Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Динамика образов
  2. Собеседники
  3. Сближение через перемены
  4. Почемучки
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Как работать так, чтобы дети жили своей жизнью - а взрослый предвидел изменения в их отношениях, догадывался, какие новые обстоятельства и когда нужно предложить им?
 
В понимании этих вещей помогает воспитателю наблюдение за тем, каковы сегодняшние возможности детей его группы в сегодняшнем составе. В своих наблюдениях воспитатели отслеживают изменения в характере детских инициатив относительно четырех главных свойств социокультурной нормы «быть ровесником и учащимся»:
 
Образовательный ресурс проявляется в том, какое сохранное качество психики обеспечивает успех деятельности в группе на тех или иных родах занятий. Эта способность детей действовать организованно и быть успешными в деле обнаруживается в том, в какой степени образы, созданные одними детьми, узнаются другими. Педагога интересует скрытый смысл вопросов, высказываний, которые адресуются детьми друг другу в игровой работе.
 
Педагогический потенциал детей прослеживается в характерных формах публичного поведения: в качестве кого, когда и с кем каждый ребёнок может выступить на публике. С кем желает он быть напарником, в какой степени согласуют свои действия прияте­ли, какова мера их успеха по обоюдному мнению. Уточняя педагогический потенциал, важно понять, какую роль на себя принимает собеседник: либо учащего ровесника, либо слушающего, либо сочувствующего.
 
Наблюдение за личностной позицией обращено на то, кем себя осознают дети, кем себя воображает каждый из них. Педагога интересует скрытый смысл вопросов, высказываний, которые адресуют друг другу его подопечные в ходе совместной деятельности.
 
Комфортная на сегодняшний день форма объединения детей между собой и со взрослыми (коммуникативная дистанция) характеризуется тем, с кем именно ребёнок желает быть в совместной работе, кто из детей желает быть с ним; получается ли у них сотрудничать друг с другом; в какой по количественному составу микрогруппе лучше налаживаются отношения сотрудничества между детьми.
 
Известны и характерные черты оптимальной формы объединения детей:
  • при совместной деятельности в микрогруппе отношения складываются доброжелательно, на равных - и дети достигают успеха в общем деле;
  • при перегруппировке, сохраняющей прежний состав, желание сотрудничать не исчезает и успех становится общим;
  • на вопрос к группе: «Кто готов?» звучит ответ - «Мы» (а не «я»);
  • на вопрос: «Вы готовы?» - слышится одновременный дружный ответ.
 
Внимательные наблюдения за детскими возможностями помогают педагогу наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять собой того, что дети могут сделать сами.
 

Динамика образов

Работать в режиме предвидения - это прежде всего выделять в поведении детей типичные проявления, и среди них различать нетипичные. Ведь именно в них узнаются в них сегодняшние и будущие возможности детей. Нужно среди обычного поведения детей увидеть ту неопределенность и случайность, проявленную одним или несколькими детьми, на которую можно повлиять и наладить обратную связь в деловом общении группы.
 
Но для этого прежде всего детям должны быть предоставлены возможности для создания своих образов: двигательных - мимикой, позой, жестом, действием, движением; слухоголосовых - речью, выбором места и манеройсказать, зрительных - разнообразие тем материалов для изображения копий своих образов. Такими образами выступают и ситуации речевого общения, избранные и выдуманные самими детьми. Педагогу нужно видеть ребёнка, у которого обнаружился нетипичный образ и с интересом обратить на него внимание других небезразличных к нему детей.
 
Образовательный ресурс выражается в представлениях, согласованных в микрогруппах вместе со взрослыми (а не в правилах восприятия разнообразных вещей).
 
Представлениядетей – это их вслушивание, вписывание, вчитывание и вговаривание своими действиями того, что общепонятно и очевидно без объяснений. (Я представляю то, о чем идёт разговор. Я могу интонацией или словом рассказать об этом, сделать это из чего-нибудь, на что-то показать движением своего тела. Есть дети, которые узнают в созданном мной образе то, о чем идёт речь).
 
