Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Глава 1.
    ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДОВ ЗАНЯТИЙ
  2. 1.1. На что обращать внимание
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Глава 1.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДОВ ЗАНЯТИЙ

Освоение рукописной записи можно считать итогом всей разнообразной жизни детей определенного возраста, итогом их общего развития. Умение писать впитывает, воплощает в себе все иные стороны человеческой деятельности. Что означает это для воспитателя? Прежде всего то, что для благополучного освоения всеми детьми начал грамоты занятия по письму вовсе не нужно ставить в привилегированное положение, оттесняя другие виды занятий на задний план. Наоборот. Успех в письме, чтении и счете обеспечивается музыкой, танцами, рисованием, художественным трудом…
 
Если мы придём к общему согласию в этом, то сможем и дать правильную оценку характеру своей помощи ребёнку, и определить удельный вес той или иной помощи в общем ходе накопления ребёнком опыта жизни.
 
Старшие дошкольники живут в детских садах весь световой день. Разнообразие их общения друг с другом не может быть беспредметным. Поле деятельности детей огромно; оно предполагает не менее семи культивируемых родов занятий, и дети различимы (разнятся) от одного занятия к другому. Тем самым детям представляется многообразие возможностей проявлять свой характер - если только педагоги-воспитатели не «упаковывают» детские характеры в обязывающие рамки.
 
По форме организации дел по разным составам групп, так называемые «учебные» занятия могут выглядеть как обращения с вопросами или как поиск общего ответа. И если взрослый не станет задавать вопросы и выдавать ответы с позиции лидера, то тогда любые занятия приобретут обычный нормальный характер. (Нормальный - то есть такой, какой дети установили бы по своей инициативе).
 

1.1. На что обращать внимание

Мы построили таблицу, показывающую, при каком содержании занятий возникает взаимовлияние характерных черт рабочих действий детей; что именно в каждом конкретном случае окажет решающее воздействие на становление позы пишущего, на оптимизацию условий воспитания грамотности. А характерные черты поведения детей (такие, как содружественность действий, действия по ходу движения, персональные действиях и другие, упомянутые в таблице) проявляются чаще или реже в зависимости от стиля организации конкретных занятий и от их содержания.
 
Таблица охватывает два года жизни детей до семи лет, до перехода в школу. Эту сетку, указывающей на связи тех родов деятельности, которые насыщают детскую жизнь, можно назвать матрицей событий (или матрицей культивируемых родов занятий).
Исключение какого-нибудь вида занятий из перечисленных ограничивает область уверенных действий ребёнка и основания для того, чтобы он мог обнаруживать аналогичные обстоятельства на занятиях счетом, чтением, письмом.
 
Конкретный характер занятий, время для их осуществления, их последовательность - нужно научиться подбирать самим педагогам. Образное выполнение, наполнение ячеек-событий будет выражением опыта самого взрослого быть наблюдателем.
 
Взрослым важно наблюдать за настроением ребёнка в рамках каждого из рассматриваемых родов занятий. Соблюдение этого правила позволяет им упорядочивать свои отношения с каждым ребёнком и не предъявлять к нему чрезмерных требований: будь-то излишняя опека или слишком большое доверие.
 
Общая содержательная характеристика устройства жизни детей с 5 до 6 лет не учитывает конкретные особенности реальной группы детей. В её составе могут быть дети с разницей по рождению в 6 и 9 месяцев. Чтобы избежать однообразного отношения к ним, воспитатели должны обладать умением профессионально наблюдать за ходом развития нормальных взаимоотношений между детьми, а также за степенью их комфортности для каждого ребёнка на протяжении недели (месяца).
 
Укажем критерии, свидетельствующие о сохранности у детей психических качеств в разных родах занятий.
 
В речевой сфере:сохранность обычной отчетливой и громкой (вслух произносимой) речи. У детей в 5 лет и чуть старше это обнаруживается в тех случаях, когда поощряется желание детей создавать свои сказки, повествования, не исключая рассказы-небылицы и рассказы перевертыши.
 
В сфере гимнастической: сохранность в координации действий со своими товарищами. Она обнаруживается тогда, когда у детей поддерживается интерес к организации подвижных игр и простейших соревнований по собственной инициативе, а в свободных плясках по-своему используются знакомые танцевальные движения.
 
В сфере трудовых дел:сохранность в умении определять объём рабочих усилий. Это обнаруживается при обсуждении с напарником предлагаемых условий работы и создания желаемого изделия (композиции) в соответствии со своим замыслом.
 
В сфере графической деятельности (в рисовании): сохранность доверия к своей руке. Она обнаруживается в двух случаях:
  1. когда осуществляется выбор краски (из 7 цветов и их комбинаций) для передачи настроения в картине;
  2. когда поддерживается заданный детьми темп изображения известных образов для передачи ритмически организованного рисунка.
 
В сфере музыки и музыкальных движений: умение вслушиваться в поток речи обнаруживается:
в регуляции своего дыхания (уметь взять вдох между фразами),
во владении рукой, прослеживая звуковысотную линию мелодического рисунка попевки,
через выбор выразительного места из большого репертуара свободных движений,
в способах группового перемещения на большой площадке, подчиняясь мелодии,
в сопоставлении своего «актерского голоса» с другим «актерским голосом», когда ребёнок участвует в постановках («в драматизации сюжетов и персонажей»), организуемых в игровом помещении (зале)
 
В сказовой сфере:подлинность своей интонации ребёнок выражает в момент обыгрывания сказового текста, данного в обстановке, представляющей условия, атрибутику обыгрывания текста детьми, то есть в заданном им «ландшафте».
 
В танцевальной сфере:настрой на сочувствие, на взаимное переживание чувств (которое когда-то случается с ребёнком в начале шестого или в конце пятого года жизни.) Это раскрывается наблюдательнице на самом начальном этапе самостоятельных выборов ребёнка (например, места и времени для кружения).
 
В сфере так называемых «учебных» занятий: потенциал языковой открытости. Он раскрывается в том, насколько ребёнок заинтересован как слушатель, включенный в беседу, в том, как он выражает понимание речи товарища в своем высказывании, в том, находит ли он себя в высказывании впечатлений о другом вслух.
 
Мы указали очень сжато на то пространство коммуникации, в котором взрослый обнаруживает первые фрагменты инициатив, в которых выразил себя ребёнок. А детей два десятка. И взрослый наблюдатель по ходу своей жизни составит живые портреты своих детей. И за это же время он поймет и себя как сотрудника профессионального коллектива воспитательниц, умеющих и желающих обменятся опытом наблюдательниц.
В регулярном обмене своими оценками между педагогами, складывается образ человека живущего у себя на родине.

 

Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?