Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Ручные знаки
  2. Овладение условной слоговой записью
  3. «Ваши друзья Незнайка и Знайка»
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.9. РУЧНЫЕ ЗНАКИ СЛОГОВ
И ОВЛАДЕНИЕ УСЛОВНОЙ СЛОГОВОЙ ЗАПИСЬЮ

Ручные знаки

Ручные знаки вводятся в работу с детьми очень ненавязчиво и постоянно. Детям не надо объяснять ничего из того, что было изложено выше по поводу ручных знаков. Нужно просто, говоря о разных принципах группировки букв, обратить внимание детей на возможность классификации их по типу алфавитного имени. Это легко сделать в разговоре о том, сколько можно насчитать разных букв. Например, при помощи таблицы «Аквариум».
 
Кроме групп букв на «Аквариум» дети в это время (4-5 неделя обучения) уже знают, что есть письменные буквы (об этой работе будет рассказано ниже, в соответствующем разделе). Кроме того, они знают о существовании строчных и заглавных букв, как печатных, так и письменных. Поэтому подсчёт букв может быть самым разнообразным.
 
Так, букв с названием, например, «Ка», четыре: и строчная письменная, и заглавная письменная. Можно считать все буквы - имеющие одно и то же алфавитное имя и имеющие разные имена - тогда русских букв окажется больше ста. Можно считать только имена букв, а не их графическое воплощение - тогда их будет 33. Можно считать только печатные буквы - и строчные, и заглавные, или только письменные, или только строчные (письменные и печатные) или только заглавные. Можно не во всем алфавите, а в какой-то группе букв из «Аквариума».
Все только что перечисленные варианты подсчета букв касаются именно самих букв как различных вариантов начертания. А ведь можно считать только имена букв - тогда их окажется всего 33 в алфавите или какое-то определенное количество в каждой из групп, которые есть на «Аквариуме».
 
И в этом контексте, где происходит произвольная игра с графической стороной букв и их названиями, нужно точно направленными вопросами вызвать ориентировку детей на разницу в звуковой стороне имён согласных букв.
Это будет третий принцип классификации и подсчета букв (первые два - по графическому облику и по названиям) - по типу звучания алфавитного названия согласных букв.
 
Лучше всего это сделать, оперируя представлениями о сходстве различных имён букв. Это может происходить примерно так:
 
Воспитатель. Ребята, а буквы в группе, которые слева внизу у водоросли, похожи друг на друга? Они отличаются от других букв?
Дети. Да, похожи. Отличаются.
Воспитатель. В чём же сходство?
Дети. Они все вместе в этом углу. Они голубые и зеленые. У них есть пары. Они согласные. Они стоят одной линией.
Воспитатель. Все это так. А вот имена у них похожи или они все разные?
Дети. Разные. Немного похожи Б и В, Ж и З.
Воспитатель. А вот буквы в другой группе (показывает группу «ЛМРН»). У них имена похожи?
Дети. Похожи. Разные.
Воспитатель. А чем они похожи? А вот на имена первой группы (показывает «БВГДЖЗ») они похожи или нет?
Дети. Похожи. Нет. Нет.
Воспитатель. Чем они похожи? Послушайте «эр, эл, эм, эн, бэ, вэ, гэ».
 
Дети постепенно приходят к мысли, что сходство и различие алфавитных имён у этих двух групп согласных букв заключается в местах согласного и гласного звуков в имени букв.
 
Дети употребят эти слова, так как они знакомятся с понятием «согласный», «гласный звук» на занятиях по фонематическому анализу с начала учебного года в старшей группе. Достаточно будет и того, что дети согласятся между собой, что, например, «у этих букв «э» в конце имени, а у этих - в начале имени». Такое представление места звука - это как раз то, с чем и нужно работать дальше.
 
Говоря о сходстве и различиях имён букв в разных группах, воспитатель должен иллюстрировать произнесение этих имён ручными знаками.
Произнося, например, «бэ» нужно детям поднять левую руку так, чтобы уголок из пальцев всем был виден, и провести пальцем правой руки по уголку слева направо, от кончика большого пальца к кончику указательного так, чтобы движение вдоль большого пальца соответствовало звуку «б», а вдоль указательного - «э».
Так же надо иллюстрировать произнесение всех названий букв этого типа. Названия букв другого типа дети показывают на правой руке, тоже слева направо, от кончика указательного пальца до кончика большого.
Движению вдоль указательного пальца и здесь соответствует произнесение гласного, движение вдоль большого - произнесение согласного. При произнесении имён букв с показом ручных знаков нужно подчеркнуть протяженность гласного звука, которая отражается в большей длине указательного пальца по сравнению с большим: «б-э-э», «э-э-л».
 
