Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

В педагогике

 
В конце восьмидесятых годов прошлого века волна исследований с позиции инноватики докатилась до педагогики. Здесь она пересеклась с традиционными для науки об образовании темами изучения передового опыта учителей и внедрения достижений педагогической науки в практику.
Кропотливые педагогические историки находят все более далёкие точки отсчёта для появления в отечественной педагогической науке этих тем. Кто-то называет работы пятидесятых годов, в частности работу 1952 года светлой личности в истории советской педагогики, Михаила Николаевича Скаткина, когда-то в молодые годы сотрудника знаменитого С.Т. Шацкого.
Кто-то находит фразы о распространении передового опыта у А.С. Макаренко и П.П. Блонского. Ну и дальше - к К.Д. Ушинскому (известная мысль, актуальная и поныне, о том, что передаётся не опыт, а идея опыта).
К середине восьмидесятых годов процесс внедрения педагогической науки в практику был весьма тщательно препарирован. Самые подробные схемы такого процесса можно найти в работах А.Н.Бойко и П.И.Карташова. А.Н.Бойко выделяла 18 (!) этапов внедренческого цикла и 17 (!) задач по управлению нововведением.
 
Однако образ нововведенческого процесса, возникающий за страницами этих работ, вызывает определённые сомнения. Это строго целенаправленный процесс, в котором мудрые инициаторы внедряют в «несмышлённые» головы школьных работников замечательные научные рекомендации или прекрасный опыт удачливых коллег-учителей.
Реальный же нововведенческий процесс - плод не только целенаправленных усилий его инициаторов и руководителей, но и позиций, устремлений всех, кого касается новшество.
Соответственно, педагоги не только знают - не знают внедряемые идеи, умеют - не умеют работать по-новому (на чём обычно делают акцент специалисты по внедрению и распространению), но имеют свои причины принимать - не принимать, использовать - не использовать новшество.
 
Самая проработанная концепция распространения передового педагогического опыта принадлежит Я.С. Турбовскому.
Ключевая идея этой концепции - педагогический опыт может рассматриваться как передовой, если в нём есть потребность у конкретных учителей.
Распространение передового опыта должна начинаться с диагностики этих потребностей. Учитель для Я.С.Турбовского не предмет, на который обрушивается опыт и идеи, а человек, заказывающий новшество.
 
Идею важности анализа и развития учителя как активной стороны, деятеля внедренческого процесса отмечал ещё в 1971 году один из самых тонких педагогов-исследователей советского времени Х.Й.Лийметс. Лийметс писал о том, что для судьбы нововведения важны установки, настрои учителя относительно учеников, своей профессии, педагогической науки, себя самого. А изменяются, обновляются эти установки гораздо труднее, чем знания и приёмы.
В середине, во второй половине восьмидесятых годов, в педагогике происходит ряд «тихих» и «громких» событий, открывающих новый этап исследований педагогических нововведений. Это работы А.А.Арламова и В.И.Журавлева, а также взлёт интереса к творческой педагогике, начавшийся с феномена «педагогики сотрудничества».
Новые исследования и события открыли, прежде всего, сложность педагогического инновационного процесса. А.А.Арламов на примере учкомов, распространявшейся в те годы формы ученического самоуправления, описывает подробно всю цепочку нововведенческого процесса: от характеристики учкомов, как новшества и описания информационно-управленческих каналов, по которым идёт волна нового, до психологических и организационных причин невнедряемости учкомов в конкретных регионах и школах. ''Психологическая, организационная, информационная, науковедческая стороны на равных присутствуют в исследовании А.А.Арламова. А это уже похоже на инноватику.
В.И.Журавлев акцентирует многомерность внедренческого процесса в педагогике, подчёркивая такие условия, влияющие на судьбу нововведения как доступность информации, наличие правовых основ и (внимание!) установку педагога на профессиональное творчество.
Так что идеи общей инноватики начали проникать в педагогические исследования. И не случайно именно в это время в педагогических разговорах начало мелькать, пока ещё робко и как экзотика, слово «инновация», а у слова «внедрение» появился конкурент - «нововведение».
 
Феномен «педагогики сотрудничества», споры вокруг него сделали вопросы о педагогическом новаторстве, о соотношении теории и практики образования, о порождении нового в педагогической науки, об авторских школах, о проблемах распространения новшеств темой не только педагогической науки, а социально, общественно интересной темой.
Вот это и стало той почвой, на которой и начала оформляться в нашей стране новая область педагогической науки - педагогическая инноватика.Символами этого становления стали: всероссийское совещание «Проблемы теории и практики инновационных процессов в системе образования» (Новгород, 1990), сборник «Инновационные процессы в образовании» (Тюмень, 1990) и тоненькая, и на десяток дет единственная, монография Н.Р.Юсуфбековой «Общие основы педагогической инноватики» (Москва, 1991).
Отметим, хотя традиция нововведенческих исследований в образовании, с соответствующей терминологией идущей от общей инноватики, существовала ещё с семидесятых годов во многих развитых странах: в Англии (прежде всего серьёзная работа A.Николс), США, Югославии (переведённая у нас книга К.Ангеловски), но стремление выделить педагогическую инноватику как специальную научную область с соответствующим аппаратом и структурой за рубежом только в польских работах этих лет (З.Петрасинский, 1971 год).
 
*  *  *
Ну а что же всё таки такое инноватика, что это за страна, каковы её границы, территориальное устройство, центры, города, дороги - какова её карта?

Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?