Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.7. РАБОТА С РОСЧЕРКАМИ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.7. РАБОТА С РОСЧЕРКАМИ

Работа с росчерками проводится сначала не на бумаге, а на настольных подставках, мелом. Это очень важно, потому что при работе на бумаге, когда листы после занятия собираются воспитателем, у детей в работе присутствует момент некой робости, желания сделать как можно лучше и боязни не суметь этого. А если они работают на настольной подставке мелом, этой боязни не существует: дощечки и мел - материал не очень «ответственный», вышло плохо - тут же стер и попробовал ещё раз. Это побуждает детей работать смело, без оглядки на конечный результат - что и требуется от них.
Писать росчерк на бумаге можно только тогда, когда он в какой-то мере отработан на подставках.
Тогда работы на бумаге, проводимые время от времени и сохраняемые воспитателем, станут как бы контрольными показателями уровня овладения детьми графическими навыками.
 
Самый простой росчерк, называемый детьми «петли», «лента», «дороги», - представляет собой сочетание верхних и нижних петель, имеющих форму медиатора - «листика».
Попробовать писать его можно примерно одновременно с освоением формы медиатора. Сначала не надо обращать внимание детей на «листиковость» росчерка.
Пусть они заметят это сами. Если не замечают - можно подтолкнуть наводящими вопросами, но делать это надо не на первом занятии с росчерком. Пусть они посмотрят на новую форму, привыкнут к ней, попробуют её воспроизвести.
 
Скорее всего, «листиковость» петель росчерка всплывет, когда дети, присматриваясь к написанному кем-то из них росчерку, будут фантазировать на тему о том, на что он похож. Тут будут названы дорожки, петли, ленты, извивы речки.
И кто-то может заметить, что отдельная петелька похожа на «листик». Это надо подтвердить и тут же задать вопрос: все ли петельки похожи на «листик»? Окажется, что не все. Есть петельки более удачные и менее удачные с этой точки зрения. С этого момента «листиковость» формы петель в росчерках становится критерием хорошего качества росчерка. Написав росчерк на доске или на настольной подставке, дети рассматривают все эти петли и обводят цветным мелом удачные, имеющие формы «листика».
 
Как уже говорилось, росчерки пишутся под речевой комментарий.
Росчерк «петли» можно писать двумя способами - слева направо или сверху вниз. В зависимости от этого речевой комментарий-«приговорка» может быть разной. Например, при работе слева направо «снизу-вверх, сверху-вниз, снизу-вверх, сверху-вниз…», или «вверх-петля, вниз-петля, вверх-петля, вниз-петля…». При работе сверху вниз (такой вариант петельного росчерка дети обычно зовут «горками») могут быть такие «приговорки»: «С горки на горку, с горки на горку…», «впра-во, вле-во, впра-во, вле-во…», «от себя - к себе, от себя - к себе», «по ухабам и по ямам, по ухабам и по ямам…». Так же, как и в «графическом диктанте», «приговорки» могут быть любые, только они должны быть связаны по смыслу с движениями пишущей росчерк руки и совпадать с ними по ритму.
 
Понятие «росчерк» подразумевает движение легкое, почти небрежное, но вместе с тем точное и изящное. Чтобы сформировать такое движение, лучше всего идти не от медленного, неуверенного, но относительно точного по рисунку движения, а от уверенного, быстрого, легкого, хотя и не вполне точного.
Поэтому в начале работы с росчерками большее внимание следует обращать именно на уверенность, размашистость, смелость движения, а не на правильность и красоту росчерка.
Можно написать росчерк, стирать его уголком мокрой тряпки под ту же «приговорку», под какую его писали. Стирание должно быть ещё более смелым и размашистым.
Можно работать с росчерком так же, как работали с «графическим диктантом», - один стирает слева и говорит свой комментарий, а второй справа дописывает под тот же комментарий.
Ещё двое детей могут стоять рядом и следить за работой первых двух, помогая им ритмичным приговариванием «приговорки» вместе с ними, хором, например: от себя, к себе.
 
Вначале нужно работать в как можно более крупном масштабе: на доске так, чтобы движение осуществлялось не только предплечьем и кистью, но и плечом, и раскачивающимся движением всего туловища.
При работе на настольных подставках в движении должно участвовать плечо, локоть должен быть свободен, кисть раскрепощена. На уровне большего по амплитуде, размашистого движения намного легче сформировать хороший, правильный наклон.

 

Страницы: « 1 ... 27 28 29 30 (31) 32 33 34 35 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?