Сначала нужно только самому иллюстрировать произнесение названий букв ручными моделями. Дети, видя эти модели, будут пытаться повторить их.
Неизбежно будет происходить путаница в положении рук.
Воспитателю не нужно ничего объяснять группе в целом, он должен просто поправлять положение рук каждого ребёнка по ходу дела, как бы между прочим. Спешить с этим не надо, группа должна освоить ручные знаки постепенно, в течение 2-3 недель.
Кто-то из детей сам верно скопирует положение рук воспитателя, к другому надо подойти, встав рядом, своими руками поставить его кисть в нужное положение и, проведя по углу указательным пальцем его другой руки, правильно произнести слог - название буквы.
 
Можно попросить ребёнка, хорошо усвоившего принцип показа имён букв, обучить этому искусству соседа по столу, это будет полезно обоим.
Если ребёнок путается со своими пальцами, не может поставить кисти рук в нужное положение (особенно часто это бывает с правой рукой), можно помочь ему, показав, как собрать из двух уголков на руках рамочку-прямоугольник, через который как через окошечко, можно посмотреть одним глазом. (При этом нужно высоко поднимать правый локоть.)
К 7-8-й неделе обучения уже все дети могут классифицировать согласные буквы по типу их алфавитных имён и иллюстрировать руками эти разные типы имён букв.
 

Овладение условной слоговой записью

Следует отметить исток всей работы по грамоте, который не имеет вида ни чтения, ни письма, а предстает как счёт звуков в слове.
Именно он должен быть прожит ребёнком неформально в совместной деятельности.
Произойти это должно в усвоении смысла выражений «слог с правой руки» и «слог с левой руки» и создании с помощью пальцев рук слогов в 2 и 3 звука.
В этой работе возникает доверие к рукам, действующим по слуху, и доверие своему слуху, выраженное словами «два звука», «три звука». Совместная парная деятельность оформляется в игровой ситуации под названием «ловля звуков». Здесь есть и отгадчики, и загадчики. Первые угадывают слово по сказанным и показанным руками числу звуков, вторые (два ребёнка) ищут вид показа руками двух звуков из четырех, взятых из середины слова.
Воспитатель помогает отгадать тем, что рисует на доске «уголком» два звука из середины, соблюдая их последовательность слева направо в паре (длинная линия угла - гласный звук, короткая линия угла - согласный звук). Кружочки слева и справа от уголка отмечают крайние звуки, которые «уловлены» одним из партнёров.
 
Эта игра доступна детям и весной, когда они считаются старшей группой. Уверенность в счете на слух является надежной опорой во всей дальнейшей работе. Её воспитание начинается на музыкальных занятиях, когда надо на слух определить число прозвучавших звуков. Как мы знаем, и представления о ритме и о темпе речи складываются на музыкальных занятиях.
 
Как же начинать работу с детьми по овладению условной слоговой записью? Этот материал вводится следующим образом. Надо заранее подготовить «письмо от Незнайки», написать крупно и разборчиво (дети уже знают письменные буквы и некоторые из них, наверно, способны прочесть 2-3 слова) текст на листке, вложить в конверт, на конверте написать адрес детского сада и группы.
Текст письма таков: «Ребята, я тоже знаю буквы. А Знайка уже умеет писать. Я говорю, а Знайка записывает. Я придумал игру. Для этой игры я посылаю вам значки - уголки. Их надо ставить возле букв на таблицах. Есть и значок неуголок. Он ставится возле букв, которые на «Аквариуме» стоят над цифрами. А уголки около других букв. Один уголок стоит на голове, а ноги вверх. Он ставится возле многих букв. Поставьте его возле «цэ» и «че». Другой уголок стоит на линии на ногах. Его поставьте возле «эр» или «эм». А теперь догадайтесь, возле каких ещё букв нужно ставить уголок на голове?»
 

«Ваши друзья Незнайка и Знайка»

На занятии, как обычно, должны быть большая и малые таблицы. Малые таблицы надо разложить на полу.
После прочтения письма (письмо надо показать детям, дать в руки - пусть попробуют разобрать несколько слов) каждому ребёнку надо дать карточки со значками-уголками («на голове» и «на ногах»).
Неуверенным в себе, растерявшимся детям можно дать значки-неуголки (значок гласного), чтобы они поставили их возле тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами (в малых таблицах возле каждой буквы специально оставлена свободная клеточка).
Пусть все думают, куда поставить значок. В это время не надо торопить ребят. Пусть сначала расставят значки-уголки возле тех букв, о которых сказано в «письме Незнайки». Пусть поставят значки-неуголки около гласных - «тех букв, которые на «Аквариуме» над цифрами». При этом ведь тоже вспоминаются названия букв, и они могут натолкнуть кого-нибудь на нужную мысль.
 
