Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.6. НАПИСАНИЕ ЦИФР И ДАТЫ ЗАНЯТИЯ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.6. НАПИСАНИЕ ЦИФР И ДАТЫ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель обладает разнообразными приёмами организации групповой деятельности и обновления детских впечатлений. Приведём примеры того, как организуется вариативность графических действий при записи цифр.
 
При записи цифр дети осваивают ритмы для каждой цифры. Воспитатель сообщает рабочей группе ритмы двух цифр - 9 (та-та) и 8 (ти-та-ти). Он просит написать их с начала линии и потом в квадрате и просит запомнить направление движений. Он записывает девятку под ритм, а потом под первое «та» стирает овал, ведя против часовой стрелки. Таким же образом показывается написание восьмерки. Стирается то, что совпадает с «та»: движение вниз. Дети приступают к работе.
Другой рабочей группе показывается запись восьмёрки и семёрки с ритмом «ти-ти-та-ти» (сравните с ритмом «ти-та-ти» - для восьмерки). Другие группы работают над этими же цифрами. При обсуждении итогов дети показывают цифры разной высоты, величины овалов и наклона.
Выясняется сообща вид цифр - они печатные или письменные, похожие они или одинаковые. Воспитатель своим рассказом дополняет условия выполнения задания, определяя, что ещё можно изменить в написании цифр в квадрате. Реализация всех дополнений откладывается до следующего занятия.
 
На следующем занятии предлагается писать подряд пары семёрок, восьмёрок, девяток и следить за детьми, кто из них рисует цифры, а кто пишет. В обсуждениях дети объясняют свою оценку, а воспитатель укажет, что это различие по темпу.
Выяснится, что можно попробовать писать, говоря названия цифр. Дети практически выясняют, удобнее ли произносить ритм, чем название цифры. За неделю дети приобретут сноровку в написании одинаковых по виду цифр вне квадрата и в квадрате и в их речах появятся приметы одинаковости.
Они вспомнят, что цифрами записываются номера телефонов, и попробуют их записать. Обнаружилась связь с повседневной жизнью и увеличилось число вариантов и вариаций. Возникает вопрос о ритме следующих цифр. Его можно обсудить, установив различия в движении на «ти» и «та». После освоения всех 10 знаков цифр можно организовать выставку цифровых записей (удачных, неудачных, только средних - частично удачных) и обсудить способы улучшения записи).
 
Если через 4 недели занятий ребёнок не заинтересован в обсуждении работ, то его активность явно недостаточна для включения в следующий шаг, который сделает группа. И тут обнаружилась не только речевая инертность, но и пассивность в общении. В дальнейшем он, как и все, будет ставить дату на своей работе (6 цифр) и писать своё имя так, как сможет, хотя бы и двумя буквами. Однако он их будет рисовать, т. е. не менять темпа записи. Для такого ребёнка надо подыскать новую компанию ребят.
 
На освоение определённого графического образа (а цифра для ребёнка целостный символ счета) выделяется всегда не менее месяца, возможно, два месяца. За это время может установиться речь детей в данной ситуации.
Её-то и должен улавливать воспитатель и записывать употребленные ребёнком выражения, как свидетельства включённости в ситуацию, привычности обстоятельств его деятельности.
 
Говоря общепринятые слова, ребёнок и сам яснее представляет себе то, что ему доступно. В нашем примере это будут слова: темп, ритм, коротко, длинно, хочу, хочет, не может и т.д. Записывая их, воспитатель учтет и для своей сменщицы проведенную ими работу. Будет вовремя обнаружен и малоактивный круг лиц, которым надо сменить окружение.

 

Страницы: « 1 ... 26 27 28 29 (30) 31 32 33 34 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?