Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 1.4. РОЖДЕНИЕ РИТМА И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К ДЕЛУ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

1.4. РОЖДЕНИЕ РИТМА И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К ДЕЛУ

Объединение разных занятий единой направленностью в течение 80-90 дней обеспечивает стабильность воспитательного процесса. Занятия ведутся по преимуществу через создание малых рабочих групп, где царит доброжелательность, уступчивость и вместе с тем инициативность, активный интерес к окружающим людям, ко всему происходящему вокруг. В начале года содружественные действия детей направляются главным образом на установление темпа общих действий и установление общего ритма действий. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех детей.
 
Появление темпа общих действий может свидетельствовать и о складывающихся у детей представлениях об объеме рабочих усилий, которые им нужно затратить на том или ином отрезке занятия. У детей возникает понимание, что каждое принятое упражнение или задание имеет своё начало и конец и требует определенной сосредоточенности. Взаимная корректировка в выполнении упражнений, сознательное уточнение взглядом своего действия повышает его качество.
Другими словами - дети становятся внимательными к тому, что делают они сами и их товарищи.
 
Отметим, что установление темпа общих действий имеет в своем истоке содружественные действия детей друг с другом. Условия для этого должны создаваться на всех без исключения занятиях. Можно перечислить следующие характерные черты в налаживании содружественности:
а) обращённость детей друг к другу в ходе занятий и возможность демонстрировать свои умения перед ровесниками;
б) выбор партнёров по симпатиям и сближение всех детей через перемены состава пар, троек, четверок играющих детей;
в) оформление детских микрогрупп;
г) реализацию общего замысла и понимание неслучайности действий каждого в этом замысле;
д) желание действовать вместе, а не разрозненно;
е) оказание помощи и поддержки друг другу;
ж) признание мастерства и удачливости тех, кто рискнул публично продемонстрировать свои способности.
Серединой процесса учения следует считать то время, когда дети проявят способность проверять взглядом правильность своих движений (то есть сформируется зрительный контроль, зрительно-моторная координация.) Такая способность рождается при выполнении заданий двумя-тремя детьми. Дети выделяют образ действующего человека из массы впечатлений и делают его объектом наблюдения и внимания.
 
Каждый участник малой группы слышит и наблюдает того, кто действует вместе с ним - и учится ценить это впечатление как то, в котором выражает себя его товарищ.
 
Характерный признак владение рабочей позой - это умение выразительно исполнить свои движения, уточняя взглядом их темп и ритм. Помочь напарнику вовремя выполнить задуманное (в танце, в трудовой операции, в рисовании, в рассказывании), самому успеть вместе с ним - готовность к этому означает, что достигнута полная согласованность в совместных действиях. Она будет основной и для обшегрупповых действий, в процессе которых приходится косвенно общаться со своим напарником.
 
Общегрупповые действия в едином темпе и ритме возникают на конечном этапе учения. Они требуют от каждого ребёнка особой направленности действий - самостоятельного приноравливания к темпу и ритму действий тех, кто в данный момент является объектом общего внимания; при этом, как правило, не должно быть буквального совпадения характера действий. Например, если кто-то говорит, то другим следует писать. Или - кто-то действует, а другие должны говорить вслух или для себя. Если кто-то пишет, всем остальным следует предусмотреть, как высказать своё отношение к написанному.
 
В ходе активных рабочих бесед внимание каждого концентрируется на характере действия партнёра. Причина в том, что в разговорах закрепляются внутригрупповые действенные отношения (как и в играх, дети начинают наблюдать друг за другом, подражать другим). Теперь ребёнок выполняет «учебное» задание уже не для взрослого, а от желания совместно действовать со своими товарищами. Понятно, что он в это время напряженно внимателен и к другим, и к качеству своей работы. Так происходит переход знаний и умений одного ребёнка к другому.
 
Одни из тех занятий, которые особенно способствуют установлению ритмической слаженности и совместной координации движений - гимнастические. Об авторском варианте того, как они могут быть переосмыслены, рассказывает статья наших красноярских коллег.

 

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?