Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 4.3. КОГО К ЧЕМУ ГОТОВИТЬ:
    ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ИЛИ ШКОЛУ К ДЕТЯМ?
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.3. КОГО К ЧЕМУ ГОТОВИТЬ:
ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ИЛИ ШКОЛУ К ДЕТЯМ?

 
Жизнь и деятельность ребёнка в выпускной группе подготавливает его к школе. Готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс умений: сохранять по собственному желанию рабочую позу, входить в общий темп и ритм работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнёра по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.
 
Такая основа готовности к учению складывается на фоне повседневных занятий, в которых сохраняются общие для детей мотивировки поведения и появляются новые, стимулирующие деловые отношения детей друг к другу, поддерживающие интерес ребёнка к способам осуществления замысла, определяющие верное восприятие успехов и неудач в своих действиях и действиях товарищей.
 
Отсутствие же реальной преемственности и правильного понимания психологической готовности к школьному обучению ставит детей, поступающих в школу, в позицию виноватых. Их начинают тестировать, собеседовать, определять уровень интеллектуального развития. Всё это формирует синдром страха перед школой и, что не менее печально, ломает привычную манеру работы детских садов, которые преждевременно превращают дошкольников в школьников, отвлекая от естественного для них хода жизни в игре.
 
Наш вывод таков: «подготовкой к школе» детские сады не должны быть озабочены! Чем меньше у них будет тревог «подготовительных» и чем больше забот об организации нормального хода жизни детей - тем значительнее будут успехи воспитанников и их готовность к учёбе.
 
А вот школа к детям должна готовиться. Ведь известно, что суть преемственности - в усвоении теми, кто следует позже, опыта тех, кто шёл раньше. А не наоборот.
 
*  *  *
Истинное развитие личности может протекать только в свободной манере. В сложившейся практике начального образования самое сложное - изменить позицию педагога, вооружив его тем педагогическим мастерством, которое идёт от детей, а не от бумаг, составленных в виде конспектов, разработок и учебников. Учителю потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить её на манеру слушать и слышать детей, доверять им, помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. В противном случае детям остаётся только исполнительская функция, а при этом сложно говорить о творческом развитии.
 
Не решив этой задачи, мы не сможем что-то коренным образом изменить в учебном процессе. Но опыт её решения есть, хотя он и сложно входит в широкую практику школ. Ведь к оценке работы педагога подходят по старым меркам: порядок, отметки, все ли усвоили на уроке, что говорил учитель... Нам почему-то хочется, чтобы со всеми детьми случилось всё сразу, одновременно, положительно и именно в тот срок, который мы определим. Так не бывает. И это уж никак не может быть связано с развитием личности и тем более с понятием индивидуального развития её.
 
В чём нужно измениться учителю? Расписание может оставаться прежним, распределение «часов» - такое же. Учебный материал может идти обычный. Но важно, чтобы в работе с ним у детей была возможность выбора. Была возможность обсуждения. А у педагога было уважение к общему мнению, высказанному детьми. Главное требование преемственности в одном: перевернуть привычные школьные отношения между взрослым и группой детей. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Тогда дети будут бежать в школу.
 
Признание таких возможностей выдвигает соответствующие требования к администраторам и работникам методических служб: их невмешательство в роли контролёров в текущий ход учебного процесса, признание ими допустимости проверок «усвоения знаний и навыков» только за большие - годовые - периоды работы класса.
 
Приведём два фрагмента из рассказов учителей.

 

Страницы: « 1 ... 42 43 44 45 (46) 47 48 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?