Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 2.3. ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
  2. Законы темпоритма
  3. Читатели-наблюдатели
  4. «Оречевление» рук. Уголки
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

2.3. ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

Законы темпоритма

Взрослый может научить записывать с чужого голоса. Но тогда и рука станет чужой. Ни заинтересованности в речевом высказывании, ни желания сочинять не возникнет. Поэтому начинающего нельзя не учить доверию руке. Вместе с тем нельзя под руку выражать сомнение в возможностях начинающего говорить, видеть, слушать, двигаться.
 
Начинающих нельзя ограничивать практикой выписывания, дописывания и приписывания буквы. Нельзя сводить письмо к обозначению виденного и прописыванию заданного буквосочетания. Им надо понять смысл дела - предусмотреть то, что теперь надо изменить, пока рука пишет. Мы полагаем, что для этого темп движений руки и темп говорения надо синхронизировать через слух и взор.
 
Отсюда мы можем кратко определить, каков предмет письма и чтения для начинающих их освоение как общекультурной привычки. Он заключается в согласовании темпов чтения и письма, письма и говорения на слоговом уровне выражения речи. Воспитывая доверие к руке, пишущей по слуху, и доверие глазу, охватывающему все поле чтения (а не часть слова), возможно добиться безошибочного письма и уверенного чтения для каждого.
 
*  *  *
Особое внимание следует обратить на согласование речи и движений во времени.
Освоение графических движений начинающими невозможно без сопровождения речью. У детей есть опыт сопоставления речевых высказываний по ритму и темпу, есть опыт сопоставления голосового и двигательного поведения во время танца и пения. Теперь надо известные им ритмы соотнести с динамикой движения рук, задать рукам иные темпы. Уровень желательной координации ручных движений, слуха и взора представлен в определенных графических образах росчерков и узоров. Их воспроизведение является в то же время и передачей этих образов другому лицу, воспринимающему динамику их появления. Однако активно воспринять это лицо способно или темп, или ритм. А точнее, или ритм при сохранении темпа, или темп при сохранении ритма. Одно из условий остается как бы неизменным, а второе активно воспринимается.
 
Именно это требует отказа от позиции только зрителя и принятия образа действующего лица - слушателя. Ребёнок берет на себя роль того, кто задает ритм при воспроизведении графического образа и предоставляет своему партнеру возможность воспринять темповую характеристику своих движений, которую тот улавливает, воспроизводя сам темп речевого сопровождения. Ситуация совместного воссоздания графического образа становится выразительным и неповторимым фактом их жизнедеятельности. Но в рассказе об этом дети могут и не выделить сам факт совместных действий, если не намеревались добиться признания со стороны других детей.
 
Целью воспитателя является как раз обмен опытом совместной работы для поддержания общего внимания к этим особенностям ручных движений. Поэтому он должен обеспечить обсуждение детьми идеи согласованности их действий по темпу-ритму. Он достигает своей цели, образуя рабочую группу из трех человек, где двое работают, а третий её участник молча наблюдает за действиями товарищей и создает своё мнение о согласованности, содружественности их действий, которое он затем подтверждает указаниями на результат их действий. В этом деловом разговоре выясняются главные критерии ручной записи - размерность, четкость формы, сохранность ритмического облика, а также возможности каждого писать для других, готовность продолжить избранное занятие.
 
В групповой работе преодолевается нерешительность начинающего новое дело. Часть этой работы он сможет воспроизвести на настольной доске, вводя поправки в работу товарища как бы с позиции напарника. Эта позиция оформляется через коллективный просмотр работ на настольных досках. Общий разговор по ходу просмотра позволяет взглянуть по-новому на результат и найти места для частичной переделки. Возникает представление о поправке, которое оформляется в рассказе о приметах хорошей работы. Возможно и взаимное приглашение к обсуждению и поправке работы.
 
Такой способ признания целесообразности проделанных усилий обеспечивает перенос одобренных детьми результатов с настольной доски на бумагу. Смена пишущего инструмента не влияет отрицательно на итоги работы. Вместе с тем возникает ситуация, когда поправку надо делать на ходу, если первая проба в чем-то не удалась. Ритмизуя речью свои движения, решительно орудуя инструментом, повторяя и переповторяя запись, а потом обсуждая работы товарищей, каждый ребёнок убедится в достаточной крепости своего умения. Теперь он заслуженно может назваться пишущим. Обмен опытом записи разных букв показывает справедливость этого признания. Возникает условие для смены фломастера на перо, чтобы освоить опыт темпа написания букв в тетради при сохранении наработанных ритмических движений.
 
