Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 7.9. РАБОТА В МАРТЕ-МАЕ
  2. Обучение письму в тетради
  3. Двадцать вторая неделя (март)
  4. Двадцать третья неделя (март)
  5. Двадцать четвёртая неделя (март)
  6. Двадцать пятая неделя (март)
  7. Месяц апрель
  8. Месяц май
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

7.9. РАБОТА В МАРТЕ-МАЕ

К этому времени ребёнок обладаетразвитым представлением о способах (формах) выражения слова. Он вычитает слоги из печатного и рукописного текста и со ступенек. Он может быстро в момент произнесения записать слоги речевой записью (с помощью наклонных штрихов). К этому времени он уже освоился с перьевой ручкой: с силой нажима, с постоянством положения (не вертится) и с каплей чернил, которой хватает на 2-3 буквы.
В марте дети пишут в тетради пером. В апреле на записи алфавита строчных букв под диктовку или самостоятельно выверяется уровень общего темпа записи для группы.
В апреле и мае дети учатся списывать слова с доски или с записки в тетрадь (без ограничения времени) по слогам, используя слоговую структурную запись или не делая её. Большее внимание уделяется правильному соединению букв.
 

Обучение письму в тетради

Освоение пространства тетради начинается с прочерка ключа наклона - написания нижней и верхней петли на таком расстоянии, чтобы там поместился соединительный элемент строчных букв или заглавная буква. Этот прочерк пишется у левого края и у правого, высоко и низко, чтобы доказать другим своё мастерство в обращении с новым инструментом. Карандашом рисуются в строках квадраты в высоту строки и в половину её на разных местах. Это подготовка к письму.
 
Ребёнок загадывает, какая буква войдет в «дверь» - квадрат и быстро уйдёт вправо, уменьшившись. Или, наоборот, будет справа от квадрата стоять большая буква, а пройдя в дверь, станет обычной строчной или меньше строчной. Потом он пишет без остановки оба варианта. Выясняется, что возле квадрата и в нём ему удаётся написание лучше, чем в стороне от квадрата. Этот опыт и позволяет ребёнку писать точно в квадрате, наполовину нарисованном, т. е. на ступеньке. Появляется у него и возможность переписывать слоги со ступенек с доски в тетрадь, потом писать слоги в строку, строчно.
 
Если ребёнок записал слово речевой записью, то под ней он может записать в нужных местах известные ему буквы, а потом и мало известные. Такая внеочередность записи букв готовит его к удержанию всего объёма буквенной записи слова и их поочередной фиксации.
 
В характеристику грамотного письма включается и умение размещать все рукописные знаки алфавита на 6 строках.
Этим выражается и освоенность трёх качеств рукописных движений, и освоенность позы пишущего, которая стала средоточием выразительности, неповторимости и обратимости (доступности для другого) действий грамотного человека.
Соблюдение ранее оговорённого порядка размещения знаков на строчках делает доступным для другого считывание записи с любой из шести строк для проверки точности записи (1-я строка - от А до Е, 2-я - от Ё до К, 3-я - от Л до Р, 4-я - от С до Х, 5-я от Ц до Ь, 6-я - Э, Ю, Я).
Чёткая графика письма пар заглавных и строчных букв и соблюдение парных соединений показывает стремление к выразительному письму. Неповторимость почерка пишущего проявляется в соразмерности времени записи каждой строки и в затрате разумного (в среднем 6 мин. + 4 мин. отдыха) объёма времени на всю запись.
Такое выполнение записи алфавита свидетельствует о готовности ребёнка к самостоятельному безошибочному письму.
 
Ребята, читающие речевую запись, легко определяют объём и чередование движений вверх-вниз под ритм «и-рас-и-рас-и». Это даётим в руки инструмент для выяснения начала письма заглавной буквы. Чаще они начинаются с движения вниз и, значит, - с согласной «р», например, В, Д, К и др. Реже начинаются с гласной «и»: З, Э, Г, У. Если не интересно говорить счёт, то можно придумать под эту последовательность разные слова для разных заглавных букв. Ясно, что порядок разучивания букв будет и персональным и общим, так как дети непременно будут показывать свои находки.
 
Выбор слов-приговорок к заглавным буквам может быть таким.
 
