Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 4.4. ЭФФЕКТ ПОВТОРНОГО ХОДА
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.4. ЭФФЕКТ ПОВТОРНОГО ХОДА

На утверждение социо-культурной нормы ровесничества в нарождающемся поколении работает эффект ротации педагогов - повторного хода обучения детей.
 
В первый год главная трудность работы по-новому обычно обнаруживается в том, что многие педагоги не могут преодолеть себя и решиться на публичное обсуждение своей практики. Они отходят. Однако на второй год в работу включается обычно в полтора-два раза больше взрослых, чем в прошедшем. На третий год приходят те, кто общался с работавшими; число педагогов удваивается ещё раз. А возврат в первый класс или возврат к младшим (средним) дошкольникам резко меняет отношение к профессии.
 
Именно в такой период возвращения - ротации - человек утверждается в своём новом качестве как профессионал. Он убеждается в неповторимости детей, в невозможности повторить прошлую жизнь, в необходимости решать проблемы новых детей по-новому, не так, как с теми. И он обнаруживает в себе способность эти новые решения находить!
Происходит переход из экспериментальной ситуации (рискованной, героической) в нормальную, уверенную и как раз старые (позапрошлые) подходы кажутся теперь безответственным экспериментированием над собой и детьми.
 
*  *  *
Нашу программу саму по себе уже давно трудно назвать экспериментальной; на протяжении последних двадцати лет по ней воспитывались десятки тысяч детей; уже достаточно хорошо известны причины успеха и неуспеха в становлении новой практики. Но, конечно же, для каждой новой группы педагогов, берущихся переосмысливать свою профессиональную жизнь, освоение непривычных подходов становится личным экспериментом.
 
В экспериментальной деятельности (при передаче информации об опыте) её участники обезличиваются, усредняются, после неё надо восстановить своё профессиональное лицо. Именно восстановление профессионального лица педагогов и можно считать инновацией. Ведь инновация - это не сама по себе новая метода или манера, а органичное включение новшеств в круг привычной жизни; такое обновление существующих традиций, когда исчезает противопоставление старого-нового, хорошего-плохого, а возникает ощущение нормального, естественного, грамотного хода дел. Подобный общественно-признаваемый эффект обновления традиции возможен только при условии обмена опытом усилиями самих педагогов. (А с другой стороны - о чём уже говорилось - инновацией мы вправе считать общественное признание в глазах воспитателей нового, ровеснического облика поведения детей).
 
Потом наступает период адаптации уже нового лица в своём ближайшем окружении. Пройдя его, педагог оказывается перед выбором: имитировать свою причастность к инновации или испытывать себя повторно и ещё раз по-новому, сознательнее, чем в первой попытке. Это и есть путь осознанного профессионального (не в одиночку) самообразования педагогов без отрыва от детей, то есть не академически.
 
Как раз в это время возникает резкая критика посторонними Программы, всех сторон новой деятельности. Так педагоги-скептики, решающиеся осваивать только признанные новшества, проверяют их на прочность, чтобы сделать свои выбор. Они вплотную встречающиеся с убеждёнными практиками, объясняющими, что в их работе нет особого риска, если доверять детям. В то же время становятся благожелательными и завучи школ (начальных классов), которые обычно ориентируются на «среднего» учителя прошлого десятилетия. Между учителями и воспитателями детсадов, уже идущими по второму кругу, налаживаются дружеские отношения. Крепнет желание увидеть и себя со стороны, и своих детей в общении с другим педагогом. Происходит собственный выбор методических средств и их сознательное использование. Наряду с сознательным выбором обостряется и интуиция, способствующая верному распределению усилий детей и взрослых.
 
Обмен опытом происходит в гостевом доверительном стиле общения, взаимно доверительно, дуэтно. Образуется треугольник культурного обмена - те, кто учится жить (дети), те, кто познал что жить можно (те, кто живёт такой жизнью с детьми уже по второму кругу; кто выбрал повтор, самообразование) и те, кто узнаёт впервые, что можно жить по-другому (это их инновация), т.е. жить, работая без перегрузок, и, работая, жить во здравие.
 
Экспертные группы учителей и дошкольников координируют свои действия в регионе сами. Общий итог заключается в налаженной преемственности в работе детских садов и школ.
Второй результат - есть люди, противостоящие модному упрощенчеству в реализации Программы, сведению её к сумме технологических приёмов.
Третий результат - изменение позиции родителей. Они получают возможность выбора между новым и традиционным уже в детском саду, так как им известна перспектива успехов детей.
Теперь они склонны поддерживать становление новых отношений. (Разумеется, речь идёт не про мегаполисы, а про города сколько-нибудь соразмерных человеку масштабов).
Возможен и четвёртый результат - научное обсуждение складывающейся новой педагогической практики.
* * *
Новшества в образовании привыкли зачислять в «альтернативы». Но нам нужно не альтернативное, а нормальное образование. Нашим педагогам важно показать не то, что они могут жить не так, как все - а наоборот: что все так жить могут.
И мы не стремимся создавать иную образовательную систему в противовес государственной. Нам как раз очень нужна нормально работающая государственная система образования. Но не та, которая принимает педагогов за винтики в бюрократически заведённой машине, а та, что считает своим долгом надёжно обеспечивать их необходимым и поддерживает становление их профессионализма и сотрудничества.
 
Вряд ли в чём-либо налаживание творческого союза детей и взрослых может противоречить реальным государственным интересам (если не принимать за таковые амбиции конкретных чиновников). Но только подобный союз способен обеспечивать нормальное - то есть относящееся ко всем детям - выполнение любых здравых задач, предлагаемых государством начальному образованию.
 

 

Страницы: « 1 ... 44 45 46 47 (48) 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?