Созданные детьми образы позволяют педагогу узнать их понимания предмета разговора, и самому учиться говорить с ними на основе их познавательного опыта, на их языке. А совместное обсуждение воспитателями при гостевом обмене опытом позволят выявить, какой из образов в данный момент наи­более желателен - слухо-голосовой, зрительный, двигательный; и какой их «сплав» наиболее эффективен для каждого в его жизни здесь и сейчас.
 
Например, такая ситуация: дети высказываются по поводу только что прослушанного рассказа, и видно, что они не заинтересованы в деловом обсуждении - говорят не для того, чтобы быть услышанными, а просто ради говорения «как все». Значит, у педагога есть основания подозревать, что слухо-голосовые представления для этих детей не эффективны. Если же наблюдается интерес детей к делу, желание сотрудничать, инициатива в процессе изображения или обыгрывания услышанного, то педагог знает, что пока данная группа детей все темы «ознакомления с окружающим» нормально проживает в зрительном и слуховом образах.
 
Для старшей группы типична такая динамика.
 
В начале учебного года в создании двигательных образов участвуют все дети, но образ часто невыразителен, однообразен. Дети повторяют друг друга. При создании слухо-голосовых образов речь детей тихая, неуверенная. Большинство детей молчит. В общем разговоре участвуют только несколько детей. При создании зрительных образов действия неуверенные.
 
В середине года сюжетный двигательный образ, созданный детьми одной малой группы, узнается многими детьми группы. Дети активно общаются в микрогруппах, хотя в общем разговоре участвуют не все. На шестерых в малой группе обнаруживается двое, трое, которые глазами находят нужный в деле предмет. Сразу на слух запоминается только первое условие группового задания. В игре «Превратился сам» быстро и однозначно называется каждым ребёнком созданный в этот момент образ.
 
Симптомом понимания друг друга к концу года становится для детей всей группы согласованное движение по смыслу музыки «без договора» с чувством языка этой жизни. Дети уверенно ориентируются в своем детсадовском пространстве. В общем разговоре дети слушают и слышат друг друга, не повторяются. Дети взглядом находят друзей, объединяясь в малые группы. Детей особенно привлекают познавательные тематические занятия – включающие придумывание замысла, его выполнение и затем рассказ другим про свои работы. Детские представления ярко проявляются в таких социо-играх, как «Превратился сам», «Превращение предмета», «Превращение комнаты», «Озвучивание картины», «Ловить зверушку».
 
Заметно, как в течение года дети нарабатывают, создают общегрупповые представления, узнавая, пристраивая, согласовывая свои представления между собой. И когда эта новая культура сообщества почувствована детьми, они действуют уверенно и успешно.
 

Собеседники

После летнего перерыва дети приходят в чем-то обновленными. И нам надо увидеть в них возможных ровес­ников, нам надо чувствовать их состояния.
 
Формируя точную самооценку у ребёнка, выращивая его авторитет среди детей, можно целенаправленно включить его в микрогруппу в том виде дея­тельности, в котором он проявит свои лучшие качества, способнос­ти, и в котором только с его участием /помощью/ все достигнут успеха. Увидеть первые выражение радости при выполнении общего дела, дать ей состояться – основное дело педагога.
 
Педагогу важно вовре­мя услышать, кто из детей на вопрос: «Кто готов?» - ответил не «я», а «Мы». Смысл такой перемены в ответе можно передать так: «Рядом со мной дети, с которыми я хочу говорить, и которые хотят говорить со мной. Я могу вести с ними разговор; слушаю, когда они говорят, понимаю о чем они скажут, и сам говорю и меня слушают и понимают». Позже мы обратим внимание всех на такое поведение ради совместных дел. Перед нами не лидер; перед нами тот, кому нужен успех.
 
Все это прямо соотносится с педагогическим потенциалом первого года жизни ровесника: живая симпатия к разным детям и согласованный выбор места общения.
 