Воспитатель хорошо знает детей своей группы и как рассказчиков, и как сотоварищей, и как усердных работников. Он может предложить детям составить группу для общей работы у настенной доски. Образуются 4-6 рабочих групп, которые выполняют предложенное задание. В группе из пяти-шести человек кто-то решится действовать первым, а кто-то вторым. Вместе они придумают речевое сопровождение для воспроизведения предложенного графического образа. Кто-то более инициативный без принуждения возьмет на себя роль хранителя темпа (роль говорящего), другой - роль демонстратора ритма (роль пишущего), а остальные окажутся в роли заинтересованных наблюдателей и будущих рассказчиков. После 10 минут совместной работы дети смогут определить удачливого, который покажет, как делается нужный рисунок.
 
Другие группы детей покажут аналогичную работу, то есть согласование темпа и ритма, но представляя её в другом графическом образе (другой росчерк). Такой организацией занятия воспитатель введет в практику разные варианты выполнения заданий. В обсуждениях детей будут запечатлеваться варианты реализации предполагаемых решений и существенные черты выполняемых действий: четкость и громкость речи, уверенность и ритмичность движений, уместность и правильность оценок умелости детей и т. д. В этих рассказах детей складывается стиль их будущего отчета о собственных действиях.
 

Читатели-наблюдатели

Обратим внимание на исходные показатели темпа работы начинающих овладевать грамотой.
Взрослый может записывать письменными буквами на доске текст со скоростью не меньше, чем слог в 3 буквы за три секунды. При такой быстроте записи на доске начинающие читать дети могут прочесть её хором напевно, узнавая облики слогов. Каждый ребёнок при этом может различать на фоне общего темпа узнавания свою собственную быстроту узнавания записи по слогам. Не делая больших пауз, взрослый может записать 5-4 слов (или 8-10 слогов) за минуту. Увеличения объёма прочтенного текста в два раза - две строки по 4-5 слов (около 25 слогов) - можно достичь за счет укорочения пауз между произнесенными слогами. Читать всей группой хором с такой скоростью вначале трудно. Поэтому наращивать скорость чтения - узнавания записываемых педагогом на доске рукописных слов по слогам - целесообразно маленькими группами по 2-3 ребёнка. Для этого двоим-троим надо идти вдоль записи на доске и читать в один голос. Налаживается взаимозависимость между объёмом читаемого (в единицу времени) и упорядоченностью дыхания чтецов. Голоса становятся увереннее.
 
Изменение темпа чтения до полутора секунд на слог, что равно 45 слогам (или 20 словам) в минуту, происходит в процессе особой работы, которую называют стиранием записи под речь. Все слова записываются в строку специальными условными слоговыми значками, образующими одну изломанную линию. Запись слоговыми условными значками строится на строке слева направо, как обычная рукописная запись. Слоговые значки состоят из коротких отрезков прямых, идущих под углом к линии строки. Высота такой наклонной линии - полстроки, но запись слога может захватывать и всю строку, когда в слоге есть сочетание нескольких согласных подряд. Две наклонные линии, продолжающие друг друга, идущие от нижней линии строки под углом в 30 градусов вверх, показывают пару гласных звуков - «ою», а изломанная линия, идущая сверху к нижней линии строки под углом в 60 градусов и состоящая из трех коротких отрезков - наклонная до середины строки, горизонтальная вправо до серединной линии строки и наклонная к нижней линии строки, - показывает три согласных звука «стр». Два согласных звука записываются как пара идущих с изломом вниз линий; один - как одна линия с наклоном влево. Комбинации линий создают слоги, а слоги в строке описывают слово. Слово произносится по слогам во время стирания, и движение стирающей значки руки, как бы обводящее их, совпадает с произнесением слова по ритму. Каждый слог в 2-3 звука стирается за полторы секунды. Слово «строю» проговаривается и стирается за 3 секунды, не более 4 секунд.
 