Кто-то, наверное, решится поставить значок-уголок около какой-то буквы. Если догадка верна, надо одобрить его действия, подтвердив, что около этой буквы Незнайка предложил ставить именно такой значок - на голове или на ногах.
Если предложение неправильное, надо постараться вовлечь в разговор о нем других детей, может, кто-то из них выскажет верную мысль. Любое разъяснение верной догадки все должны выслушать.
 
Если дети в первый день не догадались о сути дела - не надо их торопить. А на следующий день (желательно, чтобы между этими двумя занятиями не пришелся день без занятий по грамоте) надо сказать детям, что вчера «письмо Незнайки» не было дочитано до конца, там осталась приписка, которую воспитатель сперва не заметил.
 
«Я вам ещё помогу. Возле букв по имени «Ха» и «Гэ» ставьте «уголок на голове». Возле букв по имени «Эс» и «Эф» ставьте «уголок на ногах»».
 
Скорее всего теперь, когда 4 «уголка на голове» и 4 «на ногах» расставлены по местам, и около гласных стоят «значки-неуголки», дети легко догадаются, в чем дело, и кто-то из них отождествит ручные знаки и значки-уголки.
Если этого все же не случилось, воспитателю нужно, произнося одно из алфавитных названий букв, упомянутых в «письме Незнайки», показать его на пальцах, продемонстрировать соответствующую ручную модель структуры слога. Тогда дети непременно сообразят, что «уголок на голове» равен изображению знака «левой руки», и, соответственно, «уголок на ногах» - изображению знака «правой руки».
Теперь не составит никакого труда расставить все значки около соответствующих букв. И всякий раз, ставя значок у буквы, дети показывают соответствующую ручную модель, произнося имя буквы. Ведя пальцем по значку, они тоже произносят имя буквы. Таким образом, акт проговаривания тесно связывается с движением, двигательная составляющая прочно входит в образ слога.
 
Следующий шаг - это осознание детьми того, что «значком-уголком» можно записать не только имя буквы, но и те серединки четырёхбуквенных слов, о которых они говорили чуть раньше. Этот шаг совершается очень легко, ведь дети делили серединки слов на группу левой и группу правой руки. И теперь, чтобы записать условными значками четырёхбуквенное слово целиком, нужно к соответствующему слоговому значку, подходящему к серединке слова, добавить запись первого и последнего звуков. Не нужно объяснять детям словами правила записи тех или других звуков. Нужно просто показать им, как записывается то или другое слово. Например, работа со словом «крот» может протекать таким образом.
 
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, что в середине слова «крот»? Если мы первый звук возьмем в левую руку, последний в правую, то что останется во рту?
Дети. Ро!
Воспитатель. Правильно, «ро». Покажите «ро».
Дети показывают.
Воспитатель. На какой руке у тебя «ро»?
Дети. На левой.
Воспитатель. Да, слог «ро» показать на левой руке. А можете ли вы записать этот слог знаком-уголком? Кто запишет не доске этот слог условным значком? Иди, Таня.
 
Таня выходит к доске, проводит две параллельные горизонтальные линии - это её строка, намечает середину строки тремя-четырьмя точками. В нижней половине строки она пишет знак, одновременно произнося слог: «роо», интонацией подчеркивая длительность гласного звука.
 
Воспитатель. Садись, Таня. Давайте все запишем этот значок на своих подставках. (Дети рисуют полоски и пишут). Записали? А теперь смотрите. Что у нас осталось от слова «крот» в кулачках? Первый и последний звуки. Ребята, эти звуки, они гласные или согласные?
Дети. Согласные.
Воспитатель. Давайте теперь прибавим к нашей записи запись этих звуков, один на первом месте, а другой на последнем. Вот так: (дорисовывает на доске и произносит все слово, ведя одновременно по записи мелом, стараясь, чтобы произнесение каждого звука точно совпадало с показом соответствующей части записи). Все видят? Иди сюда, Миша, и прочти по этой записи наше слово. Веди указкой по записи, чтобы все видели, что ты читаешь.
Воспитатель. А кто ещё придумает слова, которые можно тут прочесть?
 
Дети могут не сразу включиться в эту деятельность. Тогда воспитателю нужно предложить им 1-2 слова с этой же слоговой структурой (скажем, снег и стол) и попросить их проверить, подходит ли запись к этому слову. Дети без особого труда выяснят, что эта запись к словам подходит. Тогда можно дать какое-то внешне похожее слово, имеющее другую слоговую структуру, скажем, слово «сорт» или «бант». Пусть они проверят, подходит ли оно. Выяснится, что не подходит. Постепенно дети вовлекутся в эту игру и начнут придумывать подходящие слова.

 

Страницы: « 1 ... 29 30 31 32 (33) 34 35 36 37 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?