Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. Не пугайтесь заранее
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

 

Не пугайтесь заранее

Большинство из высказанных нами соображений звучит непривычно для воспитателя и, наверное, не все они пока понятны. Конечно, разобраться в полезности тех или иных наших предложений можно только постепенно и только на деле. Чтобы несколько уменьшить опасения о недоступной сложности предлагаемого подхода и показать практическую картинку первых впечатлений людей, берущихся за новую методику освоения грамоты - мы воспользуемся докладом ростовского педагога Галины Михайловны Бревде. Этот доклад был прочитан на педагогическом совещании в Новочеркасске ещё в июне 1984 года. Мы приводим его не в качестве образца особых успехов - скорее наоборот. Ведь речь идёт о самом начале, первом опыте своей работы; причем вместо девяти месяцев учебного года воспитателям было предоставлено всего шесть, а самому этому рассказу уже больше пятнадцати лет. Но характер переживаний, впечатлений и поисков педагогов, берущихся за новое дело, вряд ли переменился за этот срок.

Главное открытие: они все знают!

 
В нашем детском саду по экспериментальной программе обучения детей грамоте в прошедшем учебном году работало две группы: старшая и подготовительная. Как в народе говорят: «Не было бы счастья, так несчастье помогло», так и у нас вышло. В связи с затянувшимся ремонтом детского сада до декабря месяца не могли приступить к работе. А в семинарах-практикумах принимали участие и в мае, и в октябре 1983 года. Мы заинтересовались методом и решили попробовать заниматься так и со старшими детьми. Отказаться никогда не поздно. К нашей радости материал в старшей группе пошел легко, так как до этого мы побывали на занятиях с детьми подготовительной группы и учли ошибки.
 
Попробую рассказать про открытия, происходившие во время освоения некоторых этапов этой методики, а также о тех трудностях, с которыми мы столкнулись.
 
Прежде чем начать работу с детьми, мы ввели в курс дела родителей детей этих групп и заручились их поддержкой и помощью. Сколько поплакали над письмом их первые дети в начальной школе, родители хорошо помнили. Они одобрительно кивали нам, хотя не могли поверить, что их дети могут полюбить письмо. Мы же убеждали, что главное надо знать, как их учить - совсем не так, как школьников. Их нужно учить, поражая, восхищая, удивляя, давая выход их бурным желаниям, чтобы они хотели писать, любили письмо. Человек обычно охотнее берется за то, что ему удается. Когда он начинает понимать, что многое может и определенно знает, как этого достичь, то становится увереннее. Уверенные люди чаще всего - счастливые люди.
 
Стараясь объяснить родителям направленность методики обучения письму, мы сами становились убежденнее и серьёзнее стали осознавать свою миссию воспитателей шестилеток. Дети, обучающиеся так, вырастут значительно счастливее, сумеют сделать больше, чем те, которые учились со слезами на глазах. Песталоцци указывал, то воспитатель должен «стать привратником на пороге детских занятий». Понимая, что насильственное усвоение детьми знаний деформирует личность ребёнка, можно определить миссию воспитателя - привратника на пороге человеческого счастья.
 
Такой разговор с родителями оказался успешным; родители серьёзно отнеслись к посещению детьми всех мероприятий детского сада и оказали помощь в укреплении учебных досок, подпиливании двухместных столов для класса. У нас появились ручки, фломастеры, чернильницы, бумага, рисованные пособия, печатный материал, конверты для хранения детских работ и другие полезные вещи.
 
Следовало продумать, как обойтись без перегрузок, как сбалансировать умственную и физическую нагрузку детей. Специфика детского сада (дети здесь не только учатся, но живут в течение всего дня) позволила сделать это. Мы ставили занятия по письму то в утренние часы, то во второй половине дня. Утром обязательно проводили одно из занятий подвижного характера (музыкальное или физкультурное), а во вторую половину дня давали физические упражнения в течение 10-15 минут после сна, сопровождая обтирание влажной рукавичкой. На вечерней прогулке организовывали «тропу здоровья» ещё 5-10 минут физических упражнений (в зависимости от предшествующей нагрузки и погодных условий), переходящих в подвижную игру с правилами. Итого во вторую половину дня получалось 20-30 минут активных движений с детьми старшей и подготовительной групп.
 
