Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Типологии

 
Упоминавшийся выше Юло Вооглайд предложил 25 (!) оснований для «сортировки» нововведений и оговорился, что это только начало аналитической работы. Каких только нововведений в его классификации нет; долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и на общество в целом, радикальные и реформистские, в труде и в досуге, авторитарные и либеральные, инициативные и под давлением.
Остановимся на двух, может быть наиболее интересных для педагогики, основаниях: радикальности и отношения нового к старым, предшествующим формам деятельности.
 
Распределяя нововведения по радикальности, чаще всего называют три типа: радикальные, комбинаторные и модифицирующие (по другой терминологии - совершенствующие). Пример радикального нововведения в образовании - попытки перестройки процесса обучения на основе компьютерной технологии.
Комбинированное нововведение - соединение ранее известных элементов в новое (новый тип урока как необычное сочетание известных приёмов, способов работы). Самая скромная - модифицирующая инновация - это улучшение, дополнение имеющегося без его существенного изменения. Надо сказать к такого рода изменениям громкое слово «инновация» не очень-то и применимо.
 
По отношению к предшественникам нововведения делят на замещающие, открывающие, отменяющие и самые парадоксальные ретронововведения. Замена традиционной контрольной работы компьютерной проверкой знаний - это пример замещающей инновации. Появившийся кое-где учебный предмет «Человековедение» - это открывающее, создающее новую сферу деятельности нововведение. Отмена домашних заданий - пример отменяющей, закрывающей инновации, И, наконец, ретронововведение - старое, забытое, которое вновь оказывается актуальным (появление в последние десятилетия групповых форм работы на уроках, казалось, навсегда оставленных в двадцатые годы.)
Спрашивается, что даёт знание многочисленных, видов инноваций? Мы полагаем, что оно позволяет лучше осознать цели нововведения, его возможности, особенности развёртывания инновационного процесса. Прокомментируем последнее. Следует ожидать, что трудности освоения и распространения радикального новшества будут больше, чем сложности внедрения модифицирующей новинки (освоение безотметочного обучения, скажем, на порядок тяжелее перехода с пятибалльной на семибальную систему оценивания).
 
Задание 2.
Всякому нововведению что-то помогает, а что-то мешает осуществиться. Назовите не менее трёх причин, стимулирующих педагогические нововведения и столько же, препятствующих их реализации.
Среди причин, помогающих - мешающих нововведению, и экономические (слабая связь финансирования учреждений народного образования с их инновационной деятельностью, бедная материальная база школ как тормоз для некоторых новшеств), и социальные (неэффективная система распространения нововведений), и психологические (убеждения учителей как общепедагогические, так и в отношении конкретного новшества), и педагогическиё (бытующие в школах традиции организационно-педагогической, управленческой работы).
Перечисленного достаточно (а примеры можно продолжать), чтобы утверждать: никакая отдельно взятая научная дисциплина не может претендовать на то, чтобы стать «хозяйкой» инноватики. Инноватика полидисциплинарна. То же можно сказать и об одной из, её отраслей - педагогической инноватике. В её построении принимают участие не только педагоги, но и такие области науки и практики, как социология учителя, педагогическая психология.

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?