Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 7.4. Работа в сентябре-октябре
  2. Первая неделя (сентябрь)
  3. Вторая неделя (сентябрь)
  4. Третья неделя (сентябрь)
  5. Четвёртая неделя (октябрь)
  6. Пятая неделя (октябрь)
  7. Шестая неделя (октябрь)
  8. Седьмая неделя (октябрь)
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

7.4. Работа в сентябре-октябре

Первая неделя (сентябрь)

Смысл первой недели - знакомство со всеми обстоятельствами и условиями работы на занятиях.
 
Понедельник, вторник
 
1. Графический диктант - стирание с доски узора под комментарий и одновременно зарисовка узора на листке, видя его на доске и слушая порядок стирания узора. Узоры простые - завитушки, простые фигуры, цветочки, стебли. Взрослый предлагает на выбор три узора и даётзадание: придумать, в каком порядке желаешь стирать по частям узор. Надо стирать и громко всем говорить, что стираешь. Дети должны, не задерживаясь, рисовать у себя на досках то, что стирается, и не спешить. Взрослый одобряет совпадений начал и концов действий рисующего и говорящего.
 
2. Дети входят в полукруг со стульчиками, садятся и по команде ищут глазами друг друга. Остальные наблюдают, кто первый и последний нашел свою пару. Называют имена детей. Задание: сейчас дети закроют глаза, потом на счёт «три» их откроют и сразу же посмотрят на другого товарища. Кто - какая пара будет первой, кто после них.
 
3. Произнесение считалок и скороговорок. Сравнения темпа говорения. Можно назвать несколько человек и по-разному посчитаться. Кто из ребят точно показывает рукой?
 
4. Вдох - принюхивание с движением рук. Отгадывание, что нюхают другие. Можно двигаться малыми группами или стоять на месте.
 
5. Рассказ о том, что видишь, глядя на «Аквариум». Говорить, что где находится. Знакомство с картой. Разговор, зачем нужен адрес.
 
6. Всем слушать желание тех, кто хочет на доске нарисовать свой узор.
 
Среда, четверг
 
1. Прислушивание к вдоху - лёгкий, неслышный: при наклонах и стоя.
 
2. Рассказ о буквах на «Аквариуме», уточняются имена букв, т.е. их алфавитное произнесение. Поиск глазами названных букв и опрос: кто их нашел, а кто нет.
 
3. Произнесение скороговорок и считалок.
 
4. Стирание узора, нарисованного на доске самим ребёнком.
 
5. Рассказ о стрельбе по мишени: быстрое движение, горизонтальная линия. Кто стреляет издалека - тот умелый стрелок, кто вблизи - тот начинающий. Вызов двоих к доске и поочередная работа мелом: линия мишеней, вертикальная полоса, рубеж стрелков - наклонная линия слева от линии мишени. Можно вызывать детей разного роста и одинакового роста. Наблюдать за размахом руки. Дети на листах повторяют всю ситуацию. Выясняют, как стрелять точнее: стоя у стола или сидя. Взрослый наблюдаётза детьми и оценивает для себя их работу по пяти качествам: умением войти в общий темп и ритм работы, сохранить рабочую позу, поддерживать совместные усилия, находить партнёра по работе и следовать своему и общему замыслу до конца - до достижения поставленной цели.
 
Пятница
 
1. Работа парами на листах - стрельба по мишеням. Рассказ об успехах и неудачах. На доске смельчаки проводят каждый свою одну непрерывную линию (умелый сделает длиннее).
 
2. Напоминание названных на «Аквариуме» букв по местоположению - адрес. Перечисленные группы букв - в левом углу, наверху, по середине, под цифрами и т. п.
 
3. После дневного сна. Запуск маленького волчка на полу и на столе.
 

Вторая неделя (сентябрь)

Понедельник, вторник
 
1. Лёгкий вдох слева и справа с переносом тяжести тела влево и вправо. Вдыхание и общие движение по залу.
 
2. Соотнесение букв и цифр по цвету на «Аквариуме». Название ряда (по группам) букв: над цифрами и под цифрами - ЛМНР и БВГДЖЗ.
 
3. Работа на доске - пририсовывание части узора справа, когда кто-то другой стирает эту часть слева. Рассказ о наблюдениях, как «было дело». Стрельба на листах, действуют по двое. Рисование узоров по уговору. Отметить, как скоро и хорошо работали над узором.
 
4. Выкладывание фигур и узоров из «листиков» (медиаторов) как основы будущего рисунка. Обводка медиаторов и дорисовывание по замыслу.
 
5. Свободное рассматривание карты (после дневного сна).
 
Среда, четверг
 
1. Работа на доске - рассказ о рыбной ловле. Кто-то из детей показывает, как рисовать рыбку. Взрослый рассказывает, как закидывается удочка и почему леска вниз падает, вертикально. Потом дети парами рисуют всю ситуацию на доске. Отчет об успехах: с одного маха провел наклонную (удочку), а леска упала вниз к рыбке (вертикально).
 
