Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.8. ОВЛАДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗОЙ ПРИ ПИСЬМЕ,
    ПРИ РАБОТЕ У ДОСКИ, НА НАСТОЛЬНЫХ ПОДСТАВКАХ
  2. Росчерки в разных обстоятельствах
  3. «Найди глазами»
  4. Карты
  5. Рабочая поза во время письма
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.8. ОВЛАДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗОЙ ПРИ ПИСЬМЕ,
ПРИ РАБОТЕ У ДОСКИ, НА НАСТОЛЬНЫХ ПОДСТАВКАХ

Росчерки в разных обстоятельствах

Работа по выработке правильной (удобной и функциональной) рабочей позы должна происходить постоянно, на каждом занятии, в течение всего периода обучения. Особенно важно помнить об этом на первом, начальном этапе, в период, когда дети только входят в условия и обстоятельства работы. В это время у них образуется привычка вести себя на занятии определенным образом, и правильная поза для работы входит в число этих привычек.
 
При работе на доске надо следить, чтобы рука ребёнка было свободна, развернута, слегка отодвинута от туловища вправо вверх, что дает ему большую свободу движения и возможность видеть то, что он делает.
 
Когда дети более или менее овладели росчерком «петли» («горки»), можно попробовать несколько усложнить работу.
 
Можно попросить кого-то из детей написать на доске крупно росчерк «петли» (или «горки»), а потом вписать в него ещё один точно такой же росчерк так, чтобы его линия все время была на одном и том же расстоянии от линии первого росчерка (как бы «параллельный» росчерк; можно сказать, что если бы первый росчерк был сделан из проволоки и находился на некотором расстоянии от доски, то второй был бы его тенью). Получится изогнутая петлями полоска. Эту полоску можно представить детям, как дорожку.
Можно потренироваться делать широкие дороги и узкие тропинки (для широкой дороги первый росчерк должен иметь большие расстояния между петлями).
Можно попробовать «побежать» по дороге - вписать в «дорогу» третий росчерк между двумя первыми - «путь бегуна». «Бегун» должен «бежать» быстро, уверенно.
 
В заключение можно сделать «дороги» на листах фломастерами и дорисовать их - сделать железную дорогу со шпалами, поездами, шлагбаумами, часами, станциями, деревьями по сторонам, или дорожки в парке, где гуляют люди, а в петлях - клумбы и фонтаны, или тропинки в лесу, среди деревьев, грибов и ягод, или дорожки на детской площадке, между песочниц и горок или ещё какие-то дороги, дорожки, тропинки - кто что хочет. А можно эту извилистую полоску - дорожку представить себе как речку с островками или просто как извивающуюся ленту. На островках речки можно дорисовать все, что хотят дети, а ленту конкретизировать, наметив на ней тени и блеск на изгибах.
 
Нужно рассказать детям, что такая поза позволяет не только самому пишущему видеть свою работу, но и всей остальной группе следить за её ходом. Это очень важно, потому что вся работа построена на взаимной связи между детьми, работающими у доски и на своих местах.
 
Для формирования правильной позы при работе на местах, за столами используются настольные подставки. Настольные подставки - совершенно необходимая вещь для дошкольников, начинающих учиться письму, но они сами по себе не являются гарантией профилактики ненужной осанки.
Работая с подставками, гораздо легче, чем без них, наладить правильную посадку детей за столами, но для этого необходимо, кроме подставок, постоянное внимание педагога к этому моменту работы.
 

«Найди глазами»

Одно из первых упражнений, служащих этой цели, - игра «найди глазами». В неё можно играть с первой недели обучения.
 
В течение 2-3 недель эта игра может проводиться 2-3 раза в неделю, позже она теряет актуальность, но может использоваться в течение всего периода обучения в качестве краткой паузы-отдыха во время занятий.
 
Игра проходит так. Дети (8-10 человек, обязательно чётное число) выходят из-за столов и встают в круг. Остальные внимательно за ними наблюдают. Если в комнате есть место, можно поделить группу детей на 2 -3 части и играть одновременно всем, встав в 2-3 круга. Дети закрывают глаза и через 5-10 сек. по команде воспитателя открывают их.
Задача ребят - попарно найти друг друга глазами как можно скорее. Тактика у них может быть самая разная - от мгновенной встречи взглядами у двух друзей или подружек до хаотического поиска ответного взгляда.
После того, как все попарно нашли друг друга, можно снова закрыть глаза на несколько секунд и повторить игру, но с условием, что все пары теперь должны быть новые, повторять взаимный выбор нельзя.
 
Эта игра служит не только обучению пространственной ориентировке (поиску глазами), но и является прекрасным средством, приучающим сообразовывать свою деятельность с деятельностью других. Она способствует развитию у детей чувства общности и работе со всей группой.
 

Карты

Другая несложная работа, служащая цели обучения ориентировке на плоскости, может происходить вне занятий. Эта работа сводится к тому, что в группе вывешивается карта (лучше крупномасштабная карта города, района, села, где находится детский сад).
Дети в свободное время рассматривают эту карту, с помощью воспитателя пытаются в ней разобраться. Нужно найти и отметить на карте местоположение детского сада, улиц, где живут дети. Пусть они попробуют сориентироваться и найти, скажем, место своего дома или какого-то известного им объекта (парка, кинотеатра и т.д.).
 
