Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 4.2. ОТКУДА БЕРЁТСЯ И ПОЧЕМУ ВЫГОДЕН
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БРАК?
  2. Закономерность школьных катастроф
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

4.2. ОТКУДА БЕРЁТСЯ И ПОЧЕМУ ВЫГОДЕН
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БРАК?

Закономерность школьных катастроф

Диалогичность в общении присуща детям от пяти до десяти лет. Они не только могут меняться ролями слушающего и говорящего, но и быть в роли наблюдающего собеседника (третьего лица). А когда общение сводят к передаче своевременной информации, то происходит массовый распад групповой активности; в первую очередь затормаживается речевая инициатива каждого члена группы.
 
Для всех детей, начинающих общую жизнь, первой заботой является установление слаженности/разлаженности контактов с окружающими их людьми. Вторая забота для каждого ребёнка - установление возможности найти действующую в данных обстоятельствах негласную меру посильности/непосильности приложения собственной инициативы. Третья забота - выбор сферы приложения сил для обнаружения личной удачливости/неудачливости (и закрепление её во мнении окружающих).
 
Неблагоприятные решения трёх забот приводят к тому, что у детей теперь больше страха, чем доверия, больше непризнанности, чем благодарности, больше самоограничения, чем самостоятельности. У них сложилось своё понятие о жизни в школе, и из школьных обстоятельств стала уходить жизнь. Возникает представление о предпочитаемых сферах активности, из которых чаще всего исключаются «школьные предметы» - чтение, счёт, письмо. Речь дифференцируется по степени инициативности вплоть до «выученной беспомощности» что-либо произнести. Такой разлад доводит до чисто физической потери интереса к жизни, то есть к вялости эмоционального тонуса детей в лучшем случае, а в худшем - к стрессовым состояниям и переходу в группу риска из группы здоровых детей.
 
Обучение письму - темпу, ритму, точности вообще стало проблемой выявления не только у учеников, но и у учителей способности научиться писать. Затормаживая речь, учитель тормозит и руку. Вялая рука рождает вялую речь и безжизненность слуха. Невслушивающийся не может быть в письме самостоятельным. Поэтому ему трудно думать и писать одновременно. Растягивание такого обучения письму на четыре года ничего не меняет в результатах.
 
Случайный характер образования группы учеников, осторожность детей, вызываемая новизной обстоятельств, а затем и неудачи в проявлении своих намерений делает общение детей безличным, формализованным. Стремление ребёнка поговорить, поделиться впечатлениями утром, когда он приходит в школу, пресекается учебными занятиями. На них он слышит инструктивную речь, которая для него не привлекательна. Речь детей сковывается самой ситуацией, их чувства закрепощаются.
 
Конечно, дети при неслучайном, особо личном отношении к ним взрослых вновь могут стать детьми вопреки такой заорганизованной обстановке. Можно сказать, что всё здравое и живое в начальных классах российских школ держится на давних культурных традициях учительства вопреки тем дидактическим рекомендациям и регламентациям, которые спускаются сверху.

 

Страницы: « 1 ... 38 39 40 41 (42) 43 44 45 46 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?