2. Нахождение на «Аквариуме» букв одного цвета и разной формы: по горизонтали находят Б - П, В - Ф, Д - Т, Ж - Ш, З - С. Вопрос: кто найдет парную по цвету букву к букве З, Ж, Д, Г, В, Б? Найденные буквы расположены врассыпную - они рассыпаны (будущие глухие).
 
Пятница
 
1. Сколько групп-букв под цифрами? Пять. Сколько групп-букв над цифрами? Одна. Счёт названных букв с приятелем. Кто назвал меньше других, кто больше, сколько всего можно назвать букв? Кто запомнит 10 букв над цифрами? Они хором проговариваются.
 
2. Сочинить рисунок из листочков.
 

Третья неделя (сентябрь)

Понедельник, вторник
 
1. Малая таблица, буквы ЛМНР. Сравнить с большой и находить те же по имени буквы. Указание их мест на малой таблице - адрес. А эти рукописные кто назовет? Похожи они на печатные? Чем? После рассказа детей все соглашаются с адресом букв того же имени, но другого вида. Не торопись! Ту, что молчала, обошли, назвать безымянной, т. е. никому неизвестной.
 
2. Лёгкий вдох с поднятием плеч.
 
3. Две пары детей играют в рыбную ловлю. За ними наблюдают все и особо выделенные дети. Обсуждаются действия детей у доски.
 
4. На листках с рисунками ловли рыбы дети рисуют разные тучки, чтобы был редкий дождь, частый дождь или ливень. Под шепот «кап-кап» или «кап-кап-кап-кап» и т. п. рисуется дождь. На доске кто-то дождит. Изображает и молнию и гром.
 
5. Обведение листиков и их дорисовка до узнаваемости замысла.
 
Среда, четверг, пятница
 
1. Выставка дорисованных рисунков недели. Оценка замыслов и разнообразия выбранных форм.
 
2. Рисование фломастером по своему замыслу с обязательным использованием контура «листик».
 
3. Показ детям разных замыслов: кактус, кит, тело утки или цыпленка, часть цветка, корпус корабля и т.п. Обсуждение рисунков. Своё рисование. Находить детей, кто от руки рисовал форму листика.
 
4. Обстановка во время движения - замри на сигнал «стоп». Из этих детей выбирается тот, позу которого можно описать и оправдать как позу танцора, рисовальщика, строителя, певца и т. п. Повторять в другие дни.
 
5. Малая таблица «Б…З» рукописных букв и «П…С» - печатных. Рядом 1 таблица. Ищут не безымянные буквы. Адрес названных и неназванных букв уточняется вопросами: с какого края? С какой стороны рисунка? Какой столбик? Письменная? Печатная? Строчка верхняя или нижняя для письменных букв?
 

Четвёртая неделя (октябрь)

Понедельник, вторник
 
1. Таблица ХЦЧШ. Дать ей название по рисунку. Обсуждать в сравнении с большой. Стремиться к полноте адресования букв.
 
2. Разгадывание звуков слова. Слово «Мир». Назовите 1 звук и возьмите в левую руку в кулачок. Скажите последний звук и возьмите его в правую руку в кулачок. А во рту какой звук остался? Снова открыли ладони, говорим - слушаем - берем звуки в руки. Скажем вместе, что во рту: и-и-и. Повторяем разгадывание со словами: рис, сор, сыр, кар, сер (во рту «е» и «э» - оба правильны).
 
3. На доске нарисована полоса, на которой дан ритмический рисунок попевки. Под долями ритма написаны гласные буквы. Взрослый пропечатает в указанном ритме. Эта надпись называется ритмическая строка. Задача детей: прохлопать, простукать, прошептать и проговорить её под пение. Дети узнают в пропетом и проговоренном попевку.
 
4. На доске два рисунка: волнистая линия на одном уровне; называется по-детски «волны» и «лежащая восьмерка» (незамкнутая). Их можно назвать «горками» и они соглашаются. Берется мел другого цвета и с приговариванием «с горки на горку» дети повторяют рисунок, двигаясь вдоль написанной линии.
Выясняется, как удобнее двигаться, как держаться, как держать руку, чтобы и другим было видно. Потом с приговариванием линии стираются. Даётся задание это же нарисовать на досках и листках во всю длину, с хорошим размахом. Можно двигаться и справа налево и слева направо. Можно менять цвет фломастера.
 
Среда, четверг
 
1. На нарисованной «дороге» имеется середина и штрихом обозначается. На листах «дорога» прокрашивается другим, чем края, цветом. При повторах можно менять ширину дороги, сужая до тропинки. Замыкание концов восьмерки образует ленту. При рисовании на доске ленты размашистым движением левая, а чаще правая часть ленты по форме приближается к форме листика (медиатора). Это надо нарочито нарисовать и особо отметить словом и цветом.
 