Как складывается ощущение себя собеседником?
 
В начале года в общей беседе дети не советуются, молчат. На занятиях они обращены на воспитателя, а не друг на друга.
 
К зиме состояние может быть таким: «лидеры» предлагают, остальные соглашаются. Отвечают хором. При обсуждении каждый что-либо предлагает свое, не вслушиваясь в слова других. Один-двое стоят рядом вне разговора. Большая часть детей в микрогруппе обращены к говорящему, но не все.
 
А уже в конце года все участвуют в обсуждении. Решение принимают от самых настойчивых детей. Подсказывают друг другу, проявляя внимательность, добро­желательность, смотрят в глаза, гладят по головке.
 
*  *  *
Приёмами обнаружения собеседников могут быть общие разговоры на разные темы в свободной форме и разговоры рядом с картиной (с тем же «Аквариумом», например).
 
Взрослому нужно вовремя услышать робкое, но необычное решение вопроса и ви­деть не умеющих слушать» дать возможность остальным детям услышать и обсудить и тему и высказывание, находя приемы, помогающие всем вникать в разго­вор, т.е. слушать и слышать.
 
Самое главное - растормошить детей, чтобы они не боялись ошибиться и высказывали своё мнение. А воспитательница ведёт себя как внимательная слушательница. Она становится со­беседником косвенно, выступает в случае крайней необходимости с замечаниями больше подсказывающими, чем разъясняющими.
 
Трудностей по поводу разговоров в свободной форме у них не бывает. А во время разговора слушать и одновременно думать о своем - очень нелегко. На помощь приходит игра «Волшебная палочка», которая учит не только слушать друг друга, но и слышать, о чем идёт разговор.
 
Характерный пример из жизни детей шестого года жизни. Малая группа получила какое-то задание. Надо выслушать мнение каждого ребёнка в микрогруппе и договориться о выполнении работы. Детям трудно и вслушиваться в мысли товарищей, и помнить свои. Дойдет до ребёнка очередь, а он забыл, что хотел сказать. Некоторые, высказав в числе первых своё мнение, выключаются из беседы, и как непоседы мешают разговаривать. Их надо с помощью игр приучать высказываться к концу беседы. Приучаясь терпению, они смогли бы следить за ходом беседы и слушать мысли товарищей, демонстрируя свою памятливость.
 

Сближение через перемены

Сближение через перемены состава пар, троек, четверок играющих детей обнаруживает у пятилеток желание и впредь быть в совместной работе, искать успех вместе с напарником.
 
В сентябре на вопрос воспитательницы: «Кто готов? С кого начнём?» - дети молчат. Желание кого-то из них быть вместе и сотрудничать часто не встречает отклика. Симпатии и антипатии выражаются явно (при объединении в пары один может уйти к другому; при объединении в четверки одного могут оттолкнуть). Активность детей в малых группах довольно низкая.
 
В середине учебного года на вопрос: «С кого начнём?» - уже слышатся одиночные ответы «Мы!», «с нас». Микрогруппа до конца работы может и не сохраниться. Рабочая активность детей ещё низкая, но заметно повышается. Дети работают вместе, но радости от этого особой не выражают.
 
Весной все уже с удовольствием доложат о своей готовности. В микрогруппах дети сотрудничают на равных, все активны и, как правило, доброжелательны друг другу.
 
В той мере, в какой развивается попарное партнёрство - от 2-3 детей до 3-2-х пар или двух троек, в той же степени меняется смысл дистанции в об­щении; образно говоря, от «я» и «другие» к уверению «Мы свои» в этом сборе. Динамика идёт по возрастающей. От желания быть вместе к активности и связи по инициативности внутри группы и вне её. Группы различаются по темпу работы: более быстрые и совсем не спешащие, успевающие раньше и задержавшиеся. К маю дети не хотят менять выигрышные составы групп. Надо особым приемом соединять по-новому, чтобы усреднять темпы общей работы по заданной теме.
 

