Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, ПИСЬМУ И СЧЁТУ


Содержание:
  1. 2.2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ
    ОБРАЗ ГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА
  2. Приметы и привычки
  3. Перемены рабочих мест
  4. Последовательность в освоении рабочих поз
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

2.2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ
ОБРАЗ ГРАМОТНОГО ЧЕЛОВЕКА

Приметы и привычки

Поза пишущего - характерная примета грамотного человека. Скопировать её невозможно. Её надо воспитывать - формировать как совокупность привычек. В первую очередь - через привычку наблюдать за поведением другого человека ради повторения его манеры действий. При этом обнаружится и общее сходство в личностных психических качествах членов группы ровесников.
 
Образ грамот­ного человека складывается не по результатам, а по ходу деятельности ребёнка, по-новому воспринимающего своих товарищей, взрослых, самого себя. Он складывается в сознании детей на основе реальных встреч с теми, кто умеет рассказать о своих же­ланиях и намерениях, а также оценить свои усилия при выпол­нении этих намерений.
 
Ребёнок учится в окружении своих сверстников. Он не само­учка, а партнер, и его задача - дать повод напарнику войти в об­щую работу. Обращенность действий партнера именно к нему позволяет напарнику обнаруживать и затем показывать тот момент согласован­ности или несогласованности речи и движении, который только что возник в избранной ими ситуации. Это будет и ситуация считывания, и ситуация показа читаемого места, и ситуация выговаривания того момента речи, который записывается.
 
В образе пишущего органически слиты несколько качеств, из которых мы выделим четыре:
  • привычка к определенному объёму рабочих усилий;
  • доверие своим ручным действиям;
  • вслушивание в поток речи - активное восприятие её;
  • напевность, громкость и отчетливость порождаемой речи.
Этими качествами в потенциале обладает каждый ребёнок, но не каждый будет делать их предметом наблюдения для другого. Не каждый проявит одновременно все названные качества, без чего образ грамотного распадается и наблюдать нечего.
 
Задача состоит в том, чтобы все дети обнаружили эти качества у себя и ценили их, сохраняли, демонстрировали другим, чтобы другие могли действовать аналогично. Для этого надо лишь быть заинтересованным человеком на занятиях разного рода, в том числе и на занятиях речевых, и на занятиях по рисованию, и на музыкально-ритмических занятиях, где учат вслушиваться, и на трудовых занятиях и рукоделии. В этих занятиях чаще, чем в других, возникают ситуации, укрепляющие, сохраняющие, развивающие названные личностные качества.
 

Перемены рабочих мест

Рабочая поза пишущего обуславливается связностью движений при переходе от доски к столу, при смене мела на фломастер, при вкладывании перьевой ручки в послушные пальцы. Рабочим местом для него является настенная доска, на которой пишут не для себя, отводя руку так, чтобы другим было видно, и поворачивая голову так, чтобы видеть общий итог своих усилий.
 
Другое рабочее место - настольная индивидуальная подставка. Она рассчитана на три положения: для письма мелом, для письма фломастером и пером. Она полностью заменяет дефицитные столы с подъемной крышкой. Размещая её наискось перед собой, ребёнок создает тот же ракурс для глаз, что и у доски, и рабочее пространство для тела, для левой руки и для правой руки. Углы поворота для глаз и рук будут подобраны индивидуально. В такой обстановке возникает нужный разворот кисти (куполообразно, не на кулак) и пальцев, что позволяет писать с наклоном. Значительно облегчает освоение правильного уклада пальцев умение набирать петли на толстые спицы.
 
Единая слухо-зрительная основа письма представлена в необходимом объёме набором росчерков. Выписывая их ритмизованно на доске мелом, фломастером на бумаге или пером в тетради, начинающий добивается и стабильности рабочей позы и стабильности написаний.
 
Постоянно меняя рабочие инструменты, ребёнок улучшает координацию слуха, взора, голоса и движений, так как меняет и рабочие ритмы. Ритмичен набор петель на спицы. Ритмично исполняется каждый росчерк.
 
Особый ритм выучивается для записи строчных букв на кальке и заглавных букв. Это ритм чередования гласных и согласных: ИТУДА - на коротком речевом отрезке в пять, четыре и три звука. Пальцы вытягиваются, и линия идёт от горизонтали при звучании (вслух и шепотно) гласного. Пальцы втягиваются и двигают перо к горизонтали при звучании согласного. Тогда запись слога становится ритмично связанной и легко исполняемой.
 
Используя инструменты письма - мел, фломастер, перо - надо темп движений руки и темп говорения синхронизировать через слух и взор. Работу слуха, взгляда и руки тем легче скоординировать, чем крупнее движения человека. У ребёнка больше опыта нетемповой работы (рисования, еды), чем опыта удержания темпа своей речи, каковой складывается только в практике пения, сопровождаемого ритмичными танцевальными движениями. Кто не имеет такого опыта, тому исключительно трудно освоить рабочую позу пишущего.
 
Рабочая поза пишущего как координированная работа всех органов чувств не может сложиться стихийно. Поставить свою подпись, написать нечто собственноручно может тот, кто сознательно предусматривает изменения в направлении своего движения, продвигаясь по строке вправо. В этом суть рукописной записи.
 

Последовательность в освоении рабочих поз

Рабочие позы становятся разнообразнее, когда осуществляется смена инструмента - от мела к фломастеру, от фломастера к перьевой ручке. Так возникает сплав общепризнанного графического облика (узора, росчерка, буквы) с неповторимостью момента речи. Дети приобретают сноровку в ручных действиях, осваивая ряд необходимых умений в такой последовательности:
 
  1. Самостоятельно ориентироваться в назывании рук (правая - левая). Выбирать нужный разворот рук.
  2. Знать ориентацию движений к себе или от себя.
  3. От руки рисовать что-либо с формой квадрата.
  4. В зарисовке передавать детали изображения.
  5. Уметь восстановить вид цифры по условному звуковому ритмическому рисунку («та-ти-та» и т.п.), отображающему длительность и краткость рисующих движений.
  6. Подстраиваться под ритм движений напарника, вплоть до подмены его как ведущего.
  7. Повторять, садясь за стол, удобную позу, сложившуюся в работе на настольной подставке.
  8. В темпе сопровождающей речи прорисовывать известные росчерки.
  9. Исправлять у себя в работе неточности в графике линии только по просьбе товарища; стирать линии росчерка по следам его предыдущего начертания.
  10. Подписывать своё имя и первую букву фамилии.

 

Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 15 16 17 ... 79 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/247
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/247
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?