Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Шулешко Е. ПОНИМАНИЕ ГРАМОТНОСТИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСЛОВИЯ УСПЕХА


Содержание:
  1. 1.2. РАЗГОВОРЫ ОБЩИЕ, ДЕЛОВЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Информация об авторе: Евгений Евгеньевич Шулешко
Москва,
один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования. Создатель системы "ровеснического образования" детей от 5 до 10 лет, оформленной как Программа "Обновление и самообразование".

← Оглавление

1.2. РАЗГОВОРЫ ОБЩИЕ, ДЕЛОВЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Активность ребёнка в деятельности и уверенность в успехе обеспечивается разговорами, беседами, в которых ребёнок может свободно и смело принимать участие. Прямая инструкция в этом возрасте не даёт желаемых результатов, поскольку она не соответствует закономерностям и механизмам развития детей. Чем больше взрослый создаёт благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем активнее их общение (желание дать высказаться своему товарищу, группе детей) - тем выше развивающее влияние совместных действий, ибо тогда речь и действия тесно увязаны в поисковой работе.
 
Для того, чтобы педагог мог ежедневно оценивать то, чему учится каждый из его воспитанников, ему удобно различать три формы взаимоотношений, которые находят своё выражение в речи собеседников.
 
Общие разговоры - это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы и ведёт к уяснению того, что лежит за плоскостью общих воспоминаний, что притягивает своей таинственностью. А ведётся она про то, кто что знает, кто что слышал или видел; кто где бывал, кто с кем встречался.
 
Чтобы осуществилась такая общая беседа, взрослому нужно быть в роли внимательного слушателя, вмешиваясь в беседу только в случае крайней необходимости, косвенно, с направляющими замечаниями. А дети должны уметь и желать, и осмеливаться слушать друг друга и высказываться по поводу данной темы разговора. Через общие разговоры взрослый узнаёт, какие знания и опыт имеются у детей, чтобы в последующем целесообразнее строить деловые разговоры.
 
Когда воспитатель культивирует общий разговор, он вовлекает каждого ребёнка в подачу реплик. В присутствии товарищей каждый может высказать в непринуждённой реплике своё суждение. Чтобы вступить в общий разговор, ребёнку нужно заметить удачную попытку другого и сделать её предметом обсуждения, рассказывая о ней так, чтобы и другим передать согласие действовать именно таким образом.
 
Признание несколькими детьми совпадения итога работы и высказанного замысла закрепляется в общем разговоре как оценка удачной работы. Если же дети не высказали своего отношения к чьей-то работе, это означает, что она неудачная. Такая работа не стала предметом общего разговора. Действительные неудачи обнаруживаются не во время общих обсуждений, а в деловых разговорах. Эти текущие помехи в работе дети сразу же устраняют во время выполнения других упражнений.
 
В рамках делового разговора уясняется предмет общего интереса. В ходе такого общения возникают новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Здесь обсуждаются намерения и планы, оценивается их реальность и нереальность, проговаривается, каким образом выполнить то или другое действие.
 
Есть и третий тип взаимоотношений - индивидуальный разговор. Это личная, внутренняя подготовка ребёнка к самостоятельной деятельности, активизация своих возможностей, проговаривание себе своих желаний. В нём оживляются вчерашние события или предписываются текущие дела. При этом говорящий не заинтересован в выяснении мнения слушателей. Он выражает свои собственные возможности без намерения их обсуждать. Вместе с тем такая форма высказывания возможна для тех, кто хочет выразить свою самостоятельность, кто чувствует себя «знатоком» дела, кто уже решается сделать свой выбор, если потребуется. Здесь при необходимости ребёнок задаёт уточняющие вопросы товарищам, взрослым, выражает желание, высказываясь, как он будет выполнять задание. Индивидуальный разговор про себя - это внутренний план ребёнка при общегрупповой работе.
 
Обычно прежде всего обсуждается «проблема» - дети говорят о том, что они знают (общий разговор). Затем следует уточнение знаний - дети ставят перед собой конкретные цели, ищут пути и способы их решения, взвешивают возможность и нужность выполнения решения (деловые разговоры). И, наконец, дело доходит до умения видеть самого себя в этой деятельности, находить для себя подходящий стиль и план действий (индивидуальный разговор). Чтобы дойти до индивидуального разговора по избранной проблеме, надо обязательно освоить два предыдущих типа общения в разговорах. Только при таком условии деятельность людей становится и для ребёнка понятной, нужной, своей.
 
В разных делах ребёнок сведущ по-разному. Поэтому он и по-разному себя ведёт: то ищет деловых взаимоотношений, то заинтересовывается общим разговором, то подчёркивает свои личные особенности и возможности.
При групповом обучении каждый ребёнок должен научиться принимать предлагаемую форму взаимоотношений и поддерживать её соответствующим разговором.
Легче начать освоение общего дела с налаживания общего разговора, чтобы потом вступить в деловые отношения. В них дети определяют свои возможности и могут высказывать их в индивидуальных разговорах. Детям шести лет надо учиться подчинять себя предлагаемой другими детьми форме общения. В этом и состоит смысл образовательных занятий.

 

Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 49 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/237
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/237
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Евгений Евгеньевич Шулешко & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?