Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. Об управляемости без управления
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Об управляемости без управления

Как ни парадоксально, но такое положение дел выгодно и для административного, и для научного ведомства. Выгода в том, что при существовании неуправляемого учебного процесса можно вечно его улучшать: где бы ни приложили усилия извне, там и стало лучшее. Вот и очередной передовой опыт. И научному сотруднику есть постоянная работа, ибо он-то всегда найдёт, что где и с чем сравнивать, дабы найти новые возможности «дальнейшего усовершенствования» школьных безобразий. Это ведь куда проще, чем налаживать нормальную и успешную для всех учебную жизнь.
 
Что мы имеем в виду под управляемым или неуправляемым учебным процессом? «Управляемый» означает для нас предсказуемый относительно возможностей каждого; ведь только ориентируясь на такой ход дела можно строить серьёзные расчёты, только ему можно подбирать надёжное обеспечение. Однако, из опыта нам хорошо известно, что возникает управляемый учебный процесс лишь тогда, когда педагог перестаёт управлять детьми, а администратор - педагогами.
 
С этой точки зрения, наша программа направлена на преодоление узкоуправленческого подхода к жизни детей до 10 лет: сведения интересов детей к сугубо образовательным, к интересам школьных учителей. До сих пор везде и во всём подмена заключается в придании авторитета управлению, а не организации условий нормальной жизни детей, приоритету технологии общения, а не общей культуре человеческих отношений. Подмена разнообразия жизненных интересов детей административным интересом взрослых должна быть сначала осознана работающими в детских садах, а затем - учителями. Тогда и возникает та преемственность, которая скрыта в соответствии неслучайных ожиданий детей ожиданиям взрослых.
 
Предоставление юридической самостоятельности детским садам, школам, местным органам самоуправления (по большому счёту, конечно, необходимое) приобрело и негативные последствия в виде их замыкания на собственных решениях и самоизоляции от окружающих. Система перестаёт быть открытой для перетока педагогического опыта между отдельными образовательными учреждениями. Процесс взаимодействия людей дробится, идёт регламентация деятельности уже не от органов управления, а изнутри.
 
Преодоление такой отрицательной тенденции возможно при объединении на добровольных началах нескольких детских садов для обмена опытом. Мерой открытости может считаться передача опыта педагогической работы между тремя-четырьмя детскими садами. Эта открытость внутри системы дошкольного воспитания должна быть дополнена во-вне открытостью - начальному школьному образованию. Через эту открытость становится возможным обнаружить педагогический потенциал той или иной группы детей.
 
С помощью гостевого обмена опытом педагоги определяют свою меру влияния на появление положительных результатов. Грамотность их суждений заключается в отказе от попыток отдать приоритет той или иной односторонней оценке. На этой основе может быть простроена модель развития системы педагогического образования в регионе. Она возникает как описание взаимодействия двух систем образования - дошкольного и школьного, которые одновременно переходят из состояния закрытого, консервативного («законсервированного») в состояние взаимооткрытости.

 

Страницы: « 1 ... 40 41 42 43 (44) 45 46 47 48 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?