Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. ПРЕДИСЛОВИЕ Т.В.Тарунтаевой
  2. Не превращайтесь в маленькие школы!
  3. К чему привыкнут ваши дети?
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ Т.В.Тарунтаевой

Методика обучения письму и чтению, предложенная в этой книге – это стержневая часть программы «Обновление и самообразование», которая разрабатывается и осуществляется большим числом учёных и педагогов.
 
Педагогические подходы, предлагаемые этой программой показывают не идеальную модель, а практические возможности того, что гарантированно могут сделать взрослые для детей – если у них будет на то добрая воля, и их не будут чересчур давить внешние обстоятельства.
 

Не превращайтесь в маленькие школы!

О педагогической грамотности имеет смысл говорить, если существует общественная система воспитания. Характерно, что в те годы, когда система общественного дошкольного воспитания подвержена разрушению, педагогические задачи то и дело подменяют тестово-диагностическими, административными, хозяйственными, научно-экспериментальными... Такая подмена (обычно поощряемая сверху) ведёт к потере собственно педагогической сущности работы.
 
Всё это находит отражение в стиле типовых программ воспитания и обучения дошкольников. Перенасыщение текстов программ неопределённой формой глагола - особая примета обезличенного отношения к делу. Представления о содержании жизни детей подменяются представлениями о способах использования дидактического материала для достижения заранее заданного эффекта (характерна общепринятая формулировка: «Ребёнок должен уметь»). Стиль изложения дошкольных программ всё чаще уподобляется стилю изложения программ школьно-предметных.
 
В последние два десятилетия в работу детского сада вошли школьные методы организации занятий. Собственно дошкольные формы взаимоотношения детей и взрослых оттеснены к четвёртому году жизни детей. Заорганизованность школьного типа сказывается на детях старшей группы во всех регионах страны.
Однако, здравый смысл по отношению к детям не утерян. Он укрепляется даже там, где очевидны негативные последствия всеобщей заорганизованности для физического и духовного развития детей. Отказ от заорганизованности, от пародирования школы, представляет практическую задачу для всех работников детских садов. А для этого необходимо отказаться от школьных представлений о рядоположенности, несвязанности разных видов деятельности друг с другом.
 
И Евгений Евгеньевич Шулешко, и автор этого предисловия, и ряд других создателей программы «Обновление и самообразование» являются учениками и последователями научных и общественных взглядов крупнейшего российского психолога, многолетнего директора Института дошкольного воспитания Александра Владимировича Запорожца. Мы разделяем те важнейшие принципы, соблюдение которых он считал обязательным: 
  • сохранение специфики дошкольного обучения (удержание разницы в манере поведения воспитателя детского сада и учителя школы);
  • связь педагогического процесса, общевоспитательной и образовательной работы в детском саду с продолжением её в первом классе школы как работы над общекультурными навыками человека;
  • максимальный учёт в организации жизни детей их возрастных особенностей и региональных возможностей жизнеобеспечения;
  • отказ от форсирования усилий в достижении показателей обученности детей и учёт состояния их физического здоровья.
 

Дети не равны по способностям? Допустим.
Но они равны в своих возможностях

Установление нормального хода дел и отношений в детском саду происходит одновременно в жизни детей и жизни взрослых.
Во-первых, оно проявляется как снятие регламентации и заорганизованности в поведении и в языке (тем самым подталкивая к инициативному, заинтересованному, доброжелательному, диалогическому поведению детей в группе и группы детей в целом; а у взрослых - к творческой, самостоятельной организации педагогической работы, к формированию своего языка разговора о педагогических проблемах.)
Во-вторых, она проявляется через становление у случайно собравшейся вместе группы детей ровеснической общности, где каждый ощущает себя равным по своим возможностям с ровесниками (а это приводит к освоению детьми образа грамотно действующего лица; а взрослых - к нарабатыванию грамотного профессионализма.)
 
Практика показала (и доказала), что педагогически грамотная линия поведения взрослых обеспечивает нормальную, радостную и успешную для всех жизнь в детском саду вне зависимости от того, какие именно дети стихийно собираются к пяти годам под крышу одного дошкольного учреждения:
  • дети могут иметь нормальное психическое и речевое развитие, но быть ослабленными физически; они могут иметь общее психическое или речевое недоразвитие; они могут быть просто нормальными здоровыми детьми. (Более того, в данной работе не делается исключения и для детей логопедических групп и для групп детей с нарушенным слухом - глухих и слабо слышащих, которые восстанавливают свою устную и письменную речь к 7-8-9 году жизни благодаря использованию методики развития речевого слуха и речевого общения, разработанной замечательным отечественным учёным Эмилией Ивановной Леонгард. Своевременно начатая реабилитация таких детей настолько надёжна, что они могут общаться со своими ровесниками в обычной массовой школе);
  • успехи детей не зависят от предыдущего опыта их обучения: не важно, по какой программе их учили и учили ли их вообще;
  • они не зависят и от предыдущего социального опыта детей. Дети могут прийти из многодетной или неполной семьи, из семьи счастливой или неудачной, материально благополучной или бедствующей. Все они обретают равные возможности для вступления нормальными людьми в нормальную жизнь.
 
