Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. Культура принадлежит народу. И детям тоже
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Культура принадлежит народу. И детям тоже

Теперь мы можем сформулировать наши главные убеждения.
 
Первое убеждение. Возможно организовать такую педагогическую практику, через которую все без исключения дети входят в культуру своего народа, и каждый из них получает тот уровень общей культуры, который определён данным сообществом. У каждого ребёнка сохраняются все человеческие качества, обуславливающие ход его нормального развития.
 
Второе убеждение. При этом каждый ребёнок сам находит время для проявления своей уверенности в овладении языком и для своей способности к риску обращения к другим. Каждый ребёнок открыт к нарождающейся ситуации общения настолько, что подхватывает её и тем самым организует её изнутри. Ситуации общения не регламентируются извне. Детская общность оказывается способной не только усваивать предлагаемые извне культурные ценности и отношения, но и инициативно порождает такие отношения в собственной жизни. Уже известно, какие изменения в подобном сообществе могут происходить через каждые 4 недели жизни «шестилеток».
 
Третье убеждение. Педагог как носитель литературной разговорной речи культивирует разные сферы использования языка, задавая особые цели и способы работы. Он обуславливает появление взаимосвязанных речевых ситуаций, в которых дети по-разному строят своё поведение. Каждой сфере соответствует свой выбор лексических средств.
 
Для порядка попробуем сказать то же самое более научным образом.
Проблемы изучения функциональной стороны языка широко обсуждаются в социолингвистике. Так, В.А.Авронин функциональную сторону языка рассматривает в трёх аспектах: как общественную среду носителей данного языка, как сферу использования языка и как практически осуществляемую говорящими языковую ситуацию. Факт взаимодействия разных - устной и письменной - форм существования языка им рассматривается как одно из определений языковой ситуации.
 
В соответствии с этим, период начального обучения родному языку можно рассматривать как особую языковую ситуацию, где формы организованного обучения воссоздают оптимальную среду использования языка.
 
Такой подход к языковой практике в образовании требует изменить способ предложения речевого материала. Прежде всего он предполагает широкое разнообразие в формах общения: общение одного-двух ребят со всей детским коллективом, групповое общение четырёх - пяти человек; парное общение и индивидуальные формы работы.
 
*  *  *
Итак, если мы с вами, вопреки навязываемым представлениям, способны допустить, что культура родного языка не есть нечто чуждое по отношению к детям, не то, что должно привноситься из-вне кем-то специфически образованным - тогда мы способны поверить и в то, что образцы культурных форм родного языка, разговорной литературной речи могут не только внушаться детям, но и порождаются естественным образом в самом общении между ними, в их взаимоотношениях.
 
А от взрослого в этом случае потребуется не стремление к утопическим целям «формирования базисов личностной культуры», а некоторые усилия, чтобы нормальные взаимоотношения в детском сообществе сложились успешно и обнадёживающе для всех. А освоение начал грамоты стало одной из предпочитаемых самими детьми сфер проявления активности.

 

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?