Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.10. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ СЛОВ «НА СТУПЕНЬКАХ»
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.10. ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ СЛОВ «НА СТУПЕНЬКАХ»

Этот момент, неизбежный в поступательном ходе обучения, чреват опасностью свернуть на проторенный, традиционный путь складывания слов из отдельных букв, то есть побуквенного письма и чтения.
 
Мы предлагаем особый приём, который исключает развитие побуквенности - чтение и запись слов «на ступеньках».
 
Что же такое «ступеньки», и для чего они нужны?
 
«Ступеньки» - это квадраты, выстроенные ступенчато. Верхняя и правая стороны квадратов не рисуются, однако место предполагаемого верхнего правого угла обязательно отмечается уголком или точкой. Всегда ставится центр квадрата.
 
В этих недорисованных квадратах записываются элементы букв одного слога по порядку написания сверху вниз. Каждый элемент - на своей «ступеньке».
 
Запись вначале не очень понятна большинству детей. Цель детей - научиться читать подобную запись, а затем самостоятельно записывать «на ступеньках» слова. Если ребёнок, видя перед собой два (или более) элемента «на ступеньках», может представлять себе целую букву, которую они составляют, - это значит, что образ буквы стал для него очень чётким и устойчивым.
 
Следующий, ещё более высокий этап - это умение не только опознать букву, видя её элементы «на ступеньках», но и прочесть слог, составляющие которого записаны поэлементно. Запись «на ступеньках» заставляет детей активно и сознательно пользоваться уже имеющимися у них к данному этапу обучения образами - зрительными представлениями отдельных букв и буквосочетаний.
 
Кроме того, запись «на ступеньках» заставляет и педагога и детей внимательно отнестись к различным видам соединений элементов букв (верхние, средние, нижние)- ведь на ступеньках элементы прописываются отдельно, по одному, однако в той последовательности, как они стоят в данном конкретном слове. Входы к ним в квадраты и выходы из квадратов ясно видны детям.
 
Начинать работу надо, как уже говорилось выше, с попытки всем вместе прочесть «со ступенек» короткое слово - «лес». Занятие может протекать приблизительно следующим образом.
 
Воспитатель рисует на доске ступеньки, отмечая точками недостроенные углы квадратов и их центры. При этом желательно, чтобы дети активно относились к его действиям. Лучше всего, если все это будет происходить в процессе общего разговора.
Вопросы и реплики воспитателя поддерживают и побуждают детей высказаться, узнать и рассказать о том, что они видят, наблюдая за руками пишущего воспитателя.
Рисование квадратов, хотя и в таком необычном порядке (по диагонали), не вырисовывая двух сторон у каждого квадрата, уже настраивает детей на появление элементов букв. Дети оценивают правильность каждого квадрата, помогают найти точки центра и верхнего правого угла. Таким образом, первая «лесенка» - это уже плод совместной общей работы воспитателя и группы детей.
 
На ступеньках лесенки воспитатель медленно и чётко прописывает элементы букв слова «лес».
Поскольку две буквы этого слова («е» и «с») состоят каждая всего из одного элемента, а буква «л» - из двух, для слова надо всего 4 ступеньки и прочесть его в общем не трудно. Это и предлагает детям воспитатель, сказав предварительно, что здесь он записал какое-то слово.
Возможно, кто-то из детей сумеет «с ходу» прочесть слово. Если такой ребёнок найдётся, пусть он попытается показать всем, что он увидел.
Может быть, кто-то из детей, по ходу дела сообразив, что происходит, поможет ему - это было бы очень хорошо.
Воспитатель должен всячески поощрять, стимулировать совместную познавательную работу детей, стараться подключить к ней всех. Но не следует ожидать, что вся группа сразу прочтёт первое же слово «со ступенек». Вполне вероятно, что большинство не увидит целого слова, а может быть - и никто не увидит. Но высказывать свои соображения детям все равно необходимо, так как очень может случиться, что в этом разговоре воспитатель может точно уловить момент, когда сопоставляя разные высказывания детей, получит ключ к прочтению.
 
Ключ к прочтению записей на «лесенке», доступный всем и каждому, состоит в возможности списать буквы, которые трудно опознать «на ступеньках», или даже все слово - вниз, на линию - под ступеньками, говоря «конец становится началом» по порядку соединения букв.
Сначала нужно описать только букву «л» - может быть, этого будет достаточно для прочтения всего слова частью детей. Если это так, пусть прочитавшие слово объяснят остальным так, как умеют, «на пальцах».
 
В этот момент не нужно бороться за правильность формулировок - позднее это придет само, если вопрос будет обсуждаться на занятиях достаточно часто. А на этом первом занятии со «ступеньками» важно, чтобы дети поняли в чем дело, чтобы они открыли в себе возможность вообразить облик буквы по её элементам.
 
Если ваша группа прочла «лес» со «ступенек» после того, как «л» списали на «строчку» - это очень хорошо, но если этого не произошло - тоже не стоит огорчаться. Нужно просто списать на строчку все слово и обсудить с детьми эту двойную запись: «на ступеньках» и на строчке.
 
Списать на строчку всё слово нужно и в том случае, если дети сумели прочесть его «со ступенек». Ведь трудно быть полностью уверенным в том, что каждый ребёнок все увидел, а нужно, чтобы увидел каждый. Поэтому списывание слов на строчку следует делать обязательно в первое время. Для кого-то это будет избыточным действием, утверждающим и подтверждающим правильность его действий, а для кого-то - и совершенно необходимым этапом, приводящим к глубинному пониманию того, что происходит на занятии.
Списывать слово на строчку, как и записывать его на ступеньках, уже на втором занятии по этой теме могут сами дети.
 
После слова «лес» можно записать на «ступеньках» «сел». Это будет прочтено легко (элементы-то те же, только соединены по-другому).
 
На последующих двух-трех занятиях нужно записать (пока что воспитателю) и прочесть и списать на строчку ещё несколько коротких слов, требующих не более 6 ступенек. Это опять могут быть слова-пары: «сук-кус», «сон-нос», «кот-ток» и т. д.
 
На последующих занятиях дети могут уже сами записывать «на ступеньках» короткие слова, а потом и более длинные (утка, игра, игла, стол, стул, окно и т.д.).
 
Запись слов «на ступеньках» и чтение слов «со ступенек» должны остаться в арсенале повседневных дел детей на занятиях по грамоте до конца обучения.
После периода интенсивного овладения этим действием (2-3 недели), когда оно составляет наряду с другими (условной записью слов, росчерков) основное содержание занятий, чтение и запись слов «на ступеньках» становится одним из видов деятельности, включаемых почти в каждое занятие, но не занимающих много времени (написание слова «на ступеньках» - 5-7 минут, прочтение записанного воспитателем слова - 3-4 минуты).
 
Желательно сочетание разного вида работы с одним и тем же словом: можно записать его условными значками, и «на ступеньках», и буквами в строчке.

 

Страницы: « 1 ... 30 31 32 33 (34) 35 36 37 38 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?