Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.5. РИСОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕДИАТОРА
  2. «Листики», «капельки», «луковки»
  3. Обсуждение замыслов и обликов
  4. Первые пробы рисования от руки
  5. Вариации «листиковых» форм и разговоры вокруг
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.5. РИСОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕДИАТОРА

«Листики», «капельки», «луковки»

Форма медиатора, которую дети обычно зовут «листиком», вводится на второй-третьей неделе занятий.
 
Воспитатель должен принести на занятие достаточное количество медиаторов (по 5-8 на каждого ребёнка) и раздать их детям. Дети, внимательно рассмотрев медиаторы, начинают высказывать свои соображения о том, какие из известных им предметов похожи на эту форму.
Чтобы было яснее и интереснее разговаривать, дети прикладывают медиаторы к листам бумаги и обводят их фломастерами. Получив нарисованный контур медиатора, они могут реализовать свой замысел, дорисовать тот предмет, который они имели в виду.
Обычный набор называемых детьми предметов: капля, листик, луковица, воздушный шарик, груша, лепесток, морковка, редиска, голова какого-то зверька, человечка, чье-то туловище, чьи-то ушки и т.д.
 
На первом занятии с формой медиатора дети подробно обсуждают, на что похожа эта новая для них форма, и договариваются, как они будут называть её в дальнейшем. Чаще всего медиатор зовут «листиком». Но, вообще говоря, не исключены и другие названия: «капелька», «слёзка», «луковка». Важно только, чтобы все дети понимали, о чем идёт речь.
 
На этом же занятии ребята начинают тренироваться в обведении медиатора. Они составляют рисунки, используя форму медиатора-«листика» многократно.
Это может быть набор предметов, а может быть и сложная картинка, на котором, скажем, Петрушка, голова и туловище которого имеет форму «листиков», держит связку воздушных шаров, тоже имеющих эту форму. Рядом может расти цветок с лепестками-листиками и бежать какой-нибудь зверек, голова, туловище и уши которого имеют эту же форму.
 
На первых порах, когда дети обводят форму «листика» по трафарету-медиатору, все «листики» выходят одинаковой величины. Это не мешает использовать форму в рисунках - ведь они носят очень условный характер. Позднее, когда дети начнут рисовать «листики» от руки, они могут быть самой разной величины, что дает возможность более свободного использовании в рисовании этой формы.
 

Обсуждение замыслов и обликов

В разговорах, которые ведутся на этих занятиях, воспитатель проявляет своими репликами замыслы детей. Он стремится разбудить их фантазию, воображение.
Ещё одна забота воспитателя заключается в обговаривании облика листика.
При общем обсуждении работ взрослый поддерживает в своей речи, повторяет реплики, мнения детей, в которых увязывается реализация замысла и характер линий.
Например, обсуждая цветок - «смотрите, какой красивый получился, ближе к середине каждый лепесток сужается, дальше от центра расширяется. А у этого цветка наоборот - к центру лепестки обращены округлыми концами, а всеми заостренными наружу. В первом случае он проводил линию от острого конца к округлому по этой линии, а здесь от округлой части к заострённой. Тебе, наверное, было так удобнее рисовать».
 
В дальнейшем, в течение 3-4 недель почти на каждом занятии отводится время для работы с формой «листика». Дети рисуют свои композиции, используя эту форму. Можно заниматься составление орнаментов, включающих форму листика. Выполненные цветными фломастерами такие орнаменты выглядят очень привлекательно и рисование их доставляет детям удовольствие.
 

Первые пробы рисования от руки

Постепенно дети начинают всё свободнее и гибче пользоваться в рисунках формой «листика».
К концу недели от начала работы с нею в группе, вероятно, появится 1-2 ребёнка, попытавшихся воспроизвести эту форму без трафарета, от руки.
 
Воспитатель должен сразу обратить внимание на такие попытки, похвалить детей и постараться уговорить и других попробовать работать без трафарета. Если дети обводили медиаторы несколько дней, используя их в рисовании, они наверняка способны вполне прилично воспроизвести эту форму от руки, нужно только не спугнуть их отношение к этому занятию.
 
Рисование «листиков» от руки должно рассматриваться воспитателем и, соответственно, группой, как новая, более высокая ступень графических умений, но достижение этой ступени происходит как бы само собой, без особых усилий. «Рисовали, рисовали, ан, оказывается, мы уже и от руки можем «листики» рисовать, да ещё какие ровные и красивые» - так, примерно, должны осознавать дети своё новое умение.
 

Вариации «листиковых» форм и разговоры вокруг

Когда все дети научились рисовать «листики» от руки, нужно показать им две вариации формы «листика», которые будут очень нужны в дальнейшем - когда «листиковые» формы станут образной графической основой для воспроизведения письменных букв.
 
Первая из этих вариаций - «поллистика». Форма «листика»-медиатора делится вдоль, по оси симметрии, пополам. Получившаяся форма - и есть «поллистика». «Поллистика» так же обыгрывается и обживается, как это было с «листиком».
Дети рассказывают, что из известных им предметов похоже на «поллистика», рисуют картинки с использованием этой формы. Обычно форму «поллистика» дети находят похожей на туловище мышки, ёжика, на лопасти вертушки, на шляпку гриба, на кусок арбуза и т.д.
Нужно сделать, чтобы дети, рисующие «поллистика» от руки, сохраняли особенность этой формы. Дело в том, что рисуя, скажем, шляпку гриба, дети часто превращают «поллистика» - форму несимметричную, один край которой заострен, а другой округлён, в часть окружности, отсечённую хордой, оба конца которой заострены симметрично.
Поэтому воспитатель должен помнить, что лучше всего отражают форму «поллистика» именно рисунки детей, изображающие ёжиков и мышек. Рисовать грибы и тому подобные предметы можно, только обязательно надо помнить, что шляпка гриба должна быть слегка асимметричной, чтобы иметь форму «поллистика».
 
Работа с «листиковыми» формами - декоративное рисование, усмотрение в них форм разных знакомых вещей - должна быть проведена очень основательно.
Дети должны досыта нарисоваться «листиков», «поллистиков» и овалов. Они должны одушевить, обжить эти формы, накрепко связать их для себя с массой приятных и интересных вещей.
Пусть они наиграются в поиск своих знакомых и любимых «листиковых» форм в окружающем мире. Не надо свертывать этот процесс очень быстро. Пусть и на второй, и на третьей недели работы с «листиками» дети открывают для себя все новые и новые места их обитания. Вдруг увидят, что кактус на окне - совсем как «листик» или ветка у дерева за окном изогнулась точно по форме «поллистика», только прямой, соединяющей два её конца, не хватает.
Можно дать задание присмотреться к дороге домой и к своему дому и найти там ещё «листики» и «поллистики». Можно поиграть, кто больше назовет предметов этой формы.
 
Всё это нужно потому, что научившись находить «поллистики» в формах веток, в очертаниях привычных вещей, скажем, игрушек, дети смогут легко находить их в очертаниях букв.
А научившись в совершенстве рисовать зверушек и вертушки, состоящие из этих форм, они смогут сознательно и с пониманием дела воспроизводить и росчерки, и элементы письменных букв, и сами буквы.
 
Кроме того, работа с «листиковыми» формами приятна и интересна детям, и задача воспитателя сделать её как можно более приятной и интересной. Это нужно для того, чтобы позднее, когда разговор о «листиках» и «поллистиках» пойдёт в связи с рукописными буквами, положительная эмоциональная окраска по ассоциации распространилась и на эту работу.

 

Страницы: « 1 ... 25 26 27 28 (29) 30 31 32 33 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?