2. Пока с трёх малых таблиц и большой после ответов на вопрос: Какую принести? Дети называют и рисунок таблиц и букв, уточняя их вид - печатные или письменные. Видя таблицы, дети подсчитывают, сколько букв каждому известно и какие. Задавать вопросы об имени и адресе неизвестных букв. Уточняется полный адрес буквы: название таблицы по рисунку, сторона таблицы от середины, вид строки, её место и номер столбика по счёту слева направо на каждой строке.
 
3. Повторяется прежняя ритмическая строка, но меняются гласные (кто споет - повторяется напетое) и показывает, что поёт? Кто и сколько поёт? половину? все? Помогать детям петь, подпевать.
 
Пятница
 
1. Последняя из малых таблиц. Дети о ней рассказывают сами, чем она похожа на другие и чем непохожа. Выясняют, сколько новых безымянных букв видит, а также какого они вида и места.
 
2. Рисование «ленты» и «горок». Обсуждение ширины дорог и поворотов: по форме листика или нет.
 
3. Смена ритма в строке и сохранения того же порядка гласных. Поиск умеющих петь и двигаться, чтобы и другие могли подпевать.
 

Пятая неделя (октябрь)

Рисование 2-3 раза в неделю. 7-8 минут звуковой анализ. Что, как спрашивает? что отвечает? Вопросы. «У меня вопрос, кто хочет ответить?» Кто куда пойдёт?
 
Понедельник, вторник
 
1. На доске рисуется перекрёсток улиц (дорог). Обсуждение.
 
2. Рисование вдвоём «ленты» на показ группе, с говорением. Обсуждение успехов - содружественной работы и неудач - мест несовпадения слов и движений. На листах дети повторяют работу.
 
3. Взрослый предлагает стирать узор и пририсовать к нему справа стираемую часть.
 
4. Впервые напетая ритмическая часть, строка пропевается со звука «л» и «м», т. е. слоговым образом - ла-ла-ла, ли-ли…
 
5. Выяснить умение детей сообща держать звуки одного слова. Удержим три звука? По типу работу 4-й недели (первый день) узнали, от слова «суп» - какой звук держим во рту? Переспрашиваем, сколько всего удержали звуков. Новое: попробуем удержать 4 звука - два в руках и два во рту. Слово «руки». Взяли в левую руку … что? в правую? Сколько осталось? Два. Кто скажет эти два звука? Пауза. Ещё раз побыстрее. В левую…? - в правую? Все говорят… Ещё раз говорим. Ты слышал? Беседа в пальчиках. Рамка; ввести пальчики в середины слов.
 
Среда, четверг
 
1. Даётся два слова: муха и укус. При выделении середины слов следите за уверенностью детей в связном говорении двух звуков, неразрывности их произнесения.
 
2. Показываются все четыре таблицы и «Аквариум». Здесь видим все русские буквы. Сколько их, которые одинаковы по имени? Сколько их на большой таблице? Где последняя буква «Я»? На последнем месте - 33-я. Вы видите весь алфавит русских букв. А нерусские бывают, вы их видите.
 
3. Повторяется работа с ритмической строкой и слогами «да», «ла», «ли». Потом со звуками «М» ма-ми-мо.
 
4. Наложение двух равных прямоугольников. Через середины верхней и правой стороны проводятся от руки вертикальные и горизонтальные линии. Они смыкаются в его центре. Что получается? Дорисовываются две параллельные линии справа от первого прямоугольника.
 
Дети вслед за рисунком дорисовывают у себя на листах все линии. Что получается? Кубик? кирпичик? ящик? коробка?
Самостоятельно рисуют ещё раз.
 
Больше загадывать слов-загадок.
 
5. К доске прикрепляется 2 картонных «листика». Уточняется их положение и правильно называются части - боковая, нижняя, верхняя. Дети пробуют одним движением обвести обе фигуры и получить фигуру, называемую овал, обводом на другом месте. Дети на листах повторяют и стоя обводят свои «листики». Они меняют их месторасположение и что-нибудь придумывают, дорисовывая.
 
Пятница
 
1. По двое дети снова создают овалы и из них другие формы: овощи, рисунки. Учатся придерживать и бумагу и «листик». Вносят подробности внутри овалов и снаружи. Обсуждение работ.
 
2. Кто знает наизусть все буквы? Произнести подряд известные буквы. Остановка в речи - отдай указку другому. Потом обсуждается адрес забываемых, неназванных имен букв.
 
3. Рамка из указательных и больших пальцев. Стыкуются разные пальцы. Локоть левой руки опущен. Локоть правой руки поднят на уровень плеч, а пальцы опущены. Рисуют пальцевые уголки.
 