А - а-ре-на, Б - бе-ло-рус, В - во-ро-ны, Г - пи-он, Д - до-ро-ги, Е - Е-ме-ля, Ё - ё-жи-ки, И - и-ри-сы, Ж - о-ру-жей-ни-ки, З - у-зо-ры, К - у-ле-тел, Л - у-ко-ли, М - у-ро-ни-ла, Н - о-ко-ло, О - дом, П - то-поль, Р - со-об-ща, С - са-ма, Т - тол-стые, пест-рые, У - у-ра-га-ны, Ф - у-да-лил-ся, Х - о-хот-ник, Ц - о-ца-ра-пал, Ч - са-мо-лё-ты, Ш - у-ши-ри-ли, Щ - за-щи-ща-ли, Э - э-таж, Ю - ю-но-ша, Я - я-ро-вы-ми.
Потом сообща составится первая строчка из заглавных букв и строчных букв, потом следующая и так до шестой или седьмой. Заполнить шесть строчек тетради - это значит увидеть конкретную возможность написать текст такого же объёма.
 
Самостоятельное переписывание с печатного текста затрудняется большой протяжённостью печатной строки. Она становится почти необозримой, если переписывание становится побуквенным. Но если узнать число слогов на строке, то переписывание станет разумным делом.
Чтобы освоить такую оценку строки, необходимо на доске записывать слова предложения по слогам, распределяя слоги на ступеньках. Границы слов - пробелы метятся косой чертой. Более того, оказывается возможным в пределах пробелов менять слоги слова местами, и это не мешает прочитыванию слов, а делает саму запись загадочной.
На такой ступенчатой записи глаз видит и число слогов и число слов. Это помогает определить легкие слова в два слога, трудные - в три слога и очень трудные - в 4-5 слогов. Возникает оценка возможности пройти весь путь по строке, переписывая её не однообразно, а своеобразно. И таким образом ребёнок готовится к самостоятельной записи собственной речи.
 
В последний период обучения наиболее чётко обнаруживается и то, чему учатся дети, и то, как их учат, какие обстоятельства предлагают для проявления сложившихся и складывающихся взаимоотношений.
Каждая неделя марта, апреля и мая отличается особым складом взаимоотношений и соответствующим ему стилем разговоров и своеобразными заданиями, представляющими каждый раз большую инициативу ребёнка в проявлении своих желаний.
Задача взрослого не только в соблюдении условий работы, но и в воспитании намерения действовать дружно и споро, в воспитании целеустремленности.
 
На занятиях используются все доступные средства проявления инициативы: запись на доске, на кальке, на тетрадном листе. Общий настрой к работе будет выражаться позой детей, готовых к работе. Дело взрослого изо дня в день упорядочивать темп выполнения работ и не торопить «отстающих».
Для решения этой задачи самым понятным делом является письмо перьевой ручкой. В этом движении ребёнок выражает степень своей готовности сразу же начать запись. Это - самое главное качество пишущего!
 
В макании пера выражается вся индивидуальность ребёнка - и его несобранность, и его забывчивость, и стремление передохнуть, и желание к совместной работе - «вместе макнём и напишем». Пока ребёнок не знает возможностей других в новом деле, он «отстающий». Сопоставив свои впечатления с настроением группы детей, ребёнок определяет свои силы, и тогда он не «отстающий», а второй или четвёртый среди своих товарищей.
Труд сопоставления облегчается, если ребёнок улавливает целесообразность употребления слов и сам их использует в разговоре. Для взрослого это первый показатель возникшей инициативности ребёнка и его умение отличать то, как все действует, от того, что умеют делать его приятели.
 
На девятом месяце обучения (в мае) детям предлагается испытание всех своих умений и максимальное проявление самостоятельности. Они сами могут писать свои сочинения. Выделяется время для показа и прочтения своих текстов.
Все осваивают запись любого слова слоговыми знаками на двух уровнях строки без слогоделения. В общем разговоре утверждаётся посильность для каждого записи любого слога. Даётся ответ на вопрос: сколько мы успеем написать за одну минуту, три и пять минут.
Дети списывают рукописный текст с доски - столько строк, сколько пожелают. Списывают с печатного текста по двое и сравнивают свои записи по количеству строк (две-три), по времени и по качеству рукописной работы.
Каждую неделю один раз пишут весь алфавит (на 6 строк) на время, чтобы узнать, кто увереннее пишет.
 
В мае воспитатель сможет сам выбрать время и место для освоения записей этих буквосочетаний. Поэтому мы не даем их распределения по дням. В последнюю неделю мая идёт обычная работа. Но она рассматривается как проверочная. Это требует от взрослых лишь более полного учета времени выполнения работы детьми.
 