Чтобы достичь темпа чтения один слог в секунду (в среднем 30 слов в минуту), надо уметь прочитывать не менее трех слогов без паузы (трехсложное слово) и читать три таких слова подряд. Вместе с тем, надо верить в свою способность читать появляющиеся рукописные тексты и в свою самостоятельность при выборе читаемого. Эти условия реализуются: в чтении печатного и рукописного набора слов; в чтении вдвоем с приятелем записок (которые пишут специально для занятия ближайшие родственники ребёнка); в вычитывании слова из текста на настенной доске; в самостоятельном - по собственному желанию - выходе к доске для собственноручного подписывания под словом его слогового состава с помощью слоговых значков-«уголков» и стирания таких записей в быстром темпе с громким прочтением. В результате такой работы каждый ребёнок обнаруживает, что его не сдерживает пробел между словами и что ему доступны любые словосочетания. Ребёнок переходит на построчное чтение. Поэтому удовольствие от чтения он получает при прочтении стихов и подписей под рисунками.
 
Поскольку чтец научается наблюдать за действиями других чтецов, «описывать» их словами (и, значит, осознавать их особенности), постольку он овладевает управлением, регулированием темпа своего собственного чтения. Сохраняя темп неторопливой и четкой по смыслу, утверждающей смысл речи, ребёнок подстраивается к тому, кто читает, и тем самым укрепляет привычку читать построчно, со смысловыми паузами между словосочетаниями. Произнося слова, он читает, а читая, слышит произнесенное им же. Это укрепляет в нем веру в то, что его слушают окружающие, несмотря на то, что он на них не смотрит. Последующие оценки товарищей показывают чтецу правдоподобность его предположения.
 
В это время у него нет устойчивого желания читать только для себя, ради собственного интереса. Ему легче читать попеременно с товарищами, чтобы они слышали его чтение и чтобы самому слышать чтение других детей.
 
Чтение печатного текста и осознание объёма прочитанного за определенное время формирует у чтецов представление об уровне их умелости в чтении, о том, что они не обманут ожидания своих слушателей. Поэтому детям не хочется читать без слушателей и они всегда готовы быть слушателями. При смене ролей осваивается темп прослушивания, определенный темп принимается за нормальный и он не воспринимается как противоречащий темпу чтения. Возникает понимание того, что темп, кажущийся быстрым, когда читаешь сам, «выглядит» как неторопливый для слушателя. Эта сторона восприятия речи и есть формирующийся темп прослушивания пишущим собственной речи, состоящей из знакомых по начертанию слов. Воспроизводя этот темп, пишущий слышит речь по слогам. Это и будет темп его собственноручной записи собственной речи.
 
Итак, мы знаем, что за секунду прочитывается слог примерно в 3 буквы. Если буква записывается за 2-3 секунды, то запись слога займет 8-9 секунд. Значит, должно быть сформировано умение устойчиво работать пальцами в течение такого времени и привычка к такому рабочему усилию. Проговаривание должно стать напевным, чтобы держать слог на слуху те же 9 секунд, чтобы запись была синхронна с проговариванием. Таковы условия задачи по выполнению собственноручной записи своей речи.
 
Чужое можно переписать буква за буквой, своё нужно написать по слогам. Первой собственной записью может стать своё имя, а затем фамилия. Не надо долго объяснять, что такое «подписаться, расписаться». Это делают все грамотные люди. И ребёнок согласен трудиться над своей подписью. Впервые в её выполнении набирается нужный темп работы - из-за того, что ребёнок верит в точность её выполнения и доверяет своему представлению о результате работы. Потом будут выбраны для записи и другие слова. Пишущий в то же время станет и слушающим и говорящим.
 
Способность произвольно порождать и воспринимать в собственном речевом потоке такую его единицу, какой является слог, осуществляется в результате совпадения составляющих этот акт речи голосовых, зрительных, слуховых и ручных движений и впечатлений. Такое многообразное совпадение возможно, если дети видят текст расписанной по слогам известной им попевки (под её ритмическим рисунком) и поют её. Дети могут уловить взглядом момент пропевания каждой следующей части (слога) попевки и убедиться в верности своего впечатления, взяв в руку слоговой значок избранного слога попевки.
 
Восприятие слога в интонированной речи на уровне фразы (предложения), произносимой замедленно, доступно каждому ребёнку, если он хочет петь и помогать себе различными движениями руки. Это не труднее, чем танец с пением. Слова педагога, что в этом случае «поют по слогам», вполне уместны и понятны детям. Непринужденно и незаметно для себя в таком пении ребёнок становится «читающим» в определенном значении этого слова. В этом напевном чтении впервые возникает намерение, желание выбирать то число слогов, какое посильно для ребёнка. Это тот слоговой объём, который есть в попевках (распевках), или несколько меньший, но не менее трех-четырех слогов. Следовательно, объём чтения в 2-3 слога, которые составляют одно слово, ребёнок не сочтет слишком большим и непосильным, и тем самым он определит практически себя как чтеца-слоговика.
 