Делать это дети должны самостоятельно, с очень незначительной помощью взрослого. Нужно помнить, что цель работы с картой - не выучить эту карту, а научиться в ней разбираться. Пусть дети, если могут, читают названия, которые есть на карте, и радуются, встретив что-то знакомое. Это даст им ощущение собственной компетентности и успешности своей деятельности, что очень важно.
 
Задача обучения ориентировке на рабочей плоскости пронизывает весь материал нашей программы. Мы не будем здесь повторять то, что уже говорилось по этому поводу в связи с изучением алфавита печатных и письменных букв. Сами пособия, используемые в этой работе, построены таким образом, чтобы решать указанную задачу обучения в числе основных. То же самое можно сказать и по поводу техники обучения проведению вертикальных и горизонтальных прямых, построению полос и квадратов.
 

Рабочая поза во время письма

Она складывается в ходе следующих действий:
 
1. Работу, выполненную мелом на настенной доске, надо повторить на настольной подставке (также мелом), а потом фломастером на бумаге.
 
2. Строки дети пишут от руки, и сами ставят точки на её средней линии. Это нужно делать стремительно, не прерывая движения руки. Обязательно следят за постоянством ширины в конце и середине строки.
 
3. Голос и рука во время рукописной работы должны совпадать по времени: начал писать - начал говорить, кончил говорить - кончил писать. Чтобы отличить перемену направления во время безостановочного движения, слова и слоги выговаривают ритмично, т.е. повторяя их не менее трех раз, добиваясь одного темпа выполнения движения.
 
4. Дети учатся двигаться и говорить в обычном для себя темпе во время стирания с доски узоров и росчерков, записанных взрослыми и детьми. Линия вдоль края доски (горизонтальная) стирается, а потом пишется под словом: «иду, иду, иду...»; точки в полосе посередине - под слова: «скок, скок...». Росчерки пишутся крупно, чтобы, стирая их, двигаться вдоль всей доски, а не стоять на месте. Дети говорят: «к себе, от себя, и раз к себе - от себя и раз...» (волна); «с горки на горку - пилим бревно...», «ворона (В)».
 
5. Для сравнения проделанной работы повторный росчерк делается другим цветом мела, фломастера, параллельно образуя полосу одинаковой ширины. Правильно - значит уверенно двигался, отклонился - был неуверен (слова «ошибка» употреблять нельзя!).
 
6. Дети определяют точность своей работы в таких выражениях: «здесь (у края, сбоку, вверху и т.п.) получилась полоса одинаковой ширины, а здесь - нет; здесь есть уголок (на ногах, на голове), т.е. есть длинная линия, а здесь не тот уголок (короткая линия); здесь есть половина листка, а здесь - нет; здесь в ту сторону направился, и здесь тоже; здесь вниз, а не к себе».
 
7. Работа на кальке, а затем на бумаге и доске начинается с проведения горизонтальной линии (длина которой показывает объём работы до намеченного конца линии) будь-то росчерки или их части (элементы), будь то буквы, слоги или слова.
 
8. На заранее написанном росчерке взрослый стирает (пишет тряпкой) букву, а ребёнок стёртую часть росчерка восстанавливает мелом как элемент буквы. На росчерк мелом другого цвета дважды пишется избранная буква. Это и есть образец письма. Он переносится в квадрат на бумаге и доске, сравнение элементов букв на таблице и высказывание о них служит основой для записи букв в уменьшенных квадратах, а потом возле них.
 
9. Ступеньки всегда повторяют квадрат: точкой отмечается верхний правый угол. Их готовит взрослый по числу элементов в слоге. Узнавание буквы опирается на образ соединения конца одного элемента с началом следующего, на образ его последовательного списывания со ступенек. Линию для записи проводят на уровне следующей буквы, с началом которого соединяется списанная буква. Верхнюю линию строки не проводят. Отмечают разновидность списанных букв или одинаковость по высоте.
 
10. Ритм «и раз, и...» для строчных букв является переносом работы с заглавных букв. Направление линии (руки к нижней линии строки совпадает со звучанием согласного, а от неё - со звучанием гласного. Первый показ и рассказ об этом ритме происходит при росписи заглавных букв как первых букв имени и фамилии, и те дети, кто согласен, расписываются в конце своей работы (ворона - В, баран - Б, Елена - Е, укусы - У).
 
11. Ритм «и раз, и два» для букв «т», «ф», «м», «ю». Он укорачивается для «а, и, у, о и др.» до «и раз, и...», а потом до «ира» для «г», «е»... Темп говорения меняется с переходом от доски к кальке, а затем к записи в полстроки тетради.
 
12. Подписывание букв осуществляется под слоговой записью. Сначала пишутся гласные, а потом приписываются к ним согласные какого-либо слога. В тетради делается такая же запись в две строки. После записи пером всего слога в 3-4 буквы делается передышка.
 
13. Надо не путать длительность «письма» набора элементов, который превращается в набор букв (ее в обиходе называют «скорость», а не длительность), от частоты движений в ритме «и-раз-и» + «и-раз-и» (или «и-ра» - «и-ра») при согласовании голоса и местоположения пишущего пера. Писать ритмично, а следовательно, и с определенной частотой проговаривания звучания ритмического рисунка удается не сразу, но делается привычным (но не осознаваемым, т.е. не имеющим объяснений в каких-то словах, что квалифицируется как личное отношение к своему «навыку», т.е. привычному действию).

 

Страницы: « 1 ... 28 29 30 31 (32) 33 34 35 36 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?