Советуя ребёнку писать нужные гласные, взрослый не должен объяснять «правила», определяющие его совет, и не должен произносить слоги так, чтобы слышалась «верная» гласная.
Надо лишь согласиться с верным предложением и назвать верную гласную и её место в слове, если она не названа.
Лучший способ убеждения - слово написать, а ещё лучше - подписать гласные под знаковой записью, сделанной ребёнком. Традиция письма, практически выраженная взрослым, служит надежным оправданием точности даваемых советов.
Например, слово «всего», а оно очень часто детьми пишется, нельзя объяснить по правилам и нельзя произнести по слогам, не исказив смысла. Попытки писать отдельные «словарные» слова вне контекста малопродуктивны. Кроме оценки их как трудных слов, ребёнок ничего не запоминает. И у него нет иного способа узнать трудное слово, как вспомнив его. Поэтому организация ситуативного, контекстного запоминания является единственным средством пополнения запаса графически знакомых слов.
Она может быть осуществлена как запись в свою тетрадочку, сделанную из маленьких листочков, как подпись под своим рисунком, выражающая желание рисовальщика, и т.п.
 
В марте-мае укрепляется поза пишущих детей.
Она будет складываться верно, если не взрослый, а кто-либо из детей станет наблюдать за пишущим и после окончания работы расскажет, что и где он видел. Для него это лучшая школа обучения правильной позе во время письма.
Всякие попытки взрослых по ходу дела и под руку пишущему давать «советы» об исправлении осанки вносят лишь дезорганизацию в работу нескольких детей.
 

Двадцать вторая неделя (март)

В марте дети пишут в тетради пером. Устанавливается общее знание о типах соединения элементов - о входе нижнем, верхнем входе и срединном входе. Материалом для разговора об этом служат слова, написанные на ступеньках поэлементно так, что видны и правильные входы, и иногда неправильные, которые стираются с доски.
Подготовка к записи слов в строку идёт с использованием пальцевого ритма «и-рас-и». В ритме говорения дети проигрывают пальцевые движения к себе и от себя «в воздухе», направив взор и конец пера на запись и переходя взором на ступеньку, а рукой только вправо. После подготовки незамедлительно все пишут в тетради в один голос. Сигналом общей работы будут слова «и-рас-и», сказанные взрослыми и повторенные сразу же всеми пишущими.
 
Слова для первой недели марта: мох, пол, ложь, кол - понедельник; дом, моя, рожь (нижнее соединение) - вторник; бровь, бочка, дочка - среда; боец, доем, поем (все три типа) - четверг; по выбору детей - пятница.
 
В общем разговоре у доски выясняются все особенности движений. Каждый слог пишется целиком и сразу. В подготовку к записи можно ввести работу по кальке, где можно каждому ребёнку предоставить возможность увидеть результат своей работы.
 

Двадцать третья неделя (март)

 
Эта же работа проводится во вторую неделю марта.
 
Понедельник. Пишутся слова: лифт, флот, флаг.
Вторник. Пишутся слова: нога, росла, доза.
Среда. Пишутся слова: чьи, чья, чьё.
Четверг. Пишутся строчные буквы алфавита, от А до Ж (8 букв), соединённых в единую запись.
Пятница. Пишутся срочные буквы алфавита, от З до О (8 букв), соединённых в единую запись более вытянутой линией.
 
Самостоятельно дети пишут дату из трёх пар цифр (число, месяц, год) и своё имя в конце всей работы.
 
Кроме изучения входов в буквы дети осваивают в тетради запись предложений слоговыми знаками.
Каждый день они сами выбирают одно предложение из придуманных на занятиях. Взрослый пишет его на доске буквами по слогам, а дети в тетрадях - по слогам знаками согласного и гласного.
Сначала до записи ставятся точки средней линии строки. Потом они не ставятся, но разговор о высоте записи по-прежнему ведётся. Черточка между слогами стоит на среднем уровне по отношению к высоте записи.
 
После трёх дней можно ввести новое условие: общий темп работы и общее её окончание за время счёта от 1 до 5.
Эта работа продолжается всю вторую неделю марта. На второй неделе продолжается и ранее начатая работа - запись заглавных букв. Каждая буква прописывается сначала крупно на доске под счёт «и-рас-и» с показом направленности движения в соответствии с качеством звука - гласный или согласный. Потом размер уменьшается, а темп говорения увеличивается.
 
В тетради дети стараются писать под свой голос, не замедляя темпа движений пальцев. Первые буквы - Ц и Х, на другой день - У и Ч, на третий - все четыре. Эта работа будет идти каждый день в третью и четвёртую недели марта и первую неделю апреля. Последовательно прописываются также пары: И-Л, Ж-Т, Г-Р, Д-Б, З-В, З-А, Ш-Щ, Е-О, К-М, П-С.
 

