Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 4.2. ПИТАНИЕ ДЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.2. ПИТАНИЕ ДЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение - повседневная практика дошкольника. Этому не надо учить. Надо только дать пищу воображению, открыть ещё одну сферу приложения трудовых усилий.
Каждый ребёнок способен удерживать образ слова с полной характеристикой его метрических и пропорциональных черт в течение трёх-пяти секунд.
 
Если движения ребёнка скоординированы, ритмичны, по темпу достаточно подвижны, то он может сразу же воспроизвести зрительный образ двигательно с соблюдением его пропорций в заданном для письма поле, границы которого обрамляют образ. Поэтому умело действующий график всегда повторит свою работу в широком диапазоне, меняя его размеры (то есть на поле разной величины.) Ему известны и на описательном уровне, и графически, выразительно, сходства и различия определенных начертаний. Он различает пропорциональность и размерность образов.
 
Задача обучающего - поиск средств выразительности работы, с помощью которых будет описано, воспринято, высказано необходимое число сходств и различий образного ряда. Практическое подтверждение увиденного и услышанного в процессе собственной работы рождает у ребёнка уверенность в успехе, доверие к своей руке.
Ребёнку не надо подглядывать за итогом её работы, не надо сомневаться в собственной руке, в себе, в ясности своего впечатления. Этого достаточно для успешного овладения всем образным материалом.
 
Чтобы вручную построить графический образ, надо воспринять и выразить сходства и различия всего набора элементов букв. Была создана таблица 24 элементов букв. Фоном для каждого элемента стал квадрат. Его поверхность, как фон, представляет себе только тот, кто научился вручную самостоятельно строить квадрат как пересечение полос одинаковой ширины.
Ряд квадратов, стоящих вплотную друг к другу, образуют полосу - строку для записи.
Характерность каждого элемента обнаруживается в сравнении начал их написания («входы» в поле, где они размещены), концов их написания («выходы» их квадратов) и линии перехода от движения руки к себе к движению от себя. Эта линия нигде не описывается словами, а следовательно, не замечается детьми.
 
Форма этого переходного звена должна получить имя. Графически она должна быть воспринята как пропорциональная фигура. Боковая сторона стилизованного листика или капли (свисающей, но не падающей) называется «полкапли», «пол-листика». При вводе этих форм через рисование в качестве исходного трафарета был использован медиатор фабричного производства (пластмассовая пластинка для игры на струнных инструментах). Рисование этой формы от руки - темповое - обеспечивается выполнением особого петельного росчерка в крупном размере на настенной доске. Потом размер рисуемой формы уменьшается в соответствии с предметным содержанием рисунка (голова муравья, шляпка гриба и т. п.).
 
В ряду росчерков - ритмизованных узоров, на которых при желании можно обнаружить почти все элементы букв, если вообразить написанной в этом месте определенную букву.
Благодаря ритмизации своих действий с помощью речи многообразие образов превращается в вариацию графического движения по размеру и по переходу от движения вперед по строке к движению назад по строке. Речевое ритмическое сопровождение при письме росчерков по структуре осуществляется на трех уровнях: пословном, слоговом и звуковом (при уменьшении размеров росчерков до ширины строки и половины ширины строки). В соответствии с этим формируется рабочая поза пишущей руки и уверенность в своем умении предусматривать необходимые изменения в направлении своего движения, продвигаясь по строке без подглядывания за тем, что выходит (т. е. без дополнительного зрительного контроля).
 
В работе мелом на доске координируются движения плеч и локтей при заданном повороте головы. Это определяет постоянство в наклоне линий относительно направляющей горизонтали - строки. В работе фломастером на альбомном листе бумаги и мелом на настольной подставке координируются движения локтя и кисти правой руки к соположению с левой рукой. Осуществляется коррекция движений при переходе от положения стоя к положению сидя.
В работе по кальке и в тетради координируются движения пальцев и кисти руки, осуществляется согласование выработанного образа продвижения по строке с темпом собственной речи, вносятся индивидуальные оттенки в характер выполнения записи. Так создается вручную сплав общепризнанного графического облика с неповторимостью момента речи для пишущего. Весь ход такого обучения может быть представлен набором образцов-упражнений, которые развивают у начинающего воображение и самостоятельность.

 

Страницы: « 1 ... 22 23 24 25 (26) 27 28 29 30 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?