Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 10.5. ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

10.5. ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ

Прежде чем свести наши размышления к заключительным выводам, обратимся к самому началу - к том, с чего начинается становление личности ребёнка.
 
В первый год жизни все дети слышат звучания и шумы за три месяца до рождения и девять месяцев после. Поэтому идёт разница отсчета в ритмической организации жизни ребёнка при смене водной среды на воздушную. Ритм сердечных биений подвергается новому воздействию и влиянию. Возникают новые возможности проявления двигательной инициативы. Жизнь разворачивает вслушивание во все стороны, добиваясь кругового обзора слуховых оценок событий. «Потеря слуха» - это потеря обзора голосовых влияний, его сужение до первоначального сектора: голова к голове («просто говорю тебе, смотрю на тебя»). Двигательная инициатива разворачивает слух ко всем влияниям, включая зримые и телесные.
 
В это же время складывается нормальная эмоциональная чувственная сосредоточеность. Эта со-средо-точенность выявляется как функциональное существование двух существ как двух сред, сопряженных в одно целое.
Человек сохраняет себя, будучи связан с чем-то и с кем-то. Поражена возможность движения - поражен слух, слуховое внимание. Рассеянное сосредоточение - блуждание взора. Хватка перестраивается в перехваты, которые подчиняются перехватам материнских рук. Взаимодействие без ограничений обнаруживается в понятном уровне инициатив ребёнка, в том числе голосовых.
 
Второй год жизни делает обозримым все связи слухового внимания со всеми видами иного внимания. В речевой активности ребёнка проявляется единство всех влияний. Речевую активность можно просчитать через функционирование внешних органов (кожа, глаз, нос, руки, голос и ноги) и внутренних органов, начиная со слуха.
 
Понимающим слухом владеет мать ребёнка. Она же придает единство множественности влияний. Её интерпретирующий, толкующий всяческие изменения в жизни ребёнка, слух становится понимаемым для ребёнка и понятным для неё самой. Их речевая практика взаимна. Сопряженными во многих моментах жизни становятся и их голосовые контакты: и паузные, и межпаузные (то есть зрительнослуховые). Своим голосом (и голосами близких) мать организует развертывание того, что хочет и может ребёнок, само его развитие во всех направлениях. Повторим ещё раз: когда кого-то называют говорящим, то имеют в виду скрытую оценку его как человека постоянно вслушивающегося.
 
Слух увязывает во времени все био-графические события - проявляющие по сути три известные стороны включенности человека в реальность этих событий. Во-первых, это предложенная родным языком семантика, во-вторых, культурный концепт данного народ, в-третьих, сценарно-организованное поведение людей, в мир которых вошел ребёнок и все дети его поколения. Эти три реальности определяют смыслы воссоздания инициативного поведения и смыслы ограничений на возможные инициативы.
 
Мать в новой жизни живёт в традиции прошедшего, в обрядах прошлого. Она живёт здесь, где ведется разговор с сочувствующим ей ребёнком. Как невозможное она расценивает то, что не группируется с её жизнью. Все хорошее ей воспринимается как должное, нормальное, и она его привычно практикует. Она исходит в своих ожиданиях из знаемого, не отделяя явного от тайного…
 
*  *  *
На следующих этапах жизни ребёнок уже сам организует свои инициативные выборы. Об этом мы говорили, обсуждая линии смысловой пирамиды - отображающие сетку взаимосвязей инициатив ребёнка.
 
Человек сосредотачивет свои усилия на связывании и своих рукопожатий, и своих взглядов, и своих слуховых образов во внешнем и во внутреннем звучании. Все три стороны в деле живого интереса к жизни отражают не факт присутствия («свидетель события»), а факт делового участия во взаимодействии: «говорит, потому что слышит говорение другого участника».
 
Наступает время утверждать способности всех слышащих писать: в первую очередь, расписывать своё имя своими буквами. Свою подпись выстроить не голосом («здесь»), а «там» - в строке выразить себя. Потом добиваться признания не только своего имени в прочтении другим близким лицом, но и своего почерка при подписывании своих изделий разного рода. Узнавать слово (начиная со чтения многих имен) в строке, не переспрашивая никого. Ведь быть в состоянии пишущего лица - это прежде всего означает утверждать себя в образе человека, понимающего всех пишущих.
 
Когда педагоги следуют за ожиданиями детей, их среднесрочная программа не даёт сбоев, она позитивна.
 
*  *  *
Почему же учёные, администраторы, родители на перепутье в одном из главных вопросов: является ли уделом профессионала дошкольной педагогики понимание грамотности как предмета его интереса, его социальной заботы?
 
Мы, взрослые, привыкли, что за нас решают наши проблемы какие-то другие люди. Мы так же хотим все проблемы решить за детей. Мы понимаем, что итог будет всегда негативным.
И у нас нет сил себя остановить, так как на нас давит сверху руководящая сила. Но чему стоит следовать: этому административному страху - или вере в жизнь?
 
Спрашивается, почему не разрешают жить нормально и взрослым, и детям? Руководящие деятели отвечают: мы не привыкли разрешать, мы привычно запрещаем. Мы пишущие и читающие, а не говорящие и слушающие - мы функционально, по должности, глухие люди.
 
Поэтому надо жить по поговорке: на Бога надейся, а сам не плошай. Таков наш общий комментарий о профессиональном подходе педагогов-«дошкольников» к жизни в детском саду.

 

Страницы: « 1 ... 68 69 70 71 (72) 73 74 75 76 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?