Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 7.6. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
    ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

7.6. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ

С Нового года перед взрослыми - воспитателями, родителями и всеми другими - встает новая забота. Надо оказать детям поддержку в их стремлении расширить круг знакомых лиц, определить своё место в кругу. В это время каждый ребёнок уже признаёт права и равенство с ним другого, своего ровесника. А главное для него и самому быть признанным в своём кругу.
 Впервые дети, достигшие признания, становятся популярными. Осознавая свой успех, они тем же доброжелательным откликом на все обращения к ним - отвечают своим товарищам.
 
Часто взрослые довольствуются тем числом популярных в группе, которое возникает само по себе. От них же требуется расширять круг популярных детей, т. е. тех, кто склонен предлагать свои образцы деятельности и замечать их у других.
Верным путём к этому является обсуждение проведенных игр, рассказ о возможном дорисовывании к тому, что уже сделано по замыслу автора, демонстрация собственной коллекции с пояснениями о своей заинтересованности в её расширении. Это вызывает у детей и доброжелательное внимание и сопереживание, которые они ярко выражают.
Таким образом в группе становятся очевидными и личностные и деловые мотивы общения.
 
В описанных выше делах по чтению и письму есть простор для проявления и завоевания популярности многими детьми. Поскольку дети переменчивы в её признании, то за месяц - за два каждый может побывать в этой роли. Главное в том, чтобы кто-нибудь не стал популярным, забытым и чтобы не возникали отрицательно популярные дети.
 
Созданием атмосферы одобрения разнообразных самостоятельных действий детей взрослые облегчают детям выражение предпочтений, оговорок, отзывчивости. Это окажет стимулирующее влияние на образование малых групп, не навязанных чужой волей объединений детей.
Вместе с тем найдутся слова, чтобы выразить умелые действия товарища по группе и связать их с его достоинствами. Появление таких групп существенно ускоряет ознакомление с новыми ситуациями и облегчает наблюдения за поведением детей на занятиях.
 
Уже с января определённым группам можно поручить и списывание со ступенек и чтение-запись слов с помощью конструирования записей из полосок - ступенек - послоговой записи. После выполнения работы дети высказывают свои мнения и оценки о ходе работы и её результате.
 
Новый год несёт новизну и в устремлениях к согласованию своих впечатлений и в высказывании мнений. Всем детям уже больше 6 лет, почти шесть с половиной. Каждый знает всех по имени. Каждый писал своё имя и даже фамилию печатными буквами, среди которых он выделял заглавные. Теперь он осваивает свои заглавные рукописные буквы.
 
Это очень интересно: вписывать на место печатной рукописную букву. Интересно разглядывать и читать имена своих друзей, узнавать, что они не боятся и строчных письменных букв и вписывают их вместо печатных. Все дети могут под именем своего товарища написать слоговыми знаками, сколько в нем гласных и согласных звуков. Это тоже новое в наступившем новом году.
 
Но самое интересное занятие - это отгадывание слова по слоговой записи и трём картинкам к ней вместе с другими, со своими приятелями. А все вместе дети могут прочесть хором запись, которую делает воспитательница на доске. Слова записи короткие - в шесть букв, не больше - и после первого слога она делает короткую остановку, а дети хором произносят первый слог и хор звучит до тех пор, пока пишется второй слог, который сразу все прочитывают. Чтение совсем не связывается с чувством риска.
 
Изменяется отношение к росчеркам. Глядя на какой-либо росчерк, надо на нём найти место, усмотреть, где есть часть «недописанной буквы», и дописать её, вписываясь в линию росчерка как в часть, написанную для этой буквы. Это задание на воображение себя видящим приметы представляемого графического образа буквы.
Доказательством достоверности своего видения является прописывание буквы по росчерку смоченной тряпочкой и показ частей этой буквы на таблице всех частей, всех букв, дополняемый рассказом, где их начало и где их конец. На одном месте росчерка можно усмотреть части разных букв и таким образом убедиться в том, что на таблице всегда есть известные части любой буквы.
 
Самая трудная работа - это запись на доске слога письменными буквами.
У каждого есть своя компания друзей. Они выходят и сообща рассматривают элементы букв на ступеньках. Надо отгадать, где части гласной буквы и где части согласной буквы. Все друг друга учат и показывают эти части на таблице элементов букв. Потом по очереди ребята списывают элемент так, чтобы он соединился в букву с другим элементом. Следующий может поправлять запись.
Кто смотрел на эту работу издалека, тот может не прочесть слог. А кто его пишет, те уже его прочли и пишут его для других, чтобы они потом могли сразу же, не записывая, читать слоги со ступенек. Записывающих у доски может быть несколько ребят, потому что они сами договариваются, с кем будут работать. Тем, кто списал слог, разрешают на бумаге фломастером его записать в строчке.
 
Смена характера взаимоотношений меняет особенности разговора детей. Работа детей в малых группах позволяет каждому ребёнку высказаться и вслушаться в ответы товарищей.
Обозревая таблицу элементов букв и воспроизведя их выборочно, дети объединяют систему описания верных и неверных движений руки при вписывании элементов в квадраты, с системой описания того, как из сочетания изученных элементов букв получаются строчные буквы. При этом дети учатся уменьшать размеры строки, квадратов и строчных букв и переходить к новому ритму «и-рас-и-рас» как выразителю принципа направления движения.
 
При написании буквы звучание гласного звука является сигналом для выдвижения пальцев в направлении от себя (как и раньше прямой линии уголка-слога) и следующее изучение согласного звука есть сигнал сгибания пальцев (подтягивания пера) к себе и вписывания «с наклоном» нужной части буквы возвратным ходом, т. е. от правой к левой её стороне.
Стабильность произнесения регулирует постоянство, повторяемость времени написания всего элемента буквы. Время написания элементов, разных по объёму движения, станет стабильным. Это сходство по времени создания образа и воплощает «и-рас-и», или «и-ра», или «и-рас», или «и-рас-ир-а», или и-рас-и-рас-и» («Щ», «Ф»).
 
Действия пишущей руки воплощаются в звуки, в речевой поток, осознаваемый и воспроизводимый по желанию пишущего. Появляется поза самостоятельно пишущего человека, вчитывающегося и вслушивающегося в собственную речь.
 
Если воображение действует и движения координированы, то ребёнок обнаруживает способность, изменяя размер буквы, сохранять её пропорциональность по ширине и высоте. Это позволяет ему начать без опасений писать даже в обычной тетради в половину строки строчной буквы.

 

Страницы: « 1 ... 53 54 55 56 (57) 58 59 60 61 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?