Затем нужно было найти место занятиям по письму в режиме дня детского сада. Определить сетку занятий в подготовительной группе помогла программа, в которой указывалось, что на обучение письму отводится три занятия в неделю, а на чтение - два. Специально чтением мы не занимались, поэтому у нас занятия письму проходили ежедневно (одно занятие утром или во второй половине дня по 20-35 минут, в зависимости от того, как дети воспринимали материал).
 
В старшей группе мы также занимались ежедневно, но только для того, чтобы «не забыть тему». Занимались 3 раза в неделю вне занятий, всего по 5 минут (утром и вечером) и 2 раза в неделю (вторник и среду) утром на занятии длительностью по 20-25 минут. Тогда 2 дня в пятидневную неделю в этой группе проводили по 3 занятия.
 
Разобравшись в этих вопросах, приступили к работе. Начали робко, буквально зажмурившись: глаза боятся, а руки делают. Вот тут и началось прозрение.
 
Многое из того, над чем мы долго бились, не понимали, как это может получиться, дети осваивали легко и схватывали очень быстро. Раньше я преподавала в детском саду, и помню, как долго мы учили детей отличать звук от буквы, гласную от согласной. Мы объясняли детям, что гласные - это те звуки, которые произносятся голосом; они не встречают преград во рту, их можно тянуть. А дети тянули и звуки «м, с, ш», путали их с гласными и не понимали, что значит преграда звуку, когда от него чувствуется струя воздуха (в их понимании он не имел преград). Мы говорили: «Гласные те, которые можно петь», а потом их называли.
 
А тут начали с того, что дали образ детям, нужный им по природе их мышления и поэтому очень понятный. Сказали просто: «Буквы, которые находятся вверху полосы называются гласными, а те, что внизу полосы - согласными». Предложили вначале запомнить гласные - те, что вверху полосы. Их мало и звучат они красиво, как звуки музыки. И тут же, как только разговор заходил о гласной, раз она вверху полосы, мы на ней пели песенки, чтобы убедиться, как она красиво звучит! Ребята легко все их запомнили.
 
Затем, рассматривая буквы в аквариуме, сравнили имена букв. У гласных имя состоит из одного звука, а у согласных из двух (согласные - с гласной). Один звук из названия имени буквы - гласный; выяснили какой, относя его верху полосы, и потом, сравнивая имена букв, догадались, что гласный звук может быть в начале (эр, эл) или в конце имен разных букв (ча, ша). Теперь дети не путали звук и букву. Да, как нам показалось, мы нашли ещё удачный образ. С.М. Волконский говорил: «Гласные - река речи, согласные - её берега». Вот мы и объяснили детям, почему так говорят: «Гласные поются красиво, ещё говорят «льются, текут как вода в речке», а согласные произносятся твердо, коротко, как бережок держат речку. Письма «Незнайки» в тот момент у нас не было и мы, минув его, объяснили детям на пальцах, как можно условно обозначить гласные и согласные и научиться писать, что хочешь, мудреными уголками. Начали, по желанию ребят, писать ими буквы, а потом перешли к словам: на, да, ну, а. Дети возразили: «А» - не слово!». Но мы использовали этот звук в разных интонациях: а... а? а!, - и ребята поняли, что есть маленькие слова. Потом на прогулке поиграли в длинные и короткие слова, и дети освоили и термин «слово».
 
Но учиться читать ребятам стало интересно тогда, когда мы освоили главную для нас трудность. Ведь взрослый человек устроен так, что все на веру не принимает. И мы до работы с детьми не могли принять, но хотели. По методу обучения письму, предложенному Шулешко, к ребёнку шести лет нужно подходить с меркой - «он все знает». А мы должны обнаружить эти знания, помочь осознать их, уточнить и дополнить.
 
