Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Глава 3. ПОСОБИЯ
  2. 3.1. ТАБЛИЦА «АКВАРИУМ»
  3. Описание таблицы
  4. Картина c буквами как повод для разговоров
  5. О «встречающихся» и «не встречающихся»
  6. Поводы к математическим разговорам
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Глава 3. ПОСОБИЯ

3.1. ТАБЛИЦА «АКВАРИУМ»

Чтец-побуквенник - типичное явление среди начинающих читать в семье и в детском саду. Знакомясь с отдельными буквами он сначала освоил мысль о совпадении имени буквы (в один слог: эм, пэ, а, дэ) с малым отрезком речи. Это верное наблюдение он выразил не верно: будто звучание речи передается буквами поименно. Это ложное заключение, сделанное неосознанно, гипнотизирует его взгляд на текст так, что он видит не слова, а наборы букв и непроизвольно для себя их произносит.
Дети не становятся чтецами-побуквенниками, когда знакомятся с неразрозненным алфавитом.
 
На наших таблицах алфавит и представлен целостно. На картине «аквариум» размещены печатные буквы русского алфавита; на четырех малых алфавитных таблицах показаны и строчные, и заглавные, и печатные буквы в перевернутом виде. (Демонстрируя, что здесь не оттиски букв, как на «аквариуме», а буквы-литеры как на печатной машинке).
 

Описание таблицы

Алфавитная таблица «Аквариум» нужна детям на протяжении всего периода обучения. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита в первые недели занятий, а в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов.
 
«Аквариум» - таблица большая, 120х150 см. На ней изображен слегка вытянутый в высоту аквариум - стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в которой плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках - буквы алфавита.
 
Буквы в «Аквариуме» размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Поэтому «Аквариум» не должен быть перегружен множеством деталей. Их должно быть ровно столько, чтобы облегчить поиск каждой группы букв. Вместе с тем таблица «Аквариум» должна быть достаточно яркой и привлекательной для детей.
 
Каждой букве в таблице соответствует её порядковый номер-цифра от 1 до 33. Цифры выделены в специальную горизонтальную полосу. Они размещены в ней по порядку слева направо. Эта полоса может быть немного светлее, чем остальная площадь «Аквариума». Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими «лесенками», идущими вверх или вниз, соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой.
 
Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами - согласные и знаки - мягкий и твёрдый. Буква «Й» расположена в ряду цифр - она и не гласная, и не согласная. Её порядковый номер - 11, и она стоит в таблице на месте своего номера, так как её очертания напоминают цифру 11, где первая единичка изображена просто палочкой, а хвостик второй единички довольно длинный и касается первой - 11, а сверху поставлена перевернутая запятая. Гласные - это одна группа букв, хотя порядковые номера этих букв идут не подряд, а рассыпаны по всему алфавиту. Эти номера могут стоять в поясе по средней линии этого пояса.
 
Ниже пояса цифр размещаются группы согласных букв и группа знаков (мягкий и твёрдый).
 
Первая группа согласных (б, в, г, д, ж, з) располагается по диагонали, сверху вниз в левом нижнем углу аквариума. Большая водоросль отгораживает эту группу букв, вытянутую в линию, от остального пространства аквариума.
 
У каждой из букв этой группы есть пара (б-п, в-ф, г-к и т.д.). Каждая из этих букв располагается со своей парой на одной линии по горизонтали. По вертикали каждая из букв-пар расположена точно под своей цифрой. Таким образом образуется вторая группа из букв - парная первой группе. Эти буквы (п, ф, ш, к, т, с) называются «рассыпными» - они стоят врассыпную.
 
Третья группа согласных (л, м, р, н) находится в центре аквариума прямо под цифрами. Буквы стоят не в ряд, а вразбивку: (л, н) - пониже, (м, р) - повыше, все на разном уровне под своими цифрами. Вперемешку с буквами этой группы изображена стайка мелких рыбок. Маленькие рыбки ассоциативно связываются с напоминающими журчание воды названия этих букв: эл, эм, эн, эр, и дети хорошо запоминают их.
 
Ещё одна группа букв расположена в правой нижней части аквариума. Их опознавательным знаком служит изображение воздушного фильтра с поднимающимися вверх пузырьками. У фильтра расположены шипящие буквы: ф, х, ц, ш, щ. Они ассоциируются с поднимающимися пузырьками воздуха.
Некоторые из этих букв входят как бы в две группы - и в группу рассыпных, и в группу у «фильтра». Это буквы «ф», «ш», «х».
Буквы «ф» и «ш» расположены на одной линии со своими парами «в» и «ж».
Буква «х» является как бы третьим дополнительным членом «г-к-х». Она тоже стоит с ними на одной линии. Буквы «ц» и «щ» расположены под своими цифрами выше и ниже букв «ш», «ф», «х».
 
Твёрдый и мягкий знаки образуют особую группу из двух букв под цифрами примерно на уровне букв л, м, н, р. От последних их отделяет крупная рыба, плывущая вправо.
 
Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в тот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра. Гласные объединены красно-коричневой гаммой цветов. Группа согласных «за большой водорослью» (б, в, г, д, ж, з) - сине-зеленые цвета. «Рассыпные» буквы - пары букв «б, в, г, д, ж, з» - имеют те же цвета, что и их пары, с той разницей, что буквы «б, в, г, ж, з» залиты этими цветами сплошь, а «п, ф, к, т, ш, с» лишь оконтурены ими, а внутри контуров букв как бы видна вода.
Цифры, являющиеся номерами этих букв, тоже раскрашены по этому принципу: номер букв «б, в, г, д, ж, з» залиты соответствующими цветами, «п, ф, к, т, ш, с» - оконтурены ими.
Буквы «л, м, н, р» - коричнево-фиолетовыми.
Буквы «у фильтра» - «пёстрые». Эта пестрота решена по-разному. Так, буква «х» может быть двухцветной - в диагональную полоску, причем один из цветов - цвет триады «г-к-х», а второй цвет - цвет «пестрой» группы (скажем, белый).
Буква «ш», как ей и положено, оконтурена цветом, которым залита буква «ж», но контур её - «лохматый»: на нем и внутрь и наружу «растут» «шерстинки».
А буква, которая близка к «ш», может быть двухцветной в вертикальную полоску, один цвет будет как у пары «ж-ш», а второй - белый.
Буква «ч» может быть очень светло-голубой (так, чтобы белый цвет «пёстрой» группы явственно в ней присутствовал), а буква «ц» - столь же светло-розовой. Буквы «ь» и «ъ» темнее, кобальтово-зелёные.
 
Буквы в таблице «Аквариум» должны быть даны в печатном строчном (а не заглавном) начертании (а, е, ё). О заглавных буквах (печатных) на занятиях может зайти особый разговор, они могут быть написаны на доске, разницу в начертании заглавных и строчных букв нужно обсудить с детьми, подчеркнув при этом, что в «Аквариуме» все буквы строчные.
 
По поверхности воды в «Аквариуме» плавают буквы латинского (английского, немецкого) алфавита.
 

Картина c буквами как повод для разговоров

К пяти годам каждый ребёнок знает несколько букв. Он может стать участником разговора о том, что известно и что неизвестно на представленной картине аквариума, в том числе и о цифрах, и о буквах. Взрослый помогает развернуть беседу через уточнение местоположения того предмета, о котором идёт разговор. Спрашивать можно как угодно, находя приметы для сравнения: по цвету, по месту, по названию, по внешнему виду.
 
Возникает манера постановки вопроса собеседнику, адресование его к картине, выбора для него интересного сопоставления. Рождается позиция знатока ответов на вопросы о названиях, именах букв и об их облике и местоположении. Свою позицию знатока можно показать демонстративно, став спиной к таблице и продолжая вести разговор, не оборачиваясь на картину. В такого рода игровой ситуации ребёнок показывает, что у него сложилось представление о неповторимости буквы по имени, по месту, по облику. Осуществленное таким образом непроизвольное освоение речью в диалоге личных русских имен букв занимает у старших дошкольников два месяца. (По нескольку минут через день-два).
 
Аквариум дает возможность составления множества рассказов. Он сам по себе - повод для разговоров о букве: о форме, цвете, местоположении, о том, в какую группу входит… Аквариум подталкивает пользоваться выражениями направо-налево, вверх-вниз и их комбинациями (слева наверх и т.д). Каждая буква становится поводом для рассказа, ведь у неё есть свой адрес, своё имя, каждая в отношении других может вести себя так или иначе, обладает собственной тайной.
 
В ходе составления таких рассказов дети в течении месяца незаметно осваивают все группы букв.
 

О «встречающихся» и «не встречающихся»

Избежать многих противоречий в освоении письма легко, когда ребёнок уверен в стабильности буквосочетаний и в том, что об этом знает всякий, кто умеет читать.
Писать надо не для себя, а для читателя, который прочтёт не твою информацию, а общеизвестное слово, вид которого его удовлетворит. Для этого, чтобы ни у кого не вызывать сомнений, надо уметь передать «встречу» определённого представителя группы согласных с кем-то из определённой группы гласных. Не наоборот. А именно передать, что последние согласные алфавита не встречаются с последними гласными алфавита: х, ч, ц, щ с буквами ы, э, ю, я.
Так как буква «ш» оказалась среди последних, то она следует их «примеру». Заодно с нею и её парная буква «ж». Так высказывается легенда о традиционных русских написаниях. Понимает её (и помнит её) тот, кто сам может найти в ряду алфавита последние гласные и последние согласные. Эти образы детям известны из рассмотрения картины «Аквариум».
После этого формулируется вопрос, с какой гласной они встречаются. Ответ дают тексты. Видя «е» после «ж» в слове жезл, т. е. то, что в руке у постового ГАИ, грамотный человек сам соотносит свой зрительный образ со слуховым и делает вывод, что оба образа не конкурируют.
 

Поводы к математическим разговорам

Рассматривание картины Аквариум становится и поводом к продолжению разговоров на математическую тему.
 
Само по себе соотнесение написанного и произнесенного ещё не является чтением. Так как не определено, с какой степенью точности устанавливается такое соотнесение. Если к условной записи трех звуков, ребёнок относит своё слуховое представление о произнесении им трех звуков и подтверждает его внешним актом, ручным действием, то тогда можно сказать, что он прочел что-то с точностью до звука.
 
Понятно, что развитие этого дела будет связано с умением пользоваться и другими мерами точности — слогом, словом, словосочетанием и рядом словосочетаний (предложением).
 

 

Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?