Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 11.3. РЕЧЬ И СЛУХ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

11.3. РЕЧЬ И СЛУХ

Взрослые возникают из подростков. Началом нового образа жизни служит возврат к мысли о детях, о возрождении детства. С чего это начинается? С ожидания возможного. Так становятся взрослым, заботящимся о сохранении слушающего ребёнка.
А ребёнок зреет и через полгода обнаруживает, что ему слышатся мелодические звучания на фоне общего шума. Мелодии поющего взрослого становятся зачином новой человеческой жизни, жизни в слухе, в откликах на звучания, созданные человеческими руками и голосами. К моменту выхода в свет, к моменту первого вдоха, дитя уже слышит призывы к жизни на свету.
Ребёнок различает тембры голосов мужских и женских, темпы и смены ритмов в режиме переходов от ночной жизни к дневной. В начало жизни человеческого рода положено музыкальное озвучивание всего хода жизни, в которое вплетена человеческая речь.
 
Обсуждая процесс появления привычки, мы опускаем из обсуждения само собой разумеющуюся вторую сторону дела: вырабатывает её нормальный человек, то есть тот, у которого и глаз, и рука, и голос (глотка), и ухо действуют одновременно и в то время, когда привычка складывается.
 
Представим себе, как складывается привычка оценивать свою грамотность. Человек умеет говорить, читать и писать (а точнее: вговаривать свои слова в общий ход речи, понимать и комментировать то, что ему показывают, и вписывать свои действия в намеченный ход дела). Но почему-то умалчивается, что он умеет вслушиватьсяв речи, сопровождающие и его действия.
 
Ведь когда кого-то называют говорящим, то имеют в виду скрытую оценку его как человека постоянно вслушивающегося. Почему это качество обычно не представлено в обсуждении, в анализе его деятельности как ведущее в ней? Не потому ли, что все естественно, пока нет травм, помех, трудностей? Каково место слухового представления в связи со зрительным представлением, организующим вчитывание и вписывание? Почему «обман зрения» - выражение расхожее, а про «обманы слуха» никто не вспоминает? А насколько проблемы понимания-непонимания определяются проблемами слуха? Попробуем разобраться.
 
Модель описания очень естественного и нормально действующего поведения обычного человека предполагает его вговаривание в ход речи, вчитывание в то, что показывают, вписывание своих действий в ход дела. Внутренней же связкой этих трех составляющих речевой деятельности, на наш взгляд, выступает ни что иное как слух.
 
Именно неуловимый сторонним взглядом и ухом слух, способность слышать и слушать является ключевой функцией нормально действующего лица. Слух увязывает во времени действия три других составляющих. Здесь работает не просто восприятие ухом и не просто сопровождение того, что видят и говорят.
Человек сосредотачивает свои усилия на связывании не своего слуха и зрения со своим, точнее, свой слух и зрение удваивает не своим, другим. Поэтому мы и называем его слышащим (в первую очередь) и говорящим после этого. Поэтому главным в деле надо считать не факт присутствия - «свидетель события», а факт делового участия - «говорит, потому что слышит и оценивает говорение других».
 
Воспользуемся статьей Эмилии Ивановны Леонгард - создателя уникальной практики восстановления нормальной жизни глухих и слабослышащих детей. Благодаря её методике глухие от рождения дети восстанавливают речь на родном языке настолько основательно, что могут жить и учиться в среде своих сверстников. За три десятилетия по методу Леонгард воспитаны сотни детей, спасенных от разрыва с семьей и погружения в субкультуру глухонемых. В статье, написанной по нашей просьбе, автор анализирует те явления, которые стали очевидны во время работы с глухими детьми, но которые в равной степени относятся к любым детям.

 

Страницы: « 1 ... 72 73 74 75 (76) 77 78 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?