем на других (вроде бы «потерянное» на это время вернётся к вам сторицей), стимулируя их к действию индивидуальным обращением, активной, но корректной жестикуляцией. Нельзя подавать ни малейшего сомнения относительно скрытого желания детей быть перспективными в коллективе. Помогите таким детям хотя бы раз продемонстрировать собственную компетентность в фазе раскручивания игровой программы, и вы получите активного и благодарного деятеля до конца игры. Игромастер помнит – таким лицам важен поводырь, ведущий, человек-ориентир. Такую роль может выполнить и игромастер, и ассистенты, и другие дети.

 

Представителей третьей группы участников игры можно назвать самоисключёнными, «самоугнетаемыми». Они демонстрируют подчёркнуто пассивное состояние: «темпоритм жизни черепахи» и вроде бы отстранённого созерцания за процессами с «мудростью змеи». Они выглядят неэмоциональными, пассивными, лишёнными тяги к жизни. Поведение таких детей может быть обусловлено темпераментом, скоростью протекания психических процессов, состоянием досуговой культуры семьи, уже сложившейся иерархией интересов и приоритетов в видах деятельности.

Но дети, попавшие на вашу игру, имеют право быть и такими! И настоящий игромастер должен такими и принимать их.

Вместе с тем настоящий игромастер знает: если не обращать внимания на таких детей, оставить их в мире их темпоритмов, не вовлекать в общий игровой процесс, не подключать к единой «энергетической батарее» игрового пространства (т.е. продемонстрировать отсутствие своего интереса к конкретной личности), то спустя некоторое время в поле их влияния может очутиться и другой ребёнок или даже группа детей. Как лидеры зажигают остальных, так и «самоугнетаемые» выключают вслед за собой разбалансированных представителей второй группы.

Ненавязчивое, добродушное обращение, просьбы включиться в игру (а иногда даже активное «вероломное», но тактичное подключение) не оставит человека безразличным, в результате он с удовольствием примет участие в игре. В таких ситуациях настоящий игромастер прививает таким людям культуру общения, способствует их успешной социализации, влияет на расширение круга жизненных ценностей и интересов.

Отдельно нужно обратить внимание на группу «скрытых», потенциальных игроков. Такие могут входить в каждую из перечисленных групп. Их сдерживает наличие определённых комплексов. Человек опасается осуждения своих действий остальными, утраты своего авторитета, боится допустить ошибку, ожидает насмешек – и через всё это ещё больше утрачивает уверенность в себе.

Однако опасение вступить в пространство игры ещё не означает, что такие люди некомпетентны, апатичны или объективно принадлежат к группе «самоугнетающих». Просто для них важно создать особые условия. Игромастер должен убедить их в безопасности обстановки, доказать игроку его умелость, его преимущества. А при самых крохотных успехах зафиксировать и закрепить реакцию удовлетворённости и радости.

Подзаголовки
  1. Об искусстве игры и мастерстве её организации
Страницы: « 1 ... 8 9 10 11 (12) 13 14 15 16 ... 24 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/250
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/250
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
Гость
Отправлено: 2012/2/5 18:19  Обновлено: 2012/2/5 18:19
 post
Очень актуальная статья. Все понятно.

Отправитель Нити
emarke
Отправлено: 2012/3/3 16:44  Обновлено: 2012/3/3 16:44
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/3/3
От:
Сообщений: 1
 post
Грамотно. Неординарный подход к проблеме.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?