Тысячи педагогов убедились, что в период от 5 до 7 лет в детском саду возможно построить такую детскую общность, где каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей. Именно образование группы ровесников мы считаем культурным оформлением кризиса шести лет. И поэтому, когда взрослый предлагает группе равных какое-то дело, дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно всё сделал. Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям и каждому ребёнку осваивать любую программу детского сада. А содержанием работы самого детского сада оказывается создание условий для возникновения этого нового состояния - ровесничества.
 
Этот способ работы можно назвать «начальным образованием культурного наследия в умах и сердцах детей». Такие исходные образы родной культуры, как разговорный и письменный язык, народные танцы, песни, обычаи трудиться и праздновать, ритуалы гостевых встреч и тому подобное станут для детей основой реально воспринимаемого окружающего мира человеческих отношений. А культивируемая норма «быть ровесником и учащимся» получает обращённость в будущее и становится воспроизводимой в педагогической практике.
 

К чему привыкнут ваши дети?

Слова «грамотность» и «грамота» употребляются нами в социокультурном смысле. Слово «грамота» не подразумевает школьную дисциплину; «грамотный человек» - это человек, который владеет культурой того общества, в котором он живёт.
 
Ребёнок входит в мир грамотных людей, чтобы почувствовать себя понимающим грамотных – а, следовательно, и себя почувствовать грамотным.
 
Предлагаемая методика не ограничивает творческие устремления воспитателей и не диктует, как они обязаны себя вести. Методика просто позволяет представить для детей занятия по освоению письма и чтения таким же доступным и успешным делом, как все другие ежедневные занятия, - далеко не самым трудным и грустным среди них.
 
Включение письма в целостную работу детского сада исходит из убеждения, что умение писать впитывает, воплощает в себе все без исключения стороны человеческой деятельности и выступает как итог общего развития детей определённого возраста.
Овладение графикой письма основывается на степени владения ребёнком к шести годам ритмическими, темповыми, мелодическими, пространственными, мышечными и языковыми навыками, которые складываются в ходе занятий (любого и каждого) в детском саду. Усилия воспитателей направлены в первую очередь на установление единства занятий по счёту, чтению и письму со всеми другими занятиями. В этом залог успеха. Воспитатели получают средства для включения в общую работу каждого ребёнка (члена группы) и для обеспечения единого темпа продвижения всей группы. Состав группы и индивидуальные различия детей не оказывают негативного воздействия на успех обучения.
 
Но условие успеха каждого ребёнка – это общая готовность группы детей представлять свои умения как форму выражения своих возможностей в любой области общекультурных навыков, желаний, намерений.
 
Создаются такие условия жизни (игры и труда), когда у детей рождаются новые привычки действовать в темпе общей работы, оказать своевременную поддержку товарищу в игре и на занятиях, улавливать своеобразие рабочей позы действующего лица и уметь самому доводить дело до конца, до предположенного результата свою задумку.
 
В такой жизни дети, не теряя здоровья, осваивают не только хоровое и сольное пение, общегрупповое и собственное рисование, совместную и личную игру, но совместное напевное чтение, озадачивание других и свою быструю догадливость, умение самому расписаться полным именем и умение увидеть своеобразие почерка своих друзей.
Для этих детей становится привычной любая рабочая поза, и они поэтому могут безошибочно писать, считать и читать, а также выбирать посильный объём работы. Интерес к жизни у них не пропадает.
Сложившиеся у детей привычки: привычка радоваться, действовать, находить приятелей по игре и по совместному делу, посильно помогать старшим в их делах, задавать вопросы и придумывать ответы – все они складывают у детей их собственный образ о себе как о ровесниках. А сила ровесников – во взаимном общении, в общем знании, в общей перспективе жизни.
 
К семи годам дети готовы успешно учиться во втором классе школы (по программе 1-4). С первых же недель учения дети делом доказывают свою работоспособность, устойчивость в работе и заинтересованность в новых делах.
 
Всё сказанное относится ко всем детям, к каждому из них.
 
Детям даётся в руки способ социальной самозащищённости. Они знают свои интеллектуальные силы; накопив достаточный опыт общественной жизни, сознают себя активными участниками урочных занятий.
 
Как показал опыт, эти дети легко адаптируются в любом коллективе. А коллектив таких детей сам создаёт атмосферу, когда взрослые передают свои знания не только радостно, но и довольно быстро. Хотя учителям при этом придётся отчасти поступиться своей ролью авторитарного руководителя в пользу сотрудничества и готовности считаться с инициативой учеников.
 
Заведующая лабораторией
«Преемственность детского сада и школы»
Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца
Т.В.Тарунтаева

 

Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?