Шестая неделя (октябрь)

Понедельник, вторник
 
1. На листах рисуют дети полосы дорог с изгибами и без изгибов. Показывают линии середины. Рассматривают, где надо выровнять ширину дороги.
 
2. На доске от руки рисуется листик. Проводится линия середины и один край стирается - «пол-листика». Рисуются от руки и по обводке другие положения пол-листика. Придумываются им названия, они дорисовываются до узнаваемости.
 
3. Спеть ритмическую строку со звуком «К» и «Р». На другой день со звуком «Б» и «В». Первыми поют те, кто не смог, но рискует выговорить середину - два звука - четырёхзвукового слова.
 
4. Выговаривание середины слов «лиса», «паук», «заяц», «пила» с удерживанием их концов - крайних звуков. Загадывание слов вдвоем: один мальчик ловит крайние звуки, другой говорит два звука середины и показывает их на пальцах правой руки.
 
5. «Аквариум». Поиск первых шести букв под цифрами и последних (четырёх - Х, Ц, Ч, Ш). На малой таблице они вместе? Какой у неё рисунок? Их место. Потом поиск последних над цифрами. Сколько их? - 4 («ы», «э», «ю», «я»). Где они размещены в малых таблицах?
 
Среда, четверг
 
1. Запись новой ритмической строки. Пропеть со звуками э, к, г, д.
 
2. Проговаривание середины слов - «клоп, полк, урок, кора» (ловля звуков).
 
3. Последние буквы над и под цифрами. Рассказ об их отношениях - не дружат, не встречаются после тех, кто «под», с теми, кто «над». Но встречаются с другими, не с Я, но с А, не с Ю, но с У, не с Ы, а с И. Даются примеры устно и эти слова записываются (часы, цирк, щавель).
 
4. Дети от руки на доске рисуют полосы вертикальные и горизонтальные. Другие проводят линии в их середине. Обсуждается одинаковость ширины полосы. На листах от руки рисуют пересечение с горизонтальной полоской наклонных, которые или прямые, или изогнутые. Обсуждается одинаковость ширины от начала до конца полосы.
5. Рисуются пол-листика от руки и к ним дополнительные приметы сюжета.
 
Пятница
 
1. История о дружелюбии букв. В рассказе добавить букву «Ш», потом «Ж», которые не дружат с четырьмя гласными. На примерах устно и письменно дети определяют, что слышится, а что пишется (цап, чуть, жир, чуб, жест).
 
2. Быстрое рисование на доске изогнутых вертикальных полос: две петли, и сверху и снизу их смыкание. Повтор во всю длину листа, стоя у стола.
 
3. Обсуждаются все случаи использования формы «пол-листочка». Взрослый их показывает на доске, частично дорисовывая.
 

Седьмая неделя (октябрь)

Понедельник, вторник
 
1. Выяснить с детьми:
а) сколько букв алфавита показано на каждой малой таблице. (Например: на 1-ой четыре под цифрами и две над ними. Всего шесть. На другой 12 и т.д);
б) найти буквы одинаковые по произнесению, но разные по названию (имена) на Аквариуме и на малой таблице. Как они расположены на «Аквариуме»?
в) сколько разных «по имени» букв алфавита на «Аквариуме» и на 2 и 3 таблицах? Назвать уверенно все 10 гласных букв и показать их на «Аквариуме».
 
2. Как нарисовать от руки квадрат? Рассказ о порядке рисования. По двое рисуют на листах, соблюдая очередность действия. Пересекать полосы одинаковой по ширине полосой, а получать ромбики и квадраты на доске. Выяснить согласие детей признавать их, т. е. называть или не называть так.
 
3. Рисовать картину от руки, используя форму квадрата, круга, листика, овала и других фигур. На доске размашисто повторять несколько раз ленту вертикальную.
 
4. Обнаружить в петлях форму листочка.
 
Среда, четверг, пятница
 
1. На доске и на листах переходить от крупных размеров к меньшим, рисуя ленты в разном положении.
 
2. Вопросы к знатокам Алфавита, которые стоят спиной к Аквариуму или избранной таблице, и подтверждают, что они знают таблицу на память. Вопрос о числе букв считается самым простым.
 
3. Звуковой анализ слов, придуманных самими детьми. Они смогут произнести слова в 5 звуков и проговорить их середину, а в 4 звука - уверенно.
 
4. Попытка нарисовать коврик квадратов с наклонным положением на листе (плетеный коврик, может быть перед ними).
 
5. Рисование большой картины, в которой каждый может показать все, что он захочет и умеет рисовать. Используют ли дети без напоминания то, что они делали в этом месяце.

 

Страницы: « 1 ... 51 52 53 54 (55) 56 57 58 59 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?