Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Глава 7. ВАРИАНТ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  2. 7.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ УСПЕХОВ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Глава 7. ВАРИАНТ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

7.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ УСПЕХОВ

На занятиях чтением мы можем наблюдать детей в разные периоды обучения и определять их активность как вполне достаточную. В начальном периоде обучения характерно предпочтение печатных букв при обсуждении малых таблиц (где представлены и печатные, и письменные буквы).
 
Ребёнок осуществляет выбор одной-двух таблиц из четырёх и в них показывает четкую ориентацию, называя при этом буквы правильно, не сбиваясь на обобщенные названия (рэ, лэ и т.д.). В это же время ребёнок, работая в качестве проверяющего по отношению к самому себе, может рассказать о своих действиях по проверке раскладки слоговых знаков на малых таблицах. При этом он сам начинает рассказ и выделяет в нем порядок своего просмотра таблицы и то, как сопоставляются действия рук и голос (произнесения имен букв).
В основном периоде активность достаточна, если из предложенного набора табличек, на которых записаны слоговыми знаками имена детей, они выбирают и называют все, какие могут, раскрывают «тайну имен».
Ребёнок прочитывает - узнаёт слоговые записи, совпадающие для имен нескольких детей, а также уникальные в данной группе записи имен и высказывает соображения о возможном прочтении имен детей из своей группы на табличках, оставшихся не прочтёнными.
 
В это же время каждый ребёнок осваивает согласование руки и голоса при стирании послоговых записей. Слоговые записи придумываются и записываются другим ребёнком, который произносит то, что он написал, вслух. Стирающий становится повторно пишущим, когда без остановок, в своем темпе говорения, не прерывая паузами речь и не делая остановок в движении руки, оканчивает стирание очередного слога в момент перехода к произнесению следующего слога. Он может указать на неточность, несоответствие записи предложенным словам. Он прекратит стирание и замолчит, если его рука не стирала линию гласного звука в момент его произнесения.
В мае таким образом ребёнок может «прописать» предложение, включающее не менее 7-9 слогов.
 
Умение впервые проявить самостоятельность при чтении записи слога со ступенек, на которых слог дан по элементам букв, выражается в том, что ребёнок первым сообщает товарищу, что увидел части-элементы гласной буквы. После этого он без особой задержки произносит весь слог.
Если кто-то из детей неправильно прочел слог, ребёнок выражает несогласие, давая пояснения о написании на ступеньках подменной согласной буквы. При чтении с доски рукописной записи, делаемой взрослым, ребёнок читает её совместно с другими детьми громким спокойным голосом. Он растягивает произнесение предыдущего слога, пока не увидит в записи взрослого очередную гласную букву.
 
Темп записи - одна буква в секунду, а объём - 5-8 слогов, не более 10. Умение слушать и сверять услышанное с написанным при объёме записи - 3 строки на доске обнаруживается при обсуждении и чтении хором 2-4 детей. Ребёнок может указать тех, кого он не слышал; тех, кто согласно (в один голос) читал, идя вдоль записи на доске, и тех, кто смог или не смог поддержать голосом читавших у доски.
 
Собственное чтение как умелого чтеца ребёнок показывает в напевном чтении с товарищем. Читая вслух инициативно, он не становится ни ведомым, ни ведущим. Он умеет договориться с товарищем о выборе мелодической основы для чтения и вместе с ним одновременно начинает чтение. Такое умение читать рождаёт у детей интерес к самостоятельному выбору текста в книге и желание прочесть вслух уже начитанный ими текст. Они не робеют ни перед рукописным, ни перед печатным текстом.
 
Таким образом, на протяжении года можно выделить 8 вполне определённых состояний, характеризующих достаточный уровень активности каждого ребёнка, которые кратко можно сформулировать следующим образом.
 
