Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. «Чтоб не пропасть поодиночке...»
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

«Чтоб не пропасть поодиночке...»

Ещё не так давно полная многопоколенная семья была обычным явлением в нашей стране и во многом решала задачу воспроизводства культурных отношений между людьми. Но из-за её потери-распада ответственность за поддержание культуры человеческих отношений в значительной степени легла на школы и детские сады. Каждый детсад - это место встречи трёх поколений - детей разного возраста, родителей разного возраста и педагогов.
Но будучи административно замкнутыми, они не обнаруживают свою уникальную социальную природу. Для создания нормальных условий во взаимоотношениях поколений необходимо снять официальные оковы детских садов.
 
Чтобы педагоги смогли оказывать общественное влияние и взаимодействовать между собой, необходимо сделать детские сады открытыми друг для друга. Тогда будут складываться и новые оценки компетентности и новые представления о профессиональной грамотности и профессиональном мастерстве.
 
Дошкольная практика жизни даёт всем детям возможность успешного приспособления к разнообразным требованиям школы, если в школе находятся люди, признающие нажитый детьми опыт овладения образом грамотно действующего лица во всех видах деятельности и не тормозящие его свободное применение каждым ребёнком по-своему. Этот факт зафиксирован на опыте перехода из наших детских садов в школу в один учебный год и 30, и 100, и 300, и 500 детей. И сущность этого факта оставалась одинаковой в Красноярском крае, на Урале, в Эстонии, Киргизии, в Донбассе, в Карелии, в Латвии, в Казахстане, на Дону, в Подмосковье, в Приморье и ещё в двух десятках российских областей. А облик его воплощения, был, разумеется, особенный для каждого местности и каждого года.
 
В классах, укомплектованных детьми, подготовленными по-новому в детском саду, исчезла проблема трудности домашних заданий, проблема помощи отстающим, проблема перегрузки медлительных учеников. Годичные программы школы выполнялись безукоризненно и раньше обычных сроков, с первого класса учащиеся овладевали общим темпом работы. Отрицательных отклонений в состоянии детей не наблюдалось.
 
Так школа ставится в прямую зависимость не от семьи, а от детей, накопивших в дошкольном возрасте достаточный опыт общественной жизни и сознающих себя активными участниками урочных занятий, знающих и верящих в свои интеллектуальные силы. Разумеется, никакой отбраковки и особого отбора детей, поступающих в эти классы, не осуществлялось. Так разрешалась проблема преемственности в работе детских садов и школ, а ступень общего начального образования стала для детей местом успеха во всех формах длительности.
 
Однако, для этого успеха требуется добрая воля не только педагогов, но и управленцев. Важно переориентировать образовательную политику с привычки контролировать деятельность педагогов на другие вещи: на внимание к складывающимся перспективам в жизни и отношениях детей, воспитателей, учителей, родителей; на ответственное отношение к сохранению уже сложившихся педагогических коллективов; на поддержку различных форм взаимодействия педагогов.
Задачей органов управления становится и охват большинства детей от 5 до 7 лет детскими садами. Нужно иным, чем обычно принято, образом комплектовать первые классы школ: так, чтобы подготовительные группы детских садов превращались в первые классы без больших перемен в своём составе. (Это труднодостижимо в таком мегаполисе, как Москва, но в большинстве городов такая задача вполне реальна, нашлась бы добрая воля.)
 
Конечно, не надо понимать наше требование обеспечить переход в школу целыми группами так, что без этого с детьми случится катастрофа. Даже по отдельности ваши детсадовские выпускники окажутся скорее в выигрышном положении относительно большинства своих сверстников. Но когда им не приходится рассчитывать на поддержку товарищей, то гарантии успеха растворяются. Вступает в силу обычная школьная лотерея: кого-то вынесет в отличники, а кого-то задавят и превратят в троечника. Процент успевающих будет, наверное, заметно выше среднего - но это слабое утешение. Частные удачи не смогут компенсировать распад образовательного потенциала детского содружества, гарантирующего поддержку, увлечённость и успех каждому.
 
Конечно, пройдя полпути, педагогам-дошкольникам важно встретить понимающих школьных учителей. Все известные нам попытки начать школьное обучение с нуля, то есть без включения опыта работы педагогических коллективов детских садов (а тем более с 6 лет) приводят к «успехам», за которые мы расплачиваемся здоровьем детей.
В семидесятые годы АПН СССР была предпринята попытка установить возможность применения школьных форм и методов обучения к практике воспитания пяти-шестилетних детей. Вывод получен отрицательный: школьные методы не приемлемы для детей этого возраста. Этот вывод давно известен и давно игнорируется управленцами от образования. Последнее время ведомственная политика вновь направлена на то, чтобы загонять шестилеток в школы. Печальные последствия этого не замедлят сказаться.
Пора в этом откровенно признаться, если хотеть, чтобы творческий союз детей и взрослых состоялся при нашей жизни.

 

Страницы: « 1 ... 37 38 39 40 (41) 42 43 44 45 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?