Нет, мы долго не могли с этим согласиться: «Ну, как это он все знает!» Мы привыкли его всему учить и вдруг - «он все знает». Евгений Евгеньевич разъяснял нам: «Ну, он же уже шесть лет живёт среди знающих, а уши и глаза у него нараспашку. Вы что, не слышали, что нет ничего внимательнее детских глаз. У него за плечами сфотографированная за шесть лет жизнь семьи и окружающих».
 
- Но грамоты то он не знает? - настаивали мы.
- Ну почему не знает? Не осознает, что знает. Грамота - это что? Новая степень освоения речи. Письмо - это говорение и рука сливаются в одном потоке, чтение - это думать о том, что написано. Так, что он из этого ничего не знает, не умеет?!
- Но ведь это можно производить, когда знаешь буквы, - сопротивлялись мы. И слышали в ответ: «А он что, букв никогда не видел? Мимо афиши не проходил? В книги не заглядывал? Не видел, как кто-то пишет и ничего об этом не спрашивал? Он же ребёнок и живёт в нашей грамотной стране.
 
Трудно было поверить, ведь долгие годы мы относились к ребёнку по-другому. А тут ещё натолкнулись на признание Л.Н.Толстого: «Все, что я знаю, я узнал до 5 лет, а потом всю жизнь переосмысливал это.» Ну, что ж, и ему не верить?!
 
Приступили к работе с «Аквариумом» с намерением спрашивать детей, ничего не подсказывать, дать возможность догадаться.
В первый день дети не обратили внимание на буквы, был общий разговор. А так тянуло рассказать про буквы, но удержались. Рассматривали и беседовали, сравнивали с домашними аквариумами: «Какие рыбки здесь? А в вашем аквариуме есть такие? А что ещё есть в нем? Где расположено? Как в нашем аквариуме или по-другому (вверху, справа, слева, внизу, посередине).
 
Предложили рассмотреть свой аквариум дома, что в нем не как у нас, провоцировали ребёнка.
На следующий день продолжили этот разговор и предложили сравнивать его с нашим групповым аквариумом. Спрашиваем:
- Чего в нашем аквариуме нет?
Отвечают:
- Вот этого.
На раковину с жемчужиной показывают и тут же спрашивают:
- А что это в ней такое?
 
Рассказываем о жемчужине, что она, как камушек, в брелках и бусах. Но только камешки живые не бывают, им все равно холодно или тепло, темно или солнышко, а жемчужинка тепло и солнышко любит, без них она умирает, становится тусклой и желтой. Просят ещё что-нибудь рассказать, но надо садиться завтракать. После они вспоминают: «Давайте аквариум смотреть». Соглашаемся и продолжаем разговор:
 
- Что в нём не как в нашем, настоящем?
- Буквы есть, а в нашем нет, - спокойно отвечают.
Слушаем с замиранием сердца: «Буквы есть…», - а мы думали, они их не замечают. И завязался разговор в нужном русле. Теперь уже было, о чем спросить:
- Какие буквы?
- Да вот эти! - показывают.
- А откуда ты знаешь, что это буквы?
- А кто ещё знает, что это буквы?
- А какие ты знаешь буквы?
- А кто ещё знает, какая вот это буква?
 
Нашлись знатоки и немало. А потом возник вопрос, которому очень обрадовались и именно он подсказал нам интересную мотивировку дальнейшего учения. Дети спросили: «А кто это сюда буквы бросил?»
 
- Волшебник бросил, - ответил воспитатель.
И пошло.
- Какой волшебник?
- Добрый и мудрый волшебник. Имени своего не назвал.
- А зачем бросил?
- Он сказал, что если дети запомнят, где живут буквы, запомнят их адрес, да ещё научатся водить их друг к другу в гости, то быстро научатся читать, много нового узнают.
 
Буквы в таблице «Аквариум» могут быть съёмными. До этого дети повторили домашние адреса и правильно (а не только улицу и дом называя) рассматривали карту Ростовской области.
 