Доверие к руке, пишущей по слуху, впервые возникает при освоении записи слов слоговыми знаками. В такой записи фиксируется абсолютное совпадение по порядку произнесения и написания услышанных звуков как гласных и согласных. Затем доверие к руке укрепляется, когда дети сообща создают своё описание всех буквенных элементов и объединяют их в слоговое буквосочетание во время списывания со ступенчатой «лесенки» в одну строку. Здесь они обнаруживают разницу между основной частью буквы и её соединительным элементом. Записывая слог в строку, дети воспринимают его облик целостно и вскоре могут читать ступенчатую по-элементную запись, воображая буквы написанными.
 

«Оречевление» рук. Уголки

Стать пишущим - передающим слушателям и зрителям образ осмысленного действующего лица - дело вполне доступное ребёнку в возрасте шести с половиной лет. Смысл действия заключен в открытии тайны: в большом наборе букв надо выделить местоположение слогов и их связанность в слоговую цепочку.
 
Препятствовать раскрытию этой тайны может только неуверенность ребёнка в своем умении на взгляд определить состав слога по его внешнему виду. Это значит, что он с опасением, как бы не ошибиться, произносит слова, выражающие его впечатления о композиции слога, о месте в нем гласного и согласного звука.
 
Чтобы снять эти опасения, надо придать оценкам ребёнка выразительность, вплоть до графической, увязать слуховые, двигательные и голосовые представления. Если последовательности звуков создавать графическое оформление, то её надо сделать метрически определенной, передающей динамические оттенки, различия по продолжительности звучания согласных и гласных. Мы избрали для материального выражения звуков пальцы и левой, и правой руки.
 
Раздвинутые большой и указательный пальцы на левой символизируют слог типа согласный-гласный («но»), а на правой руке типа гласный-согласный («он»), чтобы и там и здесь гласный звук был отмечен указательным пальцем, а согласный звук - большим. Читаются эти слоги на раздвинутых углом пальцах слева направо. Тогда из двух вариантов можно составить третий - в 3 звука - наложением указательных пальцев. Можно создать и вариант с двумя согласными звуками вначале. Если зарисовать эти пальцевые композиции, то получатся разные образы слогов, в которых при одинаковом числе звуков по-разному сочетаются гласные и согласные в их последовательности слева направо. Могут быть два (пара) согласных и в конце слога, и в начале, и в середине. Может быть не один гласный, а два подряд, и это изменит вид записи «углами». В небольшой по ширине строке и «углы» станут «уголками». На взгляд они легко отличимы и уверенно прочитываются. Но возникает опасение, что число таких слогов-образов огромно, так же как многочисленно число буквенных наборов. Однако практика убеждает ребёнка, что слоговых типов не так уж много - всего 12-14. Чаще встречаются более короткие слоги в 1-2-3 звука. Другие встречаются реже - их 4 типа и в них по 5 звуков. Те слоги, в которых по 4 звука, делятся на две группы - с твердыми и мягкими знаками и без них. Поэтому надо лишь уметь считать от двух до пяти звуков в уме, чтобы сразу же начать поиск нужного образа из 3-4 известных вариантов.
 
Считать звуки в уме - это значит слышать их как особым образом произносимый слог, намеренно, осознанно сказанный слог. При сопоставлении, сравнении слогов применяются особые выражения, фиксирующие и место и качество слухового образа: «один согласный в конце, а два в начале, четвертый - гласный между ними», или «согласный со знаком мягкости и гласный в конце слога» и другие вариации. Таким образом мы оказались в зависимости от речевой подготовки детей не в чтении, а в счете. Если ребёнок отвечает на вопрос, сколько звуков в слове «три», словом «три», а затем отвечает, что в слове «два» три звука, а в слове «один» - 4 звука, то ясно, что со слухом у него все в порядке. Он станет пишущим и читающим, если не будет одинок, если его интерес к жизни на занятиях будет поддержан встречами с приятелями, товарищами, друзьями. Практически он будет учить себя так же, как будут учить себя и его близкие товарищи, его ровесники.
 
 
  
Страницы: « 1 ... 10 11 12 13 (14) 15 16 17 18 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?