Двадцать четвёртая неделя (март)

На третьей неделе марта ведутся все формы работы.
 
Понедельник. Запись в соединении двух первых строчек алфавита (буквы от А до Ж и от З до О).
Вторник. Запись третьей строки алфавита (от П до Ц - 8 букв).
Среда. Запись четвёртой строки (от Ч до Я - 9 букв).
Четверг. Запись третьей и четвёртой строк алфавита.
Пятница. И, наконец, запись всех четырёх строк.
 
Самостоятельная запись своего слова знаками и гласными буквами. Одна гласная пишется в конце слова, другая в ударном слоге. После записи ведется разговор о высоте записи букв, их месте (точно ли под линией гласной) и качество по графике с учетом соединения с другими буквами. Обсуждается число написанных слогов и вся длина слова в буквах.
 

Двадцать пятая неделя (март)

В конце марта происходит изменение в формах работы. Самостоятельно ведётся списывание с доски двух слов в столбик под их слоговой записью.
 
Общий разговор ведётся о заглавных буквах.
Деловой разговор теперь новый. Взрослый сам не пишет. Он вызывает к доске ребёнка, который вместе со всеми будет писать предложение знаками.
Потом каждый подпишет гласную в конце и слог ударный целиком. Писавший на доске списывает «от себя» и тоже подписывает.
Предполагаются для записи зарифмованные предложения: 1) У ёлки иголки колки; 2) Верзила Вавила весело ворочал вилами; 3) У Сени и Сани в сенях сом с усами; 4) Хорош пирожок - внутри творожок; 5) Любое предложение по инициативе детей.
 
Списывание в столбик необходимо для уяснения вида двустрочной буквенной записи: неувеличенная высота букв, первые буквы слов одна под другой, соединения букв четкие.
Предлагаются следующие пары: 1) базар, дарил, 2) добрый, бодрый, 3) сборка, срублю, 4) удобный, сдобный, 5) клякса, сказка.
Для контроля правильности списанного вводится вертикальная линия между слогами, которая не должна задевать основной элемент буквы и проходить в месте перехода от знака к знаку на слоговой записи. Отделяется последний слог.
 

Месяц апрель

В апреле не изменяются способы записи, но увеличивается объём работы на каждый день. За этот месяц разучивается письмо алфавита заглавных и строчных букв на шести строках и определяется время записи всех букв.
Осваивается списывание всего предложения и определяется отличие своей записи от других, которое называется «твой почерк». Предлагается полная самостоятельность в выборе слов для записи. К праздничным дням мая может родиться поздравительный текст.
Каждый день в тетради отмечается в конце работы дата и делается личная подпись.
В общем разговоре дети разучивают соединения заглавных и строчных букв с обводами и переходом от нижних строк к верхней для освоения ненапряженной посадки и уверенного начала письма любого предложения.
 

Месяц май

Дети учатся в деловой форме писать в любом месте страницы разные двойные буквосочетания. Их они списывают с доски по строчкам или на трёх строчках снизу вверх поочередно - все первые пары, все вторые пары, все третьи пары. При этом дети сами могут решить, обводить каждую пару из трёх, переходя на следующую строчку, или этот ход руки в записи не воспроизводить. Верхняя пара по-прежнему записывается правее нижней.
Предлагаются в первую и вторую неделю мая следующие сочетания букв. Каждый день на доске пишется 2 набора буквосочетаний. Двое детей, сидящих рядом, договариваются писать один из двух наборов. После записи в тетради происходит просматривание записей детьми и их деловое обсуждение.
 
 
Работа в мае укрепляет уверенность в умении писать слова по собственному выбору, но не без участия других.
Прежде чем писать, ребёнок должен не только вспомнить, где он видел такую запись или избранное слово, но и переспросить взрослого, те ли гласные следует писать, какие он помнит. Подтверждение правильности его намерения укрепит заинтересованность в письме, а поправка даст стимул к всматриванию в начертания слов.
 
Для непосвящённого в тайну ритмических движений к себе и от себя печатный текст является лишь напоминанием, о чём писать. Посвящённый в тайну в момент чтения продвинется по строке по последовательности гласных и согласных в каждом слоге, опробуя пальцами рисунок движений, соединяющих буквы в рукописную запись.

 

Страницы: « 1 ... 56 57 58 59 (60) 61 62 63 64 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?