- У буквы, как и у вас, есть адрес, где она живет», - объясняли им.
- Кто хочет узнать адрес какой-нибудь буквы?
Поднялось много рук. Считаем. Все хотят знать. Как хорошо!
- Только волшебник сказал, чтобы я вам не подсказывала, а вы сами догадались, как адрес буквы назвать.
- Кого выбираем называть адрес?
- А можно я выберу? - Выбрала Аню. - А думать про буквин адрес будем все вместе.
- Первые слова какие в адресе?
- Ростовская область, - говорит девочка.
- А у буквы вместо области будет: аквариум (затем на малых таблицах будет картинка «Ночь» или «Паруса»...).
- А дальше, что в Анином адресе?
- Город Ростов-на-Дону.
- А у буквы вместо города будет выше полосы или ниже полосы (одни буквы будто в городе живут, другие - в селе).
 
Подобным рассуждением мы дошли: «Улица - это у буквы место расположения в таблице-аквариуме - справа, слева, вверху. А квартира - это её положение в группе букв или, как мы говорили, в компании, вверху группы, внизу, 2 сверху и т.д. А в дальнейшем мы связали их цветом цифр и расположением под ними или над ними.
После того, как дети научились называть адреса всех букв (они уже буквы выучили), воспитатель исполнила обещание:- Давайте проверим, научились ли мы читать, как обещал волшебник. Наверное, научились. Я буду писать, а вы читайте.
 
- Нет, мы не умеем, - говорят дети.
- Умеете, - подбадривает воспитатель, - волшебники не обманывают. Вы же все буквы знаете. Значит я их пишу, а вы их смело говорите, только вместе. Я пишу, а вы говорите, от моей руки не отставайте.
 
Воспитатель пишет: «Ах!», а дети читают.
 
- Ах, - говорит воспитатель, - какие умные дети.
 
Затем она пишет «ох» и потом проговаривает: «Ох, они могли ошибиться, но не ошиблись». Затем: «Ура». И восклицает: «Ура! Они все читают! Волшебник говорил правду.» И подзадоривает: «А потруднее можете?» - «Можем!» - отвечают дети. «Ну, смотрите, от моей руки не отставать!»
 
«Утка», «Улитка», - звучат детские голоса.
 
Итак, мы убедились, дети много знают, обязательно нужно их спрашивать, а не давать готовые знания. Нужно как бы извлечь из них знание, дать осознать, уточнить, дополнить, поднять новую высоту знания, дать почувствовать наслаждение от мышления, а не только работать с их памятью.
 
Так мы прочувствовали ключевое положение методики: «Ребёнок все знает!»
 
Вторым пунктом наших усилий было: найти правильную позицию в обучении письму, учитывая такие качества старшего дошкольника, как ранимость, болезненность реакций на замечание; желание соперничать с товарищами, доброжелательность.
 
В методике сказано, что учить нужно доброжелательно, осторожно. Ребёнок должен понять: ошибаться не стыдно, за ошибку не судят, её можно исправить и самому. Учить письму нужно, опираясь на желания ребят не нарочито, а как бы импровизированно, весело и легко.
 
Приблизиться к этой кажущейся лёгкости в работе с детьми, к импровизации, нам помогло то, что мы сделали фотозапись пяти занятий, проводимых Евгением Евгениевичем картинок-образов (так он их назвал), которые прикладываются к любой изучаемой теме по письму. Мы обсуждали у себя в детском саду эти «картинки». В них нет лишних слов, все слова сказаны с учетом детской природы, именно такие, какие понятны детям, без таких это место методики «не пойдет». По каждой теме мы выписали себе такие слова и составили несколько правил действий, которые необходимо соблюдать учителю и ученику. С помощью методики изобразительной деятельности мы освоили со старшими детьми сенсорные эталоны и увидели, что эти знания помогли ребятам скорее понять устройство той или иной конструкции рисунка, лепной фигурки, созданию её.
 
