Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. Глава 2. ВОСПИТАТЕЛИ И ДЕТИ.
    Стиль ведения занятий
  2. 2.1. ОЦЕНКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:
    ОТКУДА ОНА БЕРЕТСЯ?
  3. О старшем дошкольном возрасте
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

Глава 2. ВОСПИТАТЕЛИ И ДЕТИ.
Стиль ведения занятий

2.1. ОЦЕНКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:
ОТКУДА ОНА БЕРЕТСЯ?

О старшем дошкольном возрасте

Но кто такие, собственно говоря, те старшие дошкольники, которым надо развить свои личностные качества и потом применить их в счёте, чтении и письме?
 
Физическим сложением шестилетний дошкольник уже похож на взрослого. В дальнейшем его физическое развитие становится ещё более гармоничным: замедляется общий рост рук, ног, тела, увеличивается объём грудной клетки. Идёт очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы.
С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития шестилетнего ребёнка можно с полной уверенностью сравнить с серьёзностью противоречий подросткового возраста.
Ребёнок и может, и хочет учиться, однако сидячая поза и регламентированность действий вызывает сбой в нервных процессах и в конце концов эмоциональную и физическую усталость.
 
С эмоциональной стороны шестилетний ребёнок уже вступил в тот период, когда он старается скрывать свои чувства и хоть немного управлять ими. Детям не очень нравится, когда их ласкают при других, когда хвалят за выполнение привычных норм поведения. Иногда можно заметить вызывающее поведение и игнорирование хорошо известных детям норм поведения. Из-за этого дети не должны считаться плохими и невоспитанными. Не надо бояться, что если взрослый тут же сразу не находит особых педагогических приёмов воздействия, то ребёнок тут же «испортится». Чтобы стать и оставаться хорошим, ребёнку нужен свой собственный опыт на границе плохого. А в этом возрасте мы имеем дело с очень невинным плохим.
 
Этот возраст считается важным для совершенствования органов чувств. Ребёнок смотрит, но не умеет наблюдать, он ещё не умеет управлять микро- и макро движениями глаз, владение которыми делает чтение неутомительным.
 
Можно справедливо указать на то, что ребёнок не умеет слушать других и себя.
 
Нужно подумать и о развитии руки как особого органа чувств. Ребёнок не умеет управлять движениями мышц обеих рук во время письма. Поэтому затруднена и совместная работа при письме мышц спины, плечевого пояса рук.
 
Словарный запас ребёнка достаточно велик, но понятия его мало обобщены и основаны на образных представлениях. Знания его фрагментарны, хотя память не только впечатлительна, но и действенна - ребёнок любознателен, подвижен. В целом мышление его наглядно-образно, наглядно-действенно. Наверное, это является причиной стремления ребёнка к практической и игровой деятельности.
 
В играх и делах для ребёнка становится понятным, что он умеет и что не умеет, что реально, что надуманно. Круг неопределённых знаний увеличивается. Это рождает загадки, вопросы, предположения. Неопределённость стимулирует умственную активность, создаёт условия для воплощения этой активности в образах, фантазии, воображении, в игре.
 
Игра 6-летнего заметно отличается от игры даже 5-летнего ребёнка. 6-летний ребёнок играет больше с представляемыми, чем натуральными (реальными) предметами, играет в мыслях и на бумаге, играет везде, в том числе и сидя на занятии, если занятие достаточным образом не заняло его потребность действовать и его воображение.
 
*  *  *
Борясь за воспитание грамотного человека, мы должны быть уверены в том, что нормальный ребёнок не отказывает себе в позиции активного зрителя, заинтересованного наблюдателя. Развёртывающаяся вокруг него деятельность детей притягивает его. Быть слышащим зрителем, действующим зрителем, говорящим зрителем - вполне естественное состояние для него. Включаясь в общее действие, он не остаётся только наблюдателем. Действуя, он может перестать говорить, если ситуация этого требует, если без этого трудно координировать свои усилия с усилиями других. Тогда действующим и говорящим лицом станет его партнёр, напарник.
 
У ребёнка ещё сравнительно мал багаж для оценки своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. Но об их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнивать себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неуспехами других детей. Такая оценка - выработанная собственными усилиями - гораздо точнее. Для детей привлекательными выступают те ситуации, где пробующими действиями возможно реализовать совместный поиск. Достаточно изменить эту мотивацию, то же самое дело становится непосильным для них.

 

Страницы: « 1 ... 21 22 23 24 (25) 26 27 28 29 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?