Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. Опыт открытий и риск открытости
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Опыт открытий и риск открытости

Но открыться другому, отнестись к окружающим людям и к обстоятельствам своей жизни с доверием - всегда риск.
 
У детей от 5 до 10 лет довольно благодушное отношение к тому, что называют риском. То, что кажется взрослому недоступным и невыполнимым, для детей обычно оказывается посильным и довольно быстро достижимым успехом. Дети обычно чувствуют, когда и после каких стараний признают их успех.
 
Взрослые избегают чистого риска, но какой-то раз намерение рискнуть случается. Оно более свойственно педагогам-дошкольникам, ещё сохранившим ранее наработанный общекультурный уровень работы и не так запуганных школьной дидактикой. В детских садах проблема заключается не в переучивании воспитателей, а в возвращении им веры в себя. Воспитатели обнаруживают, что какие-то неведомые резервы научных премудростей им не нужны, у них исчезает стремление к регламентации, освобождая время, силы и разум для спокойной работы с детьми, спокойного поиска собственного педагогического стиля. То понимание системной целостности жизни, которое раньше ожидалось со стороны, ожидалось от каких-то программ, методик, открывается в самом себе, в собственном педагогическом и жизненном опыте.
 
Учителя более осторожны. В работе с ними мы не склонны рассчитывать на призывы к рискованным переменам. Они редко принимают новый стиль работы, пока в их класс не придёт группа детей из детского сада, где восстановлена нормальная жизнь.
Учительский интерес к новому делу чаще всего начинается с обнаружения непривычных возможностей детей: педагог работает как раньше, а дети успевают гораздо больше и идут ровнее. Разбираясь в причинах, наиболее любопытствующие учителя и сами осторожно пробуют возможности иного стиля обучения.
А вот когда возникает первое ощущение результатов нового подхода к делу - тогда возникает почва для обсуждений профессиональных проблем с коллегами, желание знакомиться со специальными методиками, пособиями, играми-занятиями.
 
Особенно не любят рисковать управленцы. Это понятно. Но наши обиды на администраторов от образования возникают не тогда, когда они не верят нам на слово и не торопятся поддержать (это нормально) - а когда после нескольких лет успешной работы в силу амбиций или безразличия предают дело, результаты которого уже видны и для всех очевидны.
Ведь форм предательства можно придумать достаточно. (Насылать на педагогов традиционных методистов с проверками. Не способствовать сохранению сложившихся в детских садах групп детей при их переходе в школу (зато поддерживать различные формы разделения детей «по способностям».) Отказываться признавать время гостевого обмена опытом рабочим временем - да и просто чинить ему препятствия. Поддерживать слухи о сложности и сомнительности нового подхода к делу. Настраивать учителей не на изучение опыта педагогов-дошкольников, а на самодостаточность и на высокомерно-назидательное отношение к детским садам... Список можно продолжить.)
 
Администратор от образования всегда находится перед искушением: принять на себя труд ответственного отношения к делу, поддерживать открытость и честность во взаимоотношениях внутри и вокруг педагогического мира - или вернуться к привычному стилю показухи, псевдонаучных регламентаций, укоренения принципа «разделяй и властвуй», дабы и дальше выступать начальником, а не помощником и защитником педагогических коллективов.
 
Можно сказать, что универсальный первый ход к нормализации педагогической жизни - относительно и детей, и учителей, и администраторов - состоит в том, чтобы по-новому увидеть свои возможности (или возможности своих детей - или своих педагогов - или своих образовательных учреждений.) А следом научиться переводить опыт личных открытий в риск общественной открытости.
 
И только многократная победа открытости, предсказуемости, доверительности - сначала между детьми, потом между детьми и взрослыми, потом между самими взрослыми, затем между педагогическими коллективами, школами и детскими садами, и, наконец, между родителями и образовательными учреждениями - обеспечивает сознательный педагогический выбор и воспитателей, и учителей, и родителей, и управленцев.

 

Страницы: « 1 ... 41 42 43 44 (45) 46 47 48 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?