  1. Предпочитает позу знатока печатных букв при обсуждении малых таблиц.
  2. В качестве проверяющего раскладку слоговых знаков на малых таблицах может рассказать о своих действиях.
  3. Прочитывает-узнает по слоговым записям имена детей своей группы - как повторяемые слоговые записи имен, так и единичные (подходящие только к одному имени).
  4. Стирает без остановок запись ряда слоговых знаков, проговаривая слова послогово.
  5. Самостоятелен при прочтении слога, записанного на ступеньках по элементам букв на настольной доске.
  6. Громким спокойным голосом читает рукописную запись в 5-8 слогов на доске (Предложение пишет взрослый).
  7. Открыто выражает своё мнение о характере чтения текста с доски как теми, кто читал, идя вдоль доски, так и теми, кто читал издалека.
  8. Инициативно вслух читает с распевом текст, не становясь ни ведомым, ни ведущим. Выбирает товарища по чтению.
 
На протяжении года изменяется сноровка в ручных действиях, характеризующая достаточный уровень активности ребёнка в разное время его воспитания и обучения. Применительно к целям освоения письма необходимая сноровка должна проявляться в следующих случаях.
 
  1. Самостоятельно ориентироваться в названии своих рук (правая и левая). Избирать по ходу дела нужную для работы руку.
  2. Владеть разворотом руки (локтевым, кистевым или пальцевым) при запуске вертушки-юлы и знать ориентацию движение к себе и от себя.
  3. Рисовать полосы одинаковой (и неодинаковой) ширины по краям и в середине рисунка разных видов - изогнутые и прямые.
  4. От руки рисовать что-либо с формой квадрата.
  5. Коллекционировать, создавая серию изображений с тремя-четырьмя одинаковыми предметами.
  6. В зарисовке и кистью, и фломастером передавать детали формы. Выделять разные варианты формы.
  7. Узнавать на рисунках большое в малом виде и малое в большом виде.
  8. Уметь восстановить вид цифры по условному звуковому ритмическому рисунку (например, «та-ти-та» и т.д.), отображающему длительность и краткость рисующих движений при написании цифры.
  9. Подстраиваться под ритм движений другого, вплоть до подмены его как ведущего.
  10. В темпе сопровождающей речи зарисовывать стремительно (но не поспешно) строки - росчерки, элементы букв.
  11. Под комментарий, советы напарника списывать слог, расставленный по элементам букв на ступеньках, в свободно избранном размере одинаковых по высоте букв.
  12. Повторять, садясь за лист писчей бумаги, удобную позу, сложившуюся в работе на настольной подставке.
  13. Повторять слова, помогающие уточнять движения при исполнении росчерков на досках при разном их наклоне, а также при работе спицами и при работе пером, регулируя движения кисти и пальцев.
  14. Раз в день расписывать своё имя и фамилию (менять ежемесячно инструмент письма).
  15. Исправлять у себя неточности в графике письма только по просьбе товарища; накладывать контур на контур другим цветом или стирать линии, ведя тот же контур.
  16. Признавать себя умелым графиком, когда половина из написанного воспринимается одобрительно.
 
Указанная последовательность отражает время приобретения той или иной сноровки, если до шести лет она ещё не сложилась. Бывает так, что случаи 1-7 уже обжиты ребёнком к шести годам. Тогда, если ребёнок не активен в проявлениях своей ритмичности и регуляции темпа, станут важными случаи проявления сноровки вида 8, 9, 10. Особенно тогда, когда следует её показать новым товарищам в группе.
Последние шесть случаев являются моментами работы пишущего человека (как, впрочем, и все другие). Они войдут в привычку, освоение которой ребёнок начинает уже в первые 4 месяца.
 
На освоение определённого графического образа (росчерка, буквы) выделяется всегда не менее месяца, возможно, два месяца. За это время может установиться речь детей в данной ситуации. Говоря общепринятые слова, ребёнок и сам яснее представляет себе то, что он делает, на доступном ему уровне.
 
А воспитатель улавливает и записывает употребленные ребёнком выражения, как свидетельства его вживания в ситуацию, привычности обстоятельств его деятельности. Записывая, воспитательница учтет и для своей коллеги-сменщицы проведенную детьми работу. Будет вовремя обнаружен и малоактивный круг детей, которым надо сменить окружение.
 
Вообще, месячный срок является средним темпом продвижения группы. И не следует торопить появление успехов у детей. Некоторым детям из-за семейных обстоятельств потребуется и два месяца, чтобы достичь нужной умелости. Но это не должно влиять отрицательно на характер их взаимоотношений в группе.

 

Страницы: « 1 ... 48 49 50 51 (52) 53 54 55 56 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?