Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 3.2. МАЛЫЕ ТАБЛИЦЫ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

3.2. МАЛЫЕ ТАБЛИЦЫ

Таблицу «Аквариум» дополняют четыре так называемые «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные - строчные и заглавные. Эти таблицы имеют размер 80х60 см. Каждая из них представляет собой два распложенных рядом квадрата, каждый 32х32 см. Между квадратами - 10 см. Это расстояние, а также полоса той же ширины, прилегающая к квадратам снизу, заполнены каким-либо изобразительным мотивом - он нужен для того, чтобы дети легко отличали таблицы друг от друга и могли называть их по названию картинок.
 
Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах - печатные, а в двух средних - письменные. Буквы стоят в шахматном порядке, через одну клетку. Пустые клетки нужны для того, чтобы в них ставить условные слоговые значки, когда будет проходить работа с «письмом Незнайки».
 
В малых таблицах печатные буквы даны перевернутые, в зеркальном изображении. Это сделано для того, чтобы рукописные буквы сразу воспринимались, как совершенно отдельные, отличные от печатных. Такой приём обеспечивает большую устойчивость образа рукописных букв. Специально обращать внимание детей на перевернутость букв не надо. Обычно это не привлекает их внимания. Если у детей возникает вопрос, почему буквы перевернуты, надо сказать, что все дети уже хорошо знают печатные буквы и узнают их в любом положении, поэтому буквы нарисовали вверх ногами.
 
В малых таблицах сохранен принцип группировки букв, который дети уже освоили в «Аквариуме». Парные буквы («б-п», «в-ф» и т.д.) представлены в одной таблице, рядом, причем один член пары - печатная буква, а другой - рукописная. В другой таблице те же буквы даны в обратном соотношении - та, что была печатной - рукописная, а та, что была рукописной - печатная. Пары букв как бы образуют взаимные отражения: письменная «к» - печатная «г», письменная «ф» - печатная «в» и т. д. Здесь лежит ещё одно обоснование перевернутости печатных букв: они как бы отражения письменных.
 
Малые таблицы сопровождают детей весь период обучения, их часто достают, вешают, раскладывают на полу, поэтому они должны быть исполнены на достаточно прочной бумаге и снабжены, как и «Аквариум», планкой с веревочкой для подвешивания.
 
Основной способ работы с этими таблицами таков. Видно, что буквы и цифры различаются цветом. При этом они размещены так, чтобы можно было сказать, над какой или под какой цифрой найти букву. Цвет этой буквы и цвет цифр одинаков. Адресуя вопрос к собеседнику, ребёнок станет уточнять местоположение того предмета, на который надо смотреть. Таким образом он будет строить адрес места буквы. В итоге у ребёнка возникает представление о неповторимости буквы по личному названию, по месту, по цвету, по облику. Непроизвольно в его речь войдут все 33 личных русских имени букв. До шести лет занятие по поиску печатной буквы (а после - рукописной), в связи с которой можно задать вопрос ровеснику или взрослому, очень увлекает детей. После шести лет он с удовольствием ведёт разговор о письменных буквах, если ему представят предмет разговора - картины, где письменные буквы расположены среди печатных. Достаточно двух месяцев, чтобы научиться правильно называть буквы и стать знатоком их месторасположения.
 
До обучения письму ребёнок осваивает мысль о совпадении имени буквы с каким-то отрезком речи. И это верное наблюдение. Вместе с тем ребёнку покажется верным и обратное утверждение: звучание передается буквами поименно. А это уже заключение ложное. Оно так гипнотизирует взор, что при видении печатного текста глаз не желает видеть больше, чем набор букв. Ребёнок попадает в плен побуквенной выразительности печатного текста. Когда же для него облик печатной и облик рукописной буквы равноправны и имя буквы принадлежит трем и более обликам букв, то он не может выдвинуть ложного заключения. Когда же он осваивает различение имен согласных букв на две группы по месту гласного и согласного звуков, то ему станет точно известен именно тот отрезок речи, какой соответствует имени буквы. Поэтому при таком изучении букв исключается появление чтецов-побуквенников.
 
Существует ещё один приём, направленный на активное усвоение печатных букв. Этот приём очень прост: дети в конце каждого занятия пишут на листках, где они работали, свои имена печатными буквами. Этот приём вводится не с первого занятия, а где-нибудь около второй-третьей недели обучения, когда уже есть уверенность, что все дети знают хотя бы какие-то печатные буквы. Некоторые из детей пяти с половиной лет уже умеют писать своё имя печатными буквами, другие ещё нет. Но практически все они могут написать хотя бы первую букву своего имени или несколько букв из него. Воспитателю не нужно показывать каждому, как пишутся печатные буквы, из которых состоит его имя. Лучше будет, если дети, побуждаемые просьбой воспитателя, узнают дома, как пишутся их имена. Это поддержит и разовьет интерес детей к занятиям. Не все дети сразу научатся подписываться под работой. Пускай на первых порах подписываются так, как могут: первой буквой или первыми двумя-тремя буквами, или пропуская некоторые буквы, или путаясь в начертании несимметричных букв. Постепенно, побуждаемые вопросами и помощью воспитателя, все дети научатся правильно писать своё имя печатными буквами. Эта несложная и на первый взгляд «несерьёзная» работа очень важна: она нужна, чтобы дети не утеряли представления о конечной цели своих занятий. Умение написать своё имя печатными буквами приходит довольно легко и быстро. Оно дает ощущение уверенности в себе, реальности достигнутого результата, рядоположенности этого несложного дела с более сложными делами, составляющими основное содержание занятий.
 
Подписывать свои работы дети будут в течение всего года. Позже, узнав условные значки для записи слогов, они смогут подписываться значками. Ещё позже тот, кто сможет, будет подписываться письменными буквами. Эти новые варианты подписи будут служить той же цели: они призваны убедить детей, что они, дети, все могут и умеют, что им очень легко и приятно учиться грамоте. Пускай подпись несовершенна, что-то в ней не вполне правильно, но зато - это подпись, реальный законченный результат некоторых усилий, а значит, успех и связанное с ним удовлетворение.
 

 

Страницы: « 1 ... 15 16 17 18 (19) 20 21 22 23 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?