Ещё мы учились оценивать знания ребёнка и его ошибки. Ведь он мыслил, он решался высказать свои мысли публично. Это очень важно. «Рома хотел сказать правильно. Он думал, но сейчас не получилось», - говорит воспитатель, доброжелательно улыбаясь ребёнку или кладя руку на его ручку, гладя или потрепывая по голове (Ох, как мы к этому не привыкли, как хотелось сказать сразу: «Ты не думал! Неправильно! Кто скажет правильно?».)
 
Потом учились ошибаться сами в тех местах, где нужно ребят научить. К примеру, дети диктуют слово: «шина», - а мы пишем его через «ы». Все дружно протестуют: «Неправильно, надо «и» писать, «ш» и «ы» друг друга не любят, рядом никогда не стоят!». Мы радостно соглашались. Учились просить у ребят разрешения написать то или иное слово. Мы же привыкли довлеть над ними своим авторитетом: «Я напишу, а вы запомните!» А теперь выходило: «А можно я напишу, а вы скажете, верно ли вышло?». Это совсем другое дело. Их разрешение позволяло нам войти в их детскую компанию, уравнивало нас с ними в желании и возможностях, и тогда они свободнее шли на высказывание своих мнений, становились смелее, увереннее.
 
Этим нюансам обучения мы уделяли внимание, анализируя проходившее в нашем детском саду занятие по письму и сравнивая их с фотозаписью занятий, проводимых Евгением Евгеньевичем. Долго мы не могли понять, как важно персонализировать сказанное, то есть назвать источник разговора в обучении письму. Не могли постичь, как это: «Письмо начинается с голоса».
 
В старшей группе работа с рукой и голосом начала получаться. Вчера вы это видели: ребята, начиная действовать мелом, тут же начинали говорить. А ведь это секрет письма, его начало: рука и голос совпадают, говорение и рука совпали - это уже суть письма. Начали мы это с того, что предложили детям сближать ладошки, стоя друг против друга и произнося слова «уже, уже» - или - «шире, шире». Главное, чтобы совпали два ребячьи голоса и ритм их движений. Как это получилось? Мы учили детей работать вместе, так, чтобы действия одного ребёнка мелом на доске («дорога») и голос другого («строю, строю») совпадали во время работы.
 
Мы ещё несмело проводим коллективное обучение детей, есть и другие неосвоенные проблемы. Но появилась уверенность, что мы их преодолеем. Сила этого метода обучения в замечательно задуманной системе, которая пробуждает эмоциональную жизнь, свойственную природе ребёнка, и через неё вводит в царство мысли.
 
Мы закончили год тем, что отчитались перед родителями в старшей и подготовительной группах по выполнению программы воспитания детского сада. Провели итоговые занятия по физкультуре, математике и письму, сделали контрольный опрос по развитию речи и ознакомлению с окружающим мира. Результаты работы в этих группах оказались хорошими. Письмом мы занимались вместо 9 месяцев - 6 месяцев. При этом старшие дети освоили 100 знаков, 33 буквы, 33 цифровых обозначения, и многие читают печатный текст. Подготовительные все (кроме Жени Р.) читают печатный текст и рукописный с руки воспитателя, умеют записать значками слова в 3-4 слога. Старшие дети свободно делают звуковой анализ 2-3-х сложных слов, рисуют строку, находят и отмечают её середину. Голос и рука у них спарены. Подготовительные ещё рисуют квадрат и находят его середину. Старшие пишут в строке росчерк «колесо», подготовительные - «волна», «петлю», «с горки на горку»; приблизились к освоению детьми позы пишущего, во время письма локоть у многих ребят не прижат. Из старших 10 человек набирают петли на спицы и все запускают волчок с одного раза, значит пальцы становятся легче.
 
В заключении хочется вспомнить слова А.С.Макаренко: «Сделать человека счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно.» Давайте постараемся воспитывать ребят счастливыми.
 
Галина Бревде,
г. Ростов-на-Дону, июнь 1984 г.
 
Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?