Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 3.2. МИНИМУМ И МАКСИМУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

3.2. МИНИМУМ И МАКСИМУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСИЛИЙ

В формулировке Г.И.Абелева: «грамотность - это критический минимум профессионализма», «обладая им, профессионал представляет, как «это» делается». Под «этим» предполагается любое дело любого ремесла.
 
Но критическим может быть не только минимум, но и максимум. О нём обычно забывают.
 
Под критическим максимумом нам следует понимать уровень сохранения душевного и физического здоровья - тот предел, до которого работа идёт без надрыва, без переутомления.
 
Наша задача - чтобы такой «мини-макс» соблюдался в работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста. Это предполагает отказ от принятых упований на энтузиазм. Педагог обязан работать не на максимуме, а в нормальных пределах, стараясь не сваливаться ниже минимума и не очень часто - лишь при крайней необходимости - перепрыгивая тот максимум, за которым требуется самоотверженность. Ведь его дело - жить на радость себе и детям, а не являть примеры героизма. У него есть право на личную жизнь, у него хватает домашних трудностей и радостей, у него подрастают свои дети.
 
Чтобы воспитатели удерживались в рамках нормального отношения к профессии (не выпадая ни в сторону халтурного отношения к делу, ни в показуху, ни в сторону перенапряжений, полного поглощения своей жизни работой, не впадали в уныние) - необходима практика их совместного наблюдения за детьми и совместного поиска грамотных методических решений.
 
Для этого надо считать время встреч воспитателей и других заинтересованных лиц рабочим временем и соответственно его оформлять. Это относится и к кратковременным индивидуальным встречам, и к регулярным периодическим общим встречам на определённой территории (города, района, двух городов или двух районов, двух малых объединений по 8 д/садов). (При возможности очень полезны и эпизодические дальние поездки, почти всегда воодушевляющие и позволяющим взглянуть на положение дел у себя дома наиболее свежим взглядом).
 
Продуктивность совместной работы выражается уяснением для себя условий успешности нового подхода к делу. Ими будут:
  • понимание социо-культурной нормы становления нового поколения за пять лет (в возрасте от пяти до десяти лет);
  • понимание различий профессиональных оценок жизни воспитателями или учителями;
  • понимание форм организации жизни детей за двухлетний период;
  • понимание связи разных видов деятельности для сохранения в норме психических качеств детей и каждого ребёнка в отдельности;
  • понимание специфики языкового осознания жизни детьми и её практическое обнаружение;
  • понимание различий педагогического общения от житейского и от научно-административного;
  • понимание своих собственных взглядов на жизнь.
Вероятно, это минимальный перечень забот в новом подходе к своему самообразованию. Другие заботы каждый учится выражать сам и находит отклик на них в своём окружении.
 
Каковы конкретные достижения?
Педагоги могут открыто обсуждать проживаемые ситуации. Некоторые педагоги не могут преодолеть себя и решиться на публичное обсуждение своей практики. Они уходят. Однако новых педагогов приходит не меньше, чем в прошедшем году (обычно в 1,5 - 2 раза больше).
На третий год в работу приходят те, кто свободно и интенсивно общался с работавшими. Число педагогов удваивается ещё раз; первая ротация - возврат в первый класс или возврат к младшим (средним) дошкольникам - резко меняет отношение к профессиональным навыкам. Исчезает боязнь риска и усиливается потребность в гостевых встречах на рабочих местах (группы, классы), чтобы воочию увидеть себя в деле, а также своих детей в общении с новым педагогом. Возникают описания жизненных ситуаций, проживаемых детьми. Происходит собственный выбор методических средств и их решительное использование. Обостряется педагогическая интуиция, способствующая верному - во времени - распределению усилий детей и взрослых. Экспертная оценка становится более взвешенной, неформальной по форме и по сути.
 
*  *  *
Итак, предлагаемый способ организации системы образовательной работы рождаетновый уровень квалификации педагогов - уровень эксперта. О характере и смысле экспертной деятельности в отличие от привычной методической или административно-контролирующей воспользуемся отрывком из книги петербургского психолога Сергея Леонидовича Братченко «Гуманитарная экспертиза в образовании».

 

Страницы: « 1 ... 33 34 35 36 (37) 38 39 40 41 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?