Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 11.4. ПРИВЫЧКА. УМЕНИЕ. НАВЫК?
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

11.4. ПРИВЫЧКА. УМЕНИЕ. НАВЫК?

Воспитатели знают, что дети после трёх лет жизни обладают ощутимым потенциалом ко включению в новые житейские отношения и реальным культурным ресурсом для взаимодействия с новыми партнёрами. Дети внятно говорят и готовы вслушиваться в речь товарища в игре. У них большой репертуар игровых сюжетов. Через год-полтора у детей проявляются собственные черты характера, не совпадающие с чертами характера окружающих их детей. Они осознают своё своеобразие. У них складывается своё представление о собственном облике и формы утверждения его признания другими людьми.
 
На пятом году жизни дети обретают самые разные привычки. Надо ли относиться к ним как к «противопоказанным» или как к «показанным»? Или ни так, ни так - нейтрально?
 
Привычную оценку культивируют люди из близкого для ребёнка окружения. Выбор предмета действия их. И мотивация выбора тоже их.
 
Ведущим субъектом в оценивании выступает наблюдатель дела, а ведомыми оказываются дети, не знающие и не догадывающиеся, что их действия воспринимаются по-особому. Воспринимаются как усматривание складывающейся у них привычки.
 
При этом у ребёнка возникает привычка оценивать на себе осмысленность воссозданного облика исполняемого дела; становится прогнозируемой организация его выполнения; по ощущению носителя привычки она (привычка) аналогична поступку, т.е. высоко оцениваемому действию, как у всех тех, кто ею тоже владеет.
 
*  *  *
Про привычку можно высказаться так: любая привычка складывается в сфере сознательной деятельности, но этот процесс нельзя квалифицировать, как осознанный самим её носителем. Понимать и контролировать собственные психические способности (то есть самоосознавать свою практику) человек может, когда он создает своё представление о своей практике сам и фиксирует его в своей речевой деятельности.
 
И мы можем согласиться с утверждением, что началом самоосознанного действия следует считать привычку. Будем следовать определению привычки, данному В.Ф.Панкратьевым: «Привычка - это способность/неспособность субъекта постепенно оценивать менее приемлимые явления как более приемлимые, или наоборот; или иметь оценку безразличную, т.е.нейтральную»
 
Здесь следует вспомнить и о родственном ему понятии «умения», как психологическом условии выполнения дела в известных условиях для всех сотрудничающих лиц.
 
С нею наблюдатель соотносит особое свойство психического явления, называемого «проградиентность», то есть постепенное изменение в разном направлении в наблюдаемом процессе, которое описывается в словах «быть более точным» или «быть менее точным», в отношении уровня ясности осознания чего-либо «быть в обычном (обыденном) сознании» или в сниженном, т.е. скука, или повышенном к его ясности вплоть до «ясновидения» или, наоборот, до «потери сознания».
 
*  *  *
Когда употребляют клише «знания, умения, навыки» - говорят будто о чем-то одном. Во всяком случае, в обиходном педагогическом словоупотреблении термины «навык» и «умение» практически не различаются. Под навыками могут подразумевать и привычки, и знания, и умения, и собственно навыки.
 
В то же время различие носит принципиальный характер. Можно сказать, что в основе нашей практики лежит особая внимательность к освоению детьми различного рода умений и твердый отказ от установки на выработку навыков
 
Первое различие в определении навыка и привычки отражено, пожалуй, в любом психологическом словаре. Навык - то, что возникает за счет тренировки строго определенных органов или функций человека. А характеристика умения обращена ко всему его психологическому складу. (Характерно, что редко говорят о формировании навыка «внимательности». Хотя вроде бы это одна из главных характеристик, определяющих успешность или не успешность обучения. Но нет конкретного органа, на который можно «давить». А нет внешнего давления - нет выработки навыка).
 
Навык - достигнутая автоматическая, необдумываемая реакция на внешние требования или обстоятельства. Навык - своего рода социальный инстинкт, вырабатывающийся путем дрессировки. Умения же возникают в свободной постоянной смене жизненных ситуаций и контекстов, они обращены к способностям человека вслушиваться, вглядываться, вдумываться, выбирать; им не требуется (и прямо противопоказан!) специальный нажим.
 
Очевидна и «дидактическая» противоположность подходов к отработке навыка и к формированию умения, привычки.
 
Установка на навык - это установка на механическое следование образцу, на быструю отработку соответствия ему за счет одного-двух десятков упражнений в течение ограниченного промежутка времени (недели-двух). Такой подход гарантированно делит детей на успешных, не очень успешных и совсем не успешных. И даже среди успешных выработанный навык потом быстро исчезает вместе с необходимостью отчитываться перед кем-либо.
 
Привычка, умение складываются довольно долго. (Надолго и сохраняются.) Для них требуется по-настоящему многократное повторение в течение полугода, года, иногда двух лет, постоянное возникновение данного рода деятельности в новом контексте, в новом сочетании ситуаций... Умение приходит не через ограничение своих возможностей, «отклоняющихся» от образца, а в поиске способа оригинального «прилаживания» своих способностей к представленному живому образу грамотно действующего лица.
 
На наш взгляд, вообще механическая работа над навыками противопоказана большинству детей. У детей при нормальном развитии есть вполне осознанные привычки и им не так уж нужны неосознанные навыки, автоматизмы. Ведь дети живут в импровизациях.
 
(Конечно, у какой-то части детей в процессе выработки навыков формируются и настоящие умения. Но характер их формирования иной, сложившийся не столько благодаря, сколько вопреки механизму отработки навыка. В свою очередь, при сформировавшемся умении выпадает в «осадок» некоторый набор «инстинктивных» навыков. И это нормально. Ведь одно дело навык - как побочный продукт возникшего умения, а другое - как его непрочный заменитель).
 
В этом смысле, наша программа противостоит и авторитарной вере в давление на ребёнка как главное условие его обучения, и вере в то, что свободное воспитание заключается в предоставлении детей самим себе. Свободный, живой и успешный стиль педагогической работы связан не с безответственным отстранением педагога от обучения детей, а с его готовностью вести это воспитание и обучение через постоянное насыщение детской жизни богатством впечатлений и опытов.
 
Нам пришлось остановиться на этом рассуждении из-за того, что навык - слово ходовое, а привычка, умение - не ходовые у практиков.
 
И это языковое недоразумение несёт с собой печальные педагогические последствия.

 

Страницы: « 1 ... 74 75 76 77 (78) 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?