Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 1.3. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МАЛЫХ ГРУПП
  2. Тренажёр для дружелюбия
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

1.3. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МАЛЫХ ГРУПП

Тренажёр для дружелюбия

С возникновением микрогрупп в педагогической работе мы имеем дело на каждом шагу. Предоставленные сами себе, дети в группе 20-30 человек естественным образом делятся на микрогруппы по трое-шестеро человек. Как правило, в общепедагогической работе мы не учитываем, не знаем, не анализируем закономерности возникновения и существования таких «микрогрупп». Но по сути дела именно в этих группах таятся корни успеха учебного процесса.
Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (с помощью, например, считалочек), внутренние взаимоотношения остаются неформальными. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
К этому следует добавить и ещё один принципиальный момент: внутри такой группы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга.
 
Необходимо возникновение именно такой ситуации, когда ребёнок, как член группы, сравнивает себя с каждым её членом (выясняя и его мнение о себе, и своё о нём). Только тогда происходит резкий скачок в развитии самосознания. Этот скачок позволит ребёнку самому ставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих проблем.
 
В начале работы перед воспитателями каждый день возникает много новых проблем: «Как научить детей договариваться?», «Как помочь ребёнку найти себя, выразить себя, ввести себя в общее дело?» И именно доброжелательный тон и уважительное отношение детей друг к другу в микрогруппах позволяют им принять взрослого таким, при котором они могут без стеснения обсуждать его задание. Это даёт детям возможность действительно высказывать какие-то реплики по поводу услышанного, увиденного. Что, в свою очередь, отражается в их высказываниях по поводу любого события их жизни, в том числе и по поводу прочитанного, написанного, сосчитанного, решённого.
 
Дети, как и взрослые, по отношению к некоторым сверстникам менее обидчивы, когда те их не понимают. Известно, что устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. И именно малая группа меняет характер поведения ребёнка.
 
В большой группе все дети друг другу известны, но не все близки между собой. Попадая на занятиях в новые микрогруппы, дети расширяют и тренируют свои умения входить в рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими сверстниками. Через работу в постоянных и временных шестёрках дистанция между разными детьми уменьшается, они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для общего дела, которым занята шестёрка.

 

Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?