Почемучки

Всякое сближение как изменение коммуникативной дистанции сказывается и на продолжительности выполнения дела. Сближение, ведущее к личным наблюдениям, сопрягается с организацией собственных встреч. Эти встречи «рождают» почемучек и среди групп, и внутри команд, и вне их.
Согласие называть свою команду именно ТАК возникает из делового разговора. Опыты с объяснением вида картин, каждая из которых известна лишь одной половине группы, требуют признать, что картину надо объяснять, отвечая на вопросы попеременно. Надо доверять спрашивающим и отвечающим. Почемучка - это тот, кто не «чужой», а «другой»; кто не ограничивает себя чужими вопросами, а отвечает, помогая своим. И обе стороны стремятся к общей взаимной удаче.
 
А удача рядом - в ответах и рассказе тех, кто их понял. Поэтому мне интересен разговор настолько, что я хочу участвовать в нем по-разному: или поняв ответы, в воображении, не глядя сочинить эту картину, или искать и спрашивать того, кто скажет правду, или придумывать новые вопросы, чтобы поддержать общий успех.
 
Вопросы: «Что там есть жёлтого цвета? Какого цвета небо? Какое существо нарисовано? Оно радуется? Какого оно размера?» - это уточняющие вопросы. Ответы на них намекают на когда-то по ходу дела виденное, знакомое.
 
Вопросы познавательного типа: «Разве бывают мальчики красными, а девочки синими? Солнце не жёлтое? Тропинка широкая?» - выявляют интерес детей к скрытым характеристикам предметов и ситуаций. Общий настрой детей поисковый. Смысл образов картин двойственный: явный и тайный, не во всем известный на глаз и известный на слух, общее дело нуждается в пояснениях для общепонятности, надо связывать ответы по жизни, логике языка, слово за слово.
 
Условиями обнаружения «свойств почемучек» выступают ситуации тайны, неясности, отгадывания детьми «не своей тайны», обсуждение ими выполненных друг другом дел.
 
*  *  *
В начале учебного года, отгадывая тайну, дети просто гадают. Вопросы задают отдельные дети, каждый сам за себя.
 
К середине года вопрос, пришедший в голову одному, задают другой стороне хором, безадресно. Вопрос звучит не ситуативный, а познавательный. Это ана­логично тому, как действует обычно взрослый. К январю у некоторых детей появляются вопросы на понимание образа, созданного другой группой. Вопросы становятся разнообразнее (а задаются как наугад, так и по сути дела). Ответ воспринимают как полуобъяснение и приглашение к новому вопросу. Некоторые дети согласны не спрашивать, а запоминать ответы и их обсуждать.
 
Если в начале дети просто гадали, то уже в марте складывался диалог двух полугрупп, повышалась инициативность и темп «делового вопрошания». Предложение увидеть свою картину вызывает энтузиазм и всплеск общего гово­рения о неспрошенном.
 
*  *  *
Педагогу следует организовывать отгадывание тайны до тех пор, пока не услышит от кого-либо из команды логическую связку («цепочку») вопросов по поводу угадываемого и не сможет спросить у всех: «Почему эта команда быстро угадала?» «Со скольких вопросов?»
 
Часто бывает, что дети сами в азарте выдают свою тайну.
 
Дети любят быть знатоками чего-либо, и важно, если это качество признают другие дети. (Дети любят наделять себя этим именем относительно разных вещей, например - «Знаток верхней части «Аквариума» или «левой стороны».) К концу года дети меняют темы вопросов: и цвет, и форма, и положение и размер.
 
Следует учитывать, что в этом возрасте отсутствует последовательность в связи вопросов «по идее» картины или ситуации. Тайна сама открывается в беседе.
 
Наталья Романова, Галина Шереметьева,
детский сад – начальная школа, г. Железногорск Красноярский край

 

Страницы: « 1 ... 59 60 61 62 